Начало протестантскому вероисповеданию положено было августинского ордена монахом Лютером. Будучи профессором богословия и придворным проповедником в Виттенберге, он восстал сначала против безнравственной торговли индульгенциями, открытой в окрестностях Виттенберга доминиканцем Тецелем. Встретив неуместные возражения со стороны защитников Тецеля, Лютер по своей горячности увлекся до того, что безусловно отверг авторитет папы, Соборов и все церковные предания. Папа Лев Х предал его проклятию, но Лютер торжественно сжег осуждавшую его буллу и всенародно отступился от Западной Церкви. Дух времени доставил ему многих последователей, получивших имя лютеран, или протестантов (от представленного ими протеста на Шпейерском сейме 1529 г.). Основанием их веры служит Аугсбургское исповедание, составленное другом Лютера – Меланхтоном и одобренное самим Лютером для представления императору Карлу V на Аугсбургском сейме 1530 г. Главнейшие положения исповедания суть следующие:
1. единство Божие и тайну Святой Троицы признавать по определению первых четырех Вселенских Соборов;
2. воплощение, жизнь, страдание, смерть, воскресение и вознесение Иисуса Христа исповедывать по Символу Апостольскому;
3. признавать, что оправдание приобретается одной верой без добрых дел;
4. что вера должна производить добрые дела, но они, впрочем, знаки нашего повиновения Богу и не служат к нашему оправданию;
5. Дух Святой ниспосылается через таинства; действия же Его открываются по мере одной веры;
6. в Церкви таинств только два: крещение и причащение;
7. в Евхаристии вместе с хлебом и вином причащающиеся принимают Тело и Кровь Христову;
8. отпущение грехов в покаянии необходимо, но не необходимо исчисление их;
9. призывать в молитве Святых и совершать поминовения по усопшим не должно;
10. обет безбрачной жизни, посты, праздники, исключая Господских и дня воскресного, уничтожаются;
11. правление Церковью вручается гражданскому начальству; впрочем, Церковь имеет коллегии и консистории из своих служителей.
Аугсбургский и потом Вестфальский мир утвердили свободу протестантского вероисповедания в Германии.
Из Германии протестанство распространилось и утвердилось в Пруссии, Нидерландах, Швеции, Норвегии, Дании и Англии. Последние четыре страны, приняв протестантство, удержали однако свою прежнюю иерархию.
Начало реформатскому вероисповеданию положили Цвинглий, бывший проповедником в Цюрихе, и Кальвин, проповедник женевский. Оба они жили в одно время с Лютером и в своем учении отличались от него только следующими положениями:
1. что в Таинстве Причащения хлеб и вино суть только символы Тела и Крови Христовой;
2. что воля Божия без всякого отношения к свободной воле человека предопределяет одних к вечному блаженству, а других – к вечному мучению;
3. что Церковь не должна иметь никаких украшений.
Секта социниан основана в XVI веке Фавстом Социном. Учение их состоит в следующем: единственный источник спасительного учения заключается в Священном Писании; но в нем не должно допускать ничего, что противоречило бы разуму. Посему учения о Троице принимать нельзя. Бог имеет только одно Лицо. Иисус Христос был простой человек, облеченный только Божественной силой для совершения человеческого спасения. В награду за Свое безусловное послушание, Он возвышен до Божеского достоинства, получив власть судить живых и мертвых, и потому должен быть почитаем как Бог. Дух Святой есть только Божественная сила. Первородного греха не существует, но существует в каждом человеке только наследственная наклонность к злу, которая ему не ставится в вину. Искупление состоит в том, что Христос Своим учением и жизнью указал путь людям к высшему нравственному совершенству. Те, которые пойдут указанным от Него путем, получат от Бога прощение своих грехов и вечную жизнь; те же, которые не будут Ему следовать, по измождении мучениями, уничтожатся. Смерть Христова вовсе не была искупительной жертвой, но только печатью истины Его учения и привела Его Самого к Божественному достоинству. Таинства суть простые обряды, которые хорошо соблюдать только как древние и назидательные обыкновения.
