Смекни!
smekni.com

Введение (стр. 16 из 39)

4. Следовательно, рекомендовалось бы заменить термины конституций сульфурической, карбонической, фосфорической, флюорической и так далее терминами конституций: нормального роста, низкорослой, долговязой, асимметричной и так далее.

5. Обобщим эти разные понятия, чтобы их не путать, и проиллюстрируем примером.

· Морфологический тип СУБЪЕКТА с тремя последовательными стадиями:

а) стадия равновесия;

б) стадия дисбаланса со стенической реакцией;

в) стадия декомпенсации, астеническая или депрессивная реакция.

Субъект может принадлежать к одному из базовых биотипов: нормального роста, низкорослому или долговязому, или к одному из вторичных биотипов (комбинация одного из базовых биотипов с асимметричным биотипом), или чаще к одному из смешанных биотипов (более или менее гармоничные комбинации двух или более базовых биотипов и вторичных биотипов). Большая или меньшая доля участия этих многочисленных комбинаций между базовыми, вторичными и смешанными биотипами делает возможным бесконечное число морфо-психо-физиологических нюансов картины, соответствующей разнообразию индивидуумов, которые представляют человеческий род. Таким образом обеспечивается постоянство поведения субъекта в отношении физиологических проявлений и патологических отклонений.

· Тип ЛЕКАРСТВА – это другое понятие, хотя через подобие тип лекарства может гармонизировать с морфологическим типом субъекта, однако не следует их смешивать. В общем, тип лекарства представляет собой нечто вроде объединения характерных признаков, позволяющего определить тип, чувствительный к действию лекарства, иначе говоря, обеспечивающего при определенных этиологических обстоятельствах развития патологических признаков названного средства. Это объединение характерных признаков, следовательно, не содержится в патогенезе лекарства, который, подчеркнем еще раз, является набором экспериментально выявленных патологических признаков.

Тип лекарства, таким образом, это род динамического синтеза, фон, на котором средство может наилучшим образом проявить свои признаки; тип лекарства содержит совокупность общих свойств, психических и физических компонентов, особенностей темперамента, но ни в коем случае – патогенетические признаки. Практически это выражается в принципе: нельзя прописывать гомеопатическое средство по характерным признакам его типа. Эти характерные признаки указывают не более, чем на средство, в то время как мы исследуем признаки.

· Патогенетические признаки СРЕДСТВА развертываются в соответствии с точной экспериментальной картиной во времени и пространстве, и мы их давно изучили в главе, посвященной признакам. Что касается этиологических признаков, то они представляют собой настоящую увертюру патологии, своего рода связь между типом и другими патогенетическими признаками, нечто вроде патологической задействованности лекарства, и по этой причине они составляют часть патогенеза или, по крайней мере, понимаются как таковые (особенно признаки наследственного характера, поскольку патогенез – это и операция, осуществленная над внешне здоровыми экспериментаторами, которые в действительности более или менее отмечены «диатезом»).

6. В завершение мы приведем пример, имеющий практический интерес и поясняющий эти различные понятия. Мы применим эти понятия к CALCAREA CARBONICA.

* Морфологический тип субъекта - коротышка, или карбонический. Это понятие, отличное от следующего (тип лекарства), позволяет сразу избежать путаницы между