Через несколько лет было основано пять мормонских лож плюс готовилось открытие еще нескольких. Был построен масонский храм, и общее число мормономасонов превысило 1366 человек.
...Масонские влияния на Джозефа в истории ранней Церкви... весьма значительны. Однако те же самые масонские влияния играют еще более важную роль в дальнейшем распространении Церкви, начавшемся после принятия Пророка в ложу.
Более того, я считаю, что трудно найти какую-либо важную характерную черту Церкви, сложившуюся после 15 марта 1842 г., которая так или иначе не несла бы на себе следы масонского влияния... Я не сомневаюсь, что мормонская церемония, в дальнейшем получившая название “наделение,” в которую Джозеф Смит вначале посвятил лишь масонских мормонов (это было немногим более месяца спустя после того, как он сам сделался масоном), была непосредственно вдохновлена масонством.
Столь же очевидно, что архитектура храма в Наву была, по меньшей мере частично, вдохновлена масонством. Более того, похоже, что подспудно тут присутствовала вполне сознательная попытка использовать масонские символы и мотивы"10.
* * *
Рассмотрим лишь некоторые, произвольно взятые масонские символы, присутствующие в мормонских храмовых обрядах. По словам самих мормонов, смысловое содержание их ритуала, осталось неизменным, хотя отдельные части его и подверглись со времен Смита модернизации.
1. Разрабатывая собственный храмовый ритуал, Джозеф Смит позаимствовал у “вольных каменщиков” и идею особого одеяния. Это особое одеяние приобрело форму нижнего белья в виде комбинезона (типа рубахи-кальсон; сегодня оно более распространено в виде майки с короткими рукавами, сшитой вместе с трусами до колен). Этот исподний комбинезон имеет название “одеяние священства,” и все прошедшие храмовое посвящение мормоны обязаны носить его на голом теле, не снимая, за исключением разве что занятия спортом и водных процедур. Все одеяния священства с самого начала имели четыре метки, две из которых — угольник на правой стороне груди и циркуль на левой, — несомненно, заимствованы у масонов. Однако Смит отказался от масонского толкования этих знаков и придал им собственное в духе изобретенной им религии. Угольник означал теперь не право и справедливость, а “добросовестность и честность, которые должны сопутствовать жизни, согласной с обетами единства, принятыми нами в Храме.” Циркуль, являющийся для масонов символом взаимной любви и братства, у Смита стал означать удерживание “желаний, стремлений и пристрастий в пределах, установленных Господом.” Остальные метки представляют собой небольшие горизонтальные разрезы — на пупе ("указание на то, что тело и душа постоянно нуждаются в пище”) и на правом колене (означает, что “всякое колено должно преклониться и всякий язык исповедовать, что Иисус есть Христос”)11.
2. “Хватка первой степени” (ученической) у масонов и “первого отличительного знака Ааронова священства” у мормонов:
У масонов: “Правые руки соединены, как при рукопожатии, и каждый участник прижимает ноготь своего большого пальца к верхнему сгибу указательного пальца [руки] партнера"12.
У мормонов: “Правые руки соединить и сустав большого пальца [одной руки] прижать к первому перстному сочленению другой.”
3. Диалог, сопровождающий выполнение “хватки.”
(а)У масонов:
Смотритель: Имеете ли вы нечто сообщить?
Кандидат: Я имею нечто сообщить (выполняет хватку первой степени).
Смотритель: Что это?
Кандидат: Хватка, или знак принятого ученика свободных каменщиков.
Смотритель: Чего недостает этой хватке?
Кандидат: Слова.
Смотритель: Произнеси мне это слово ясно и внятно.
Кандидат: Иахим.
(б) У мормонов:
Адам берет за правую руку Петра.
Адам: Что это?
Петр: Первый отличительный знак Ааронова священства.
Адам: Есть ли у него имя?
Петр: Да.
Адам: Ты назовешь его мне?
Петр: Нет, ибо это — новое имя, а то — жест.
(3) Обет блюсти тайну “третьей степени” (у масонов — “мастера,” у мормонов — первого отличительного знака священства Мелхиседекова).
а) У масонов: “Я <...> обещаю и торжественно клянусь, в дополнение к прежним моим обетам, не открывать степень мастера ни тем, кто ниже степенью, ни какому-либо иному существу в известном [мне] мире <...> Я делаю это под угрозой кары, при которой тело мое рассечено будет пополам <...> а внутренности мои — сожжены дотла <...>"13.
б) У мормонов: “Обязуюсь во имя Сына не открывать никому первый отличительный знак священства Мелхиседекова, или знак Гвоздя вкупе с именем, жестом и карой. Прежде чем я допущу [это], пусть отнимется моя жизнь.”
4. “Пять пунктов совершенства,” или “Пять пунктов братства,” на основании которых происходит возведение в “третью степень” мастера — у масонов и (до 1999 г.) присвоение “второго отличительного знака священства Мелхиседекова” у мормонов.