Секта квакеров основана в XVII веке (1649) одним сапожником в Англии, Георгом Фоксом. Важнейшим началом в деле веры они принимают внутреннее, непосредственное озарение от Святого Духа, которого может удостоиться каждый человек, если только будет молить о том Бога со смирением и верой. Это внутреннее озарение служит, по их мнению, ключом к надлежащему разумению Священного Писания и одно может сообщить христианину истинное познание в деле веры. Определенного вероучения они не имеют, но вся религия их состоит в стремлении ко вдохновению и строгой нравственной жизни. Храмов, праздников, обрядов, таинств и определенных проповедников у них нет. По воскресным дням они собираются в залы без всяких украшений, садятся по скамьям с покрытыми головами, с глазами, устремленными в землю, и молча ждут каждый себе наития Святого Духа. Кто чувствует в себе расположение к молитве, проповеди и назиданию, тот поднимается и начинает говорить. Если же такого расположения никто не ощущает в себе, то они молча расходятся. Присягу и войну, во всяком случае, они считают недозволенными.
Таким-то образом реформация, начатая Лютером, не успела возвести Западной Церкви к ее первоначальной чистоте, но многих увлекла еще к отвержению самых основных догматов христианства.
Хронологическая таблица к истории Христианской Церкви
Годы | |
34 | Сошествие Святого Духа |
45 | Первое путешествие Апостола Павла |
50 | Апостольский Собор в Иерусалиме |
51 | Второе путешествие Апостола Павла |
54 | Третье путешествие Апостола Павла |
64–68 | Гонение на христиан при Нероне |
68 | Кончина Апостолов Петра и Павла |
70 | Разрушение Иерусалима Титом |
81–96 | Гонение при Домициане |
Ок. 105 | Кончина Апостола Иоанна |
249–251 | Гонение при Деции |
301–311 | Гонение при Диоклетиане |
312 | Указ о свободе христианского вероисповедания |
323 | Победа Константина над Ликинием |
325 | Первый Вселенский Собор |
381 | Второй Вселенский Собор |
431 | Третий Вселенский Собор |
451 | Четвертый Вселенский Собор |
496 | Крещение Клодвига, короля франков |
553 | Пятый Вселенский Собор |
589 | Обращение вестготов к Православию |
597 | Начало обращения англосаксов |
680 | Шестой Вселенский Собор |
692 | Пято-шестой Трулльский Собор |
715–755 | Апостольские труды Бонифация в Германии |
717–842 | Иконоборчество |
787 | Седьмой Вселенский Собор |
857 | Появление лжеисидоровских декреталий |
863 | Крещение болгарского царя Бориса. Кирилл и Мефодий у моравов. Перевод славянской Библии |
867 | Окружное послание Фотия о заблуждении латинян |
867 | Крещение Аскольда и Дира |
894 | Крещение богемского князя Боривоя |
957 | Крещение русской княгини Ольги |
966 | Крещение Мечислава, короля польского |
988 | Крещение святого Владимира |
1054 | Отделение Церкви Западной от Восточной при Михаиле Керулларии |
1299 | Перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир |
1325 | Перенесение митрополичьей кафедры из Владимира в Москву |
1354–1461 | Время постепенного разделения Русской митрополии |
1439 | Флорентийский Собор |
1517 | Начало реформации Лютера |
1566–1568 | Святой митрополит Филипп II |
1589 | Учреждение патриаршества в России |
1594 | Начало Богоявленского училища в Киеве |
1596 | Начало унии в Литве |
1642–1647 | Митрополит Петр Могила |
1667 | Начало раскола старообрядцев |
1679 | Открытие училища в Москве при типографском доме |
1721 | Учреждение Святейшего Синода |
1808 | Штаты для духовных училищ |
1839 | Конец унии |
[1] В эти-то дни Апостолы восприняли первоначальное свое число 12, избрав по жребию Матфея на место Иуды Искариотского.
[2] Между крещеными самарянами находился некто С!имон волхв. Увидев, что через возложение рук Апостольских дается Дух Святой, он принес им денег и сказал: «Дайте и мне сию власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Святого Духа». Но Петр отвечал ему: «Да погибнет с тобою серебро твое, поелику ты помыслил за деньги получить дар Божий. Нет тебе в сем части и жребия». По имени этого волхва и всякое приобретение священных должностей за деньги стало называться симонией.