СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 2
2. ГЛАВА I. СВЯТЫНИ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ДАВИДОВОЙ ПУСТЫНИ 3
3. ГЛАВА II. СВЯТЫНИ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
НА СТАРОМ СПАСЕ 5
4. ГЛАВА III. ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В СЕЛЕ ЛЕГЧИЩЕВО И
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР КРАСНОВСКИЙ 7
5. ГЛАВА IV. ИСТОЧНИК ПРЕПОДОБНОГО ДАВИДА ВОЗНЕСЕНСКОГО В
ТАЛЕЖЕ 8
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
7. CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
ВВЕДЕНИЕ
Трудно найти человека, который при достаточном материальном благосостоянии отказался бы путешествовать. Поездки в далёкие и близкие края могут дать пищу для ума, фантазии, всегда интересно знакомиться с традициями, культурой страны пребывания. Однако путешествия, которые чаще всего приходятся на отпуск, связываются людьми с отдыхом, удовольствиями, и потому не каждый стремится пополнить свой интеллектуальный и духовный багаж. Но есть путешествия, которые предпринимаются для серьезной работы, работы не только тела, но и души. Такие путешествия принято называть «паломничеством».
Сравнивая определения «паломничества» в разных словарях, можно увидеть все оттенки и особенности понимания этого термина. В «Библейской энциклопедии» нет понятия «паломничество», но в статье о пальмах говориться: «Предки называли нередко пилигримов в Святую землю «паломниками», так как они приносили с собою из Святой земли пальмовыя ветви»(№.3, 551 с.). В словаре В.И.Даля читаем: «Паломник- богомолец, калика, бывший на поклонении у Гроба Господня. Паломничать, ходить на поклонение в Иерусалим» (№.7, т.8, 166 с.). В словаре С.И.Ожегова появляются два термина – паломник и паломничество. «Паломник- верующий человек, путешествующий к местам, которые считаются святыми. Паломничество- путешествие паломника, паломников; путешествие, хождение куда- нибудь, с целью ознакомления с какими-либо достопримечательностями, а также к знаменитому лицу» (№.17, 488 с.). «Новый энциклопедический словарь» так трактует данный термин: «Паломничество- странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь (№16, 873 с.). Наконец, определение, данное термину в «Современном толковом словаре русского языка» практически дословно совпадает с тем, что сказано у Ожегова. Разница в том, что в «Современном словаре» говориться не о «хождении к знаменитому лицу», а о «выражении почтения кому- либо» (№22, 492 с.)
Таким образом, сравнивая определения, данные разными словарями, можно увидеть особенности, присущие паломничеству.
1.В паломничество оправляются к святым местам, чаще религиозного поклонения
2.Паломник – обычно верующий человек, принадлежащий какой-либо конфессии
3.Термин происходит от обычая христиан привозить из паломничества пальмовые ветви
4.В течение XX века стало использоваться расширительное толкование термина, поскольку к паломничеству стали относить посещение знаменитых лиц, культурных памятников и т.д.
Главная цель исследовательской работы - изучение духовной истории через паломничество по святым местам родного края.
Задачи исследования:
1.определить различие между путешествием и паломничеством, светской и духовной историей
2.классифицировать святыни, доступные паломнику вообще, и, в частности, в родном крае
3.подготовить мультимедийную презентацию как наглядный отчет о проведенной работе. Данная презентация может использоваться как пособия для изучения духовной истории родного края учащимися школ района.
Основные методы исследования:
1.исследовательский – работа с литературой в библиотеках, музеях
2.поисковый – беседы с настоятелями храмов, братией монастыря, религиозной общественностью
3.интерактивный - работа в Интернете, создание презентации
Гипотеза исследования. В нашей гипотезе мы исходили из того, что «паломничество»- это путешествие по святым местам: в монастыри, храмы, к местам прославления новомучеников и исповедников Российских, к святым источникам. Паломничать может не только верующий человек, но и тот, кому необходимо более глубокое знакомство с историей христианства, с духовной историей «малой родины». При этом не требуются значительные материальные затраты, которые совершаются при паломничествах в отдаленные части нашего государства или при поездках за границу.
