Смекни!
smekni.com

«Древняя Греция колыбель античного искусства» (стр. 2 из 3)

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Селчук на юге провинции Измир). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами. Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому (спонсировавшему проект), эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.

Храм Геры

Храм Геры, один из самых древних дорийских храмов Греции и самый старый периптеральный храм Олимпии, находится в северо-западном углу древней Олимпии, на южных склонах холма Кроний и отделен от него мощной стеной-террасой. Сейчас доминирует теория, что храм был построен в 600 г. до н. э. Он был подарен Олимпийскому святилищу жителями Скиллунта, древнего города Элиды. Некоторые исследователи утверждают, что этот дар изначально был произведен в честь главного бога в Олимпии — Зевса. Храм был посвящен Гере позже, около 580 г. до н. э., когда контроль над Олимпией перешел от Трифилии к Элиде, или в V веке до н. э., когда был построен знаменитый храм Зевса. Храм много раз обновлялся, римляне переделали его в музей главных ценностей святилища. Храм Геры был уничтожен землетрясением в начале IV века н. э. и с тех пор не был восстановлен. В настоящее время от здания храма сохранились лишь основание с массивным ортостатом и нижняя часть колонн.

Храм Аполлона в Коринфе

Греческие зодчие с большим искусством выбирали место для сооружения храма, учитывая при этом окружающий пейзаж. Один из наиболее значительных храмов архаического периода — храм Аполлона в Коринфе. Храм был построен в 550 году до н.э. В зависимости от того, где находился зритель, своеобразным фоном величественному зданию были то гладь Коринфского залива, то высокая гора Акрокоринф. По своей архитектуре храм Аполлона — дорический периптер с шестью колоннами на фасаде и пятнадцатью — на продольных сторонах. Его колонны и антаблемент в древности были покрыты прекрасной тонкой штукатуркой и раскрашены. Приземистые колонны, высеченные из пористого известняка, сильно сужались в верхней части, а далеко выступающие капители как бы подчеркивали всю тяжелую массивность лежащею на них антаблемента.

Кносский Дворец

Первая значительная цивилизация на берегах Эгейского моря возникла на греческом острове Крит в 1500 году до н. э. Великолепный город-дворец в Кноссе символизирует её расцвет. В 4 км от северного побережья Крита, в глубине острова, стоял древний город Кносс. Он был центром одной из великих цивилизаций, возникших в доисторическое время на берегах Эгейского моря. Согласно легенде, в Кносском дворце жили царь Минос и его дочь Ариадна. Разрушительное извержение вулкана на соседнем острове Санторин превратило Кносс в руины. В результате минойскому влиянию пришёл конец. Лишь в начале 20 века благодаря масштабным археологическим раскопкам мир смог увидеть великолепный Кносский Дворец. Это громадное для того времени сооружение состоит из царских покоев и служебных помещений, кладовых и купален, коридоров и лестниц, которые хаотично группируются вокруг прямоугольного двора. Их расположение делает понятным легенду о Минотавре, томящимся в лабиринте, стали связывать с этой беспорядочно созданной постройкой. В отличии от древних греков минойцы(люди жившие на Кноссе) не владели искусством симметрии. Создается впечатление, что крылья, залы и портики их дворцов были зачастую просто « прилеплены» к тому месту, где они были нужны, вопреки законам гармонии.

Парфенон

Парфенон (др.-греч. Παρθενών) — наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине. Построен в 447 — 438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы. В XVIII веке всё больше европейцев стало приезжать в Афины. Зарождается филэллинизм. В 1787 году были изданы первые зарисовки Парфенона с измерениями, созданные Джеймсом Стюартом и Николасом Реветтом в 1751—1755. Однако разграбление памятника было продолжено, и на этот раз — европейцами, заинтересовавшимся античностью. В 1799 году лорд Т. Элджин был назначен послом Великобритании в Османской империи. Он получил у султана разрешение вывезти скульптуры, что и сделал в 1802—1812. Многие фрагменты при этом сильно пострадали: в частности, некоторые блоки, составлявшие фриз, пришлось распиливать пополам. Бо́льшая часть скульптур Парфенона оказалась в Британском музее (т. н. Элджиновские мраморы), некоторые достались Лувру или Копенгагену. В Афинах их осталось мало.Варварское отношение к Парфенону прекратилось только с созданием независимого Греческого государства.

Скульптура древней Греции.

Нас восхищает прекрасные древнегреческие статуи – образцы чистой и возвышенной красоты, удивительные пропорции в рисунках. Очень точно выражено в словах общественного деятеля V в. до н. э. Перикла: «Мы люби красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Ничего лишнего – таков главный принцип искусства и жизни. Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости. Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура. Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигуры. Постепенно древнегреческая скульптура приобретает динамику и реализм, В классическую эпоху творят такие маcтера, как Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик, вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет (середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура Парфенона, скульптура богини Афины — «Афина Дева», Афина с острова Лемнос. Не сохранилось копий ни скульптуры Афины Промахос («Победительницы»), стоявшей на пропилеях акрополя, ее высота достигала 17 м, ни статуи Зевса Олимпийского. К концу периода классики скульптурные образы становятся более эмоциональными, одухотворенными, как в работах Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Памятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и дают яркое представление о жизни и мировоззрении эпохи, ушедшей в далекое прошлое. Однако произведения греческого искусства, сохранившиеся до наших дней, — это лишь ничтожная часть былого богатства. Произведения ряда крупнейших мастеров Греции не дошли до нас в подлинниках. Поэтому восстановление истинной картины развития греческого искусства вызывает необходимость в сложной работе как по исследованию сохранившихся памятников искусства, так и по изучению всех косвенных сведений, дающих нам представление о художественной жизни Древней Греции.

Колосс Родосский

Гигантская статуя Гелиоса работы скульптора Хареса на о. Родос; одно из семи чудес света. Возведен на деньги, полученные Родосом после продажи осадных машин Деметрия I Полиоркета, пытавшегося захватить этот богатейший греческий остров в 305 до н. э. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов, в высоту статуя была ок. 35 м, т. е. почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В основе статуя была глиняной с металлическим каркасом, сверху отделана бронзовыми листами. Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал хитроумный прием: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее; холм был впоследствии срыт, и статуя в полном виде была раскрыта изумленным жителям острова. На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа. Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во 2 в. до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур. Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами; Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи. Обломки Колосса пролежали на земле больше тысячи лет, пока, наконец, не были проданы арабами, захватившими в 977 Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов. В настоящее время реконструировать в полной мере облик статуи не удается.