Смекни!
smekni.com

Протоиерей Александр Рудаков (стр. 5 из 41)

Впрочем, первосвященники иудейские не долго держались совета Гамалиила; скоро они воздвигли гонение не только против Апостолов, но и против всех, уверовавших во Христа. Первой жертвой гонения сделался архидиакон Стефан. Он творил великие знамения в народе и в состязаниях с зилотами сильно опровергал их. Это раздражило его противников до того, что они оклеветали его перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. Оправдываясь, Стефан упрекнул самих судей в убиении истинного Мессии и, наконец, в священном восторге воскликнул: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». При этих словах иудеи схватили Стефана, вывели за город и побили камнями. Побиваемый стоял на коленях и молился за своих убийц. Он был первым христианским мучеником (34 г.). Начатое гонение с жаром продолжал юноша Савл; с его обращением оно затихло.

Около 44 года Ирод Агриппа в удовольствие евреев умертвил Иакова, брата Иоаннова, и заключил Петра, намереваясь с ним так же поступить. Но в одну ночь, когда Петр спал между воинами, скованный цепями, его разбудил Ангел и велел за собой следовать. Цепи спали с рук Апостола, и двери сами собой растворились пред его вожатым. Как только Петр вступил в одну из городских улиц, Ангел стал невидим. Ирод, не нашедши узника, казнил стражей.

В 64 году жертвой ненависти иудеев к христианам сделался также Иаков, брат Господень. Фарисеи низвергли его с кровли храма и побили камнями. Много потерпел от иудеев и Апостол Павел.

11. Падение иудеев

Суд Божий постиг, наконец, город, обагренный кровью стольких мучеников. Иудеи, выведенные из терпения корыстолюбием римских правителей и в надежде на скорое явление Мессии, подняли оружие против своих властителей. Счастье им вначале благоприятствовало. Они истребили почти совершенно легион Кестия, но с прибытием 60-тысячной армии под начальством Веспасиана дела иудеев изменились. Веспасиан разрушил все укрепленные города в Галилее и других местах Палестины и потом приблизился к самой столице Иудейской. Избранный на трон кесарей, он предоставил осаду Иерусалима своему сыну Титу. Тит обложил его около Пасхи 70-го года по Рождестве Христовом и спустя 36 лет после Вознесения Господня на небо. Несмотря на близкую опасность, в городе происходили страшные раздоры и междоусобия. Идумеи, призванные на помощь иудеями, в самый день вступления в город избили до 18 000 граждан. Тогда же образовались три злодейские шайки, которые, прикрываясь именем отечества, вели кровавые распри в городе, храме и самом святилище: не щадили ни пола, ни возраста, ни состояния, умерщвляли старцев, жен, детей в колыбели. Многие из граждан старались спастись от этих извергов бегством; но, схватываемые римлянами, были распинаемы на крестах в виду города и храма. Такому бедствию подвергались до 500 человек каждый день. Положение иудеев сделалось еще ужаснее, когда Тит, чтобы пресечь для осажденных всякую внешнюю помощь и всякую возможность к бегству и тем скорее принудить их к сдаче, приказал построить вокруг Иерусалима стену, чего дотоле при осадах вовсе не употреблялось. Вследствие этого у иудеев открылся голод, а за ним опустошительная язва. В самом почти начале осады выброшено было из Иерусалима через одни ворота до 115 тысяч трупов; живые питались телами умерших, и одна из матерей в отчаянии заколола для себя в пищу своего грудного младенца.

Несмотря на это, иудеи дрались с ожесточением, дрались даже на стенах храма, когда уже город перешел во власть римлян. Такое упорное сопротивление раздражило римские легионы. Взявши Иерусалим, они не дали пощады никому, так что не осталось уже признаков, что он имел некогда обитателей. Храм был предан пламени. В продолжение всей осады иудеев погибло до миллиона и ста тысяч; в плен было взято 97 тысяч. Из них многие погибли на потешных играх в Риме; многие отправлены были в Александрию и другие страны для продажи в рабство. В царствование Адриана (135 г.) иудеи снова восстали против римлян под началом Варкохеба (сына звезды), выдававшего себя за Мессию. Множество христиан сделалось жертвой их зверской злобы и погибло в самых жестоких муках. Но возмущение было потушено кровью мятежников: их было избито до 580 тысяч. Иерусалим был теперь разрушен совершенно; по развалинам храма прошел плуг. На месте древнего Святого Града Давидова явился новый город, с новыми жителями, новым наименованием. Иудеи были рассеяны по всему миру, и им под смертной казнью было запрещено приближаться к древнему Сиону.