ГЛАВА 1
СВЯТЫНИ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ДАВИДОВОЙ ПУСТЫНИ
Верующий русский человек был убеждён в особом значении молитв, произнесённых в святых местах. Люди спешили в монастыри, чтобы замолить грехи, очистить душу покаянием, исполнить обет, обратиться с просьбой к святому своему покровителю или побеседовать с известным старцем-монахом. В особо чтимые монастыри стекались паломники со всей страны.
Посещение любого монастыря давало возможность прикоснуться к большому количеству святынь, которые здесь собирались целенаправленно. В монастыре Вознесенская Давидова пустынь собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. «В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В соборе, освященном в честь иконы Всемилостивого Спаса, находятся частицы Хитона Спасителя и частица Ризы Богородицы»(№ 6, 28 с.). О значимости данных святынь для всех молящихся много говорилось в феврале 2008 года, когда по распоряжению Президента РФ В.В.Путин Хитон Спасителя и Риза Богородицы, хранившиеся в Музеях Кремля, были переданы Русской Православной церкви.
Но наиболее почитаемой святыней в нашем монастыре всегда было место погребения Преподобного Давида. Как известно, после своего упокоения, он был похоронен на территории основанного им монастыря, и над его могилой была построена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери Знамение. В 1732-1740 гг. вместо прежней часовни над гробом Преподобного была поставлена каменная колокольня. По окончании строительства под колокольней был устроен храм. Это стало возможным благодаря денежному пожертвованию Анастасии Васильевны Бобрищевой-Пушкиной. Храм также был освящён в честь иконы Знамение. В 1867-1870 гг. над местом погребения Преподобного Давида была сооружена «новая металлическая высеребрянная рака с изображением Преподобного Давида в серебряной ризе на верху ея. Рака стоила 3000 рублей»(№6, 14 с.). В данном случае пожертвование монастырю сделал петроградский купец Николай Иванович Котов.
В 1997 году были обретены мощи Преподобного Давида, которые сейчас находятся в Знаменском храме. «По обретении мощей Преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель»
( №6, 24 с.). Ведь к Преподобному Давиду обращались за помощью даже тогда, когда он ещё не был причислен к лику святых. К сожалению, о чудотворении нашего заступника не сохранилось письменных записей. Но в рассказах старожилов окрестных селений, которые мы находим в очерке, посвященном 400- летию основания обители, эти чудеса упоминаются.
Так серпуховская купчиха Окорокова получила помощь в трудных родах. Причём Преподобный Давид сам явился к страдалице и обещал исцеление.
Крестьянин Подольского уезда, ноги которого были обездвижены, почти наяву беседовал с Преподобным. Вот как об этом чуде рассказывает его участник: «Почти на яву явился мне Преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии, с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни.
- Батюшка, говорю, с радостью бы пошел, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь.
Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидимым. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним» (№4, 9-10 с.). Этот крестьянин, с трудом дойдя до пустыни, получил полное избавление от своей болезни, и даже не нуждался в костылях
Таким образом, Преподобный Давид помогает всем, с верой к нему прибегающим, избавляя от разных недугов и напастей.
Отдельно нужно упомянуть о наиболее почитаемых в монастыре иконах: чудотворной иконе Всемилостивого Спаса и Божьей Матери Знамение. В трудные для пустыни времена, когда количество братии было небольшим, доходы монастыря резко уменьшились, случилось удивительное событие. В 1765 году к монастырю была приписана часовня у Москворецких ворот. В этой часовне и находилась древнейшая в России чудотворная икона Всемилостивого Спаса. В 70-х гг. XIX века часовня приносила монастырю большой доход. В Замоскворечье проживало богатое купечество. «Главный доход часовни получается монастырем оттого, что находящуюся в часовне икону…благочестивые её поклонники берут в свои дома для служения перед нею молебнов. Вы очень часть встретите на московских улицах карету с иконою и двумя монахами: монахи Давидовой пустыни ездят с иконою своей часовни по Москве. Доходы часовни, как мы слышали, простираются до 40000 рублей в год» (№18, 22 с.). В самом монастыре в 1900 году был построен собор Всемилостивого Спаса. Этот собор был освящён Митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) вместе с епископом Серпуховским Анастасием.