[3] Во время пребывания своего в Коринфе Апостол написал два послания к Солунянам.
[4] Из Ефеса Апостол Павел написал послания: к Галатам, к Тимофею, 1-е Коринфянам и к Титу.
[5] Из Македонии он написал 2-е послание к Коринфянам.
[6] Из Коринфа, при вторичном посещении, написано им послание к Римлянам.
[7] Во время своих первых уз в Риме апостол Павел написал послания к Ефесянам, к Колоссянам, Филимону и Филиписеям.
[8] Во время вторых уз в Риме апостол Павел написал 2-е послание к Тимофею и к Евреям.
[9] Сначала римляне считали христианство иудейской сектой, и потому при императоре Клавдии (41–54), когда иудеи произвели возмущение в Риме, христиане наравне с иудеями выгнаны были из Рима
[10] Например, Символ, известный под именем Апостольского, читается так: «1. Верую в Бога Отца всемогущего: 2. Творца неба и земли: 3. Верую во Иисуса Христа, Сына Его, Единородного, Господа нашего: 4. Иже зачат бысть от Духа Святаго, рожден от Марии Девы: 5. Пострада при Понтии Пилате, распят, умре и погребен: 6. Сниде во ад, в третий день воскресе из мертвых: 7. Взыде на небеса, сидит одесную Бога Отца всемогущаго: 8. Оттоле приидет судити живых и мертвых: 9. Верую и в Духа Святаго, Святую Церковь Соборную: 10. Общение святых, отпущение грехов: 11. Воскресение плоти: 12. Жизнь вечную. Аминь».
[11] Между иудействующими сектами наиболее замечательны евионеи. Они признавали обрядовый закон Моисея безусловно необходимым для спасения; Иисуса Христа они считали простым человеком, получившим Божественную силу только при крещении. Писания Апостола Павла они за Божественные не признавали, а руководствовались одним поврежденным Евангелием от Матфея под названием Евангелия от Евреев. Кроме того, они верили, что Иисус Христос снова придет на землю и оснует тысячелетнее земное царство, в котором верующие в Него будут наслаждаться всеми возможными чувственными благами.
[12] Гностические системы, смотря по преобладанию в них учения или греческой философии, или восточных религий, или понятий христианских, можно разделить на три класса: на гностицизм эллинский, гностицизм восточный и гностицизм языческо-христианский. Характер их учения следующий:
Гностицизм эллинский, гнездившийся главным образом в Египте и Александрии, представлял Бога высочайшим существом, заключенным в Самом Себе, и источником всякого бытия. Из Него, подобно лучам солнечным, произошли второстепенные божеские существа, названные эонами, которые чем более отдалялись от своего источника, тем были слабее. Все они в совокупности назывались плирмой, или полнотой. Вместе с Богом, совечно Ему, существует грубая безжизненная материя, не имеющая в себе действительного бытия, но только вид его, почему она и называется пустотой. Соприкосновением и смешением этих двух царств положено было начало возникновению чувственного мира. Это смешение произошло следующим образом: самый крайний из эонов по слабости своей погрузился сам собой в материю; по другим же, от полноты света в плироме одна частица упала в материю и одушевила ее. Из этой смеси последний из эонов образовал видимый мир, в котором божественное и материальное перемешаны между собой. Противоположность, в которой последнее находится к первому, сделалась причиной начала зла в людях и демонах. Положение Демиурга, или эона, сотворившего чувственный мир и которого обыкновенно гностики признавали богом Ветхого Завета, к дальнейшему развитию творения было определяемо различно, но всегда не к чести для него. Иногда представляли его самого желающим спасти или освободить дух от уз материи, но бессильным только исполнить сие; иногда же представляли его ревностно поддерживающим свое творение и противящимся искуплению высшими эонами. Высочайшее же Божество постоянно заботится поддержать в человеческих душах, бессознательно стремящихся к возвращению в плирому, мысль об их высоком происхождении и укрепить их в борьбе с материей. Для этой цели оно по временам сообщало людям, к тому способным (пророкам или философам), новые духовные элементы и, наконец, послало самого первого эона на землю для спасения людей. Поелику же сему эону невозможно было принять настоящее тело, то он явился только в призрачном теле; по некоторым же, он соединился при крещении со святым человеком Иисусом (докетизм). Он напомнил душам об их высоком происхождении и показал им надлежащий путь к возвращению в плирому. Раздраженный сим Демиург (а по другим – сатана), довел его до распятия; но поелику Христос имел лишь призрачное тело, то распятие его было только кажущимся. По мнению же других, небесный Христос оставил человека Иисуса при распятии и возвратился к Высочайшему Существу. Спасение, к которому приводит Христос, состоит в очищении и освобождении души от облежащей ее материи через постоянную борьбу с ней. Очистившиеся души возвращаются в плирому, другие же подвергаются новому очищению через ряд переселений. Наконец, когда все души освободятся от материи, материя снова возвратится в свою первобытную безжизненность. Главными проповедниками гностицизма были Карпократ, Василид и Офиты.