Разрушение Иерусалима, предсказанное Спасителем, весьма много содействовало успешному распространению веры Христовой. Оно было, во-первых, видимым наказанием за убиение Мессии, а во-вторых, вразумительной проповедью о предсказанном пророками окончании времен ветхозаветных и наступлении времен новозаветных. Впрочем, не все иудеи, пережившие гибель своего отечества, так поняли значение этого события. БОльшая часть их свое несчастье сочла наказанием за неточное исполнение закона. Это было причиной образования в Тивериадской школе Гиллела так называемого раввинизма, который возвел на одинаковую степень с законом Моисеевым самые нелепые предания от прежних сект и вдался в слишком буквальное и в то же время до крайности ухищренное толкование закона. Эти предания древних законоучителей еврейских собраны были равви Иудой в 219 году в Тивериаде (Мишна) и, быв дополнены в IV и V веках (Гемара), сделались для последующих евреев учительной и законодательной книгой под именем Талмуда. Распространение между иудеями раввинизма стало новым препятствием к обращению их в христианство и укоренило в них самую сильную к нему ненависть.

12. Важнейшие гонения на христиан от язычников в течение первых трех веков

Христианская вера при самом своем появлении в Римской империи подверглась сильным преследованиям. Против нее вооружились почти все сословия, и все по причинам различным.

Народ простой ненавидел христиан потому, что считал их безбожниками, человеконенавистниками, врагами общественными; верил, будто христиане в своих собраниях предаются разврату, употребляют в пищу детей и по своему нечестию служат причиной общественных бедствий. Такие понятия о христианах старались распространять и поддерживать жрецы и все те, чьи выгоды тесно связаны с язычеством. Философы и люди образованные, хотя не разделяли мнения черни, но тем не менее презирали христиан. Вера в распятого Бога казалась безумием их гордости.

Императоры же преследовали христиан потому, что быстрое распространение христианства грозило ниспровержением как господствующей религии, так и всему тесно с ней связанному гражданскому устройству. Принятие же и введение всякой новой веры воспрещалось основным законом империи.

Гонений против христиан обыкновенно считают до десяти. Первое открыто было Нероном[9] (64–67 гг.). Обвиняемый в поджоге Рима, он всю вину сложил на христиан, зная нерасположение к ним черни; стал отыскивать их и предавать ужасным казням. Одних он зашивал в кожу диких зверей и потом отдавал на растерзание псам, других обливал горячими веществами, расставлял по аллеям своих садов и зажигал их вместо факелов во время ночных вакханалий. Жертвой этого гонения сделались и два первоверховных Апостола.

Второе гонение (95–96 гг.) было при Домициане. По своей подозрительности и корыстолюбию он многих христиан лишил имущества и сослал в заточение. При нем заточен был в Патмос Апостол Иоанн и обезглавлен родственник дома кесарева святой Климент. Услышав, будто христиане ожидают Христова царствия, он потребовал к себе из Палестины двух родственников Господних; но взгляд на их руки, покрытые мозолями от полевых работ, рассеял его опасения.

Человеколюбивый Нерва (96–98 гг.) возвратил всех заточенных при Домициане и не обращал внимания на клеветы, возводимые на христиан, хотя христианство по-прежнему оставалось в числе запрещенных религий. Траян (98–117 гг.), возобновив древний закон против тайных обществ, подал новый повод к преследованию христиан, собиравшихся втайне для Богослужения. Вследствие сего указа многие из христиан преданы были смертной казни. Из мучеников особенно замечательны: Симеон, епископ Иерусалимский, преемник Апостола Иакова, брата Господня, и Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, ученик святого Иоанна Богослова. Святой Симеон, будучи уже 120-летним старцем, после различных истязаний был распят на кресте. Святитель Игнатий Богоносец по приказанию самого Траяна, перед которым он исповедал свою веру в Христа, был отдан в Риме на съедение зверям.

Особенно было много мучеников в Вифинии, где правителем был Плиний Младший. Утомленный непрерывными кровавыми сценами, он обратился за советом к императору, как поступать с христианами, которых нравственное учение, по исследованиям его, оказалось чистым и для общества неопасным. Траян отвечал ему указом, что изыскивать христиан нарочно и обращать внимание на безымянные доносы не должно; когда же на них формально донесут и докажут, что они христиане, то их казнить, если откажутся принести жертву богам. Этот указ Траяна доставил христианам некоторую безопасность, потому что доносить на них формально перед судом не всякий решался. Недовольные сим жрецы нашли скоро другое средство вредить им. По их внушению, во время публичных игр чернь в один голос стала требовать у судей смерти христиан. Власти города, опасаясь возмущения в случае отказа, находились вынужденными исполнять желание народа. Но Граниан, проконсул Азии, представил императору Адриану, как несправедливо и бесчеловечно отдавать зверской толпе в жертву людей, ни в чем не виноватых. Тогда Адриан (117–138) запретил убивать христиан, если только законным порядком они не будут обвинены в уголовных преступлениях. Антонин (138–161) подтвердил сей указ и грозил смертью всякому, кто стал бы обвинять христиан без доказательств.