У масонов: “Итак, мастер Стула повелевает составить живую цепь <...> В глубоком молчании берет он руку “мертвеца,” которого “блюстители” держат за плечи и поднимают. Поставленный на ноги, приемлет он “Пять пунктов совершенства”: лицо ["мертвеца"] к лицу [мастера], правая нога к правой ноге, колено к колену, грудь к груди, левая рука — на плече. В таком положении он [мастер] cообщает ему ["мертвецу"] шепотом тайное слово мастера: “Моабон” ("сын тления”). И тотчас же святыня изливается на храм. Хирам восклицает: “Он заново ожил в посвящении!""14.
У мормонов:
Петр: “Эти “Пять пунктов братства” суть следующие: внутренняя сторона правой ноги к внутренней стороне правой ноги, колено к колену, грудь к груди, левая рука на плече, уста к уху, и сие есть имя знака <...>"15.
* * *
Приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в зависимости мормонского ритуала от масонского. Однако мормонские апологеты пытаются объяснить столь очевидное сходство иными причинами. Наиболее последовательно эта линия обороны выражена в уже упоминавшейся книге МакГевина “Мормонство и масонство.” Главный смысл его аргумента в том, что как масонские, так и мормонские обряды почерпнуты из одного источника — тайных обрядов иерусалимского храма, которые, впрочем, были известны пророкам и патриархам Израиля еще в дохрамовый период и восходят к самому Адаму, получившему их непосредственно от Бога. Однако масонский ритуал дошел до “вольных каменщиков” с сильными искажениями, в то время как “восстановленный” ритуал мормонов был получен Джозефом Смитом от Самого Бога точно так же, как когда-то получил его Адам:
“Вольные каменщики много рассуждают об утраченном ключевом слове, но они утратили куда больше, чем одно лишь слово. Надо сказать, что хотя масонство и восходит к соломонову храму, оно все же не подлинно. В их храмовый обряд вкрались многочисленные изменения и искажения. Кое-что от первообраза можно разглядеть и у них. Так что и их обряды слегка напоминают истинное наделение, но с годами масонский ритуал утратил свое духовное и религиозное значение"16.
Здесь МакГевин применяет типичный мормонский прием: позаимствовать откуда-либо понятие или представление, дать им новое определение, то есть насытить новым (собственно мормонским) содержанием, а затем уж клеймить их первоначальный смысл как ложный или искаженный.
Чтобы еще решительнее отклонить упреки в плагиате, МакГевин указывает, что масонскую символику использовали, кроме мормонов, еще и другие культы, и поэтому “вольные каменщики” не имеют на нее никакой монополии: “Мормоны, американские индейцы, древние ессеи и друиды — не единственные, кто употреблял в своих обрядах и практике “масонские” символы. “Пять пунктов братства” например, известны не только у вольных каменщиков. <...> Этот ритуал и поныне практикуется среди розенкрейцеров, равно как и среди масонов"17.
С доводами МакГевина согласиться невозможно. Утверждение о масонских ритуалах, практикуемых ессеями, друидами и американскими индейцами, не выдерживают никакой научной критики и являются такой же не подкрепленной никакими фактами фантазией мормонов, как, скажем, утверждение о мощной библейской цивилизации в доколумбовской Америке. Заявление о схожести ритуалов у масонов и розенкрейцеров справедливо, но ровно ничего не доказывает, так как оба этих тайных общества были изначально взаимосвязаны и возникли в тех же самых оккультных кругах. Главный мормонский тезис, что их знаки ведут свое происхождение от соломонова храма, также остается лишь их голословным утверждением, не основанном ни на одной научном факте.
Но в главном мы можем согласиться с МакГевином, ибо он, ставя мормонизм и его храмовый ритуал в один ряд с нехристианскими культами, языческими религиями и тайными обществами и практикуемыми в них мистериями, убедительно выносит его за рамки христианства и библейского миропонимания.
* * *
Теперь хотелось бы обратить внимание на еще один характерный аспект: масонскую легенду об Енохе и переработку ее Джозефом Смитом. Параллели между масонской легендой об Енохе и историей Джозефа Смита, а также историей раннего мормонства столь очевидны и многочисленны, что объяснить их простым совпадением абсолютно невозможно.
Согласно легенде Еноху было 25 лет, когда у него было видение и он получил свое призвание. Столько же было Джозефу Смиту, когда он якобы извлек из холма золотые таблицы. Видение Еноха было о холме, внутри которого была обложенная камнями полость, предназначенная для священных сокровищ. Место холма, под которым скрывался тайник, было обозначено буквой “М.” Джозефа Смита ангел Мороний (имя начинается на “М”) привел к холму, внутри которого в специальном обложенном камнями тайнике содержались священные сокровища — “Книга Мормона” (опять “М”). Часть сокровищ, которую было позволено видеть Еноху, состояла из золотых и медных таблиц, испещренных египетскими иероглифами, повествовавших об истории мира и древних таинствах Бога. Енох сохранил сокровища и тайные знания, поместив их в указанный ему тайник. Точно так же Джозеф Смит достал из тайника в холме золотые и медные таблицы, испещренные египетскими иероглифами, которые повествовали о древней истории и тайнах Божиих. Сокровище Еноха также включало в себя металлический шар, священнический панцирь и пресловутые “Урим” и “Туммим” — те же самые предметы, которые Джозеф Смит обнаружил вместе с золотыми таблицами.