Восточный гностицизм, иначе называемый по месторождению его представителя сирским, отличается от египетского преимущественно тем, что на основании Зороастрова учения, предполагает вместо материи вечное, постоянно беснующееся царство мрака, имеющее своим главой сатану. Сей сатана вместе со своим царством постоянно нападал на царство света, пленил одну частицу светлого вещества и заключил ее в материю, отчего и произошел видимый мир. Учение о спасении в общих чертах сходно с александрийским. Сатана, хотя старается препятствовать этому, но все частицы света мало-помалу освободятся наконец от уз материи, а царство мрака, более и более стесняемое, погибнет со временем от непрерывных внутренних раздоров. Представителем сирийского гностицизма был Сатурнин, родом из Антиохии.
Христианствующие гностики из язычников в своих системах менее придерживались вероучений восточных и склонялись более к учению христианскому; но при сем оказывали решительное отвращение к Ветхому Завету и не допускали никакой связи между иудейством и христианством. Христианствующие же гностики из иудеев, напротив, старались доказать тождество подлинного учения Моисеева, будто бы сохранявшегося всегда в тайне, с первоначальным христианством. Между христианствующими гностиками из язычников особенно замечателен Маркион.
Все гностики отличались строгим воздержанием, так как по их учению спасение достигалось порабощением плоти и воздержанием от всех чувственных наслаждений. Впоследствии египетские гностики стали предаваться пьянству и распутству под тем предлогом, что это также способствует ослаблению плоти.
В III веке, когда гностицизм начал ослабевать, взамен его явилось манихейство. Начальником его был Манес, происходивший от персидских магов. Составив из учения христианского и древнего Зороастрова свою систему, он начал (260 г.) выдавать себя за обещанного Иисусом Христом Параклита (Ин. 16, 13), посланного для преобразования и утверждения Церкви. Отвергнутый христианами и преследуемый магами, он должен был бежать и обошел всю Индию до Китая, собирая повсюду новые материалы для своей системы. Потом он долгое время жил в пещере Туркестана и здесь составил книгу, наполненную великолепными образами, символически изображавшими его учение. Эта книга сделалась впоследствии евангелием его последователей. По возвращении в Персию он нашел покровительство у царя Ормузда, но преемник Ормузда Берам приказал за искажение древней веры с живого Манеса содрать кожу (277 г.)
По учению Манеса, от вечности существуют два царства: Царство Божие – царство света и добра, и царство сатаны – царство мрака и всякого зла. Для охранения пределов Своего царства от нападений сатаны, Бог поставил Своего первого эона (матерь жизни), который для отражения темных сил произвел из себя первого совершеннейшего человека. Но первый человек, вместе с пятью чистыми стихиями (огнем, светом и т. п.) сражавшийся против сатаны, пал в борьбе и был взят в плен. На помощь ему Бог послал другого эона, «животворящего Духа», но уже довольно поздно, потому что часть светлого существа первого человека (душа мира, или Jesus patibilis) была поглощена темными силами. Освобожденный первобытный человек, т. е. Христос (или Jesus impatibilis), был помещен на солнце. Из светлых же частиц его, похищенных демонами и материей, Бог через «животворящего Духа» образовал светлый мир. В каждом человеке, кроме светлой души, есть душа злая, и он должен всячески стараться, чтобы первой доставить господство над последней. В то время как демоны через ложные религии, иудейскую и языческую, стараются души человеческие погрузить во мрак, живущий в солнце первобытный человек и находящийся в эфире животворящий Дух стараются извлечь их из заблуждений. Христос даже сходил с солнца в призрачном теле на землю, чтобы Своим учением указать светлым духам путь к освобождению. Апостолы худо поняли и исказили учение Христово. Манес, обещанный Параклит (не Святой Дух), пришел восстановить его.
Манес, как Параклит, объявил себя главой Церкви. Под ним находились 12 учителей, названных апостолами, 72 епископа и потом пресвитеры, диаконы и евангелисты. Общество его последователей делилось на оглашенных и совершенных. Последние должны были строго воздерживаться от мяса, яиц, молока, вина и т. п., проводить жизнь в безбрачии. Главным их праздником был день смерти Манеса. Секта эта скоро распространилась по Римской империи и сильно была преследуема при Диоклетиане. Несмотря на то, она продолжала существовать даже и в средние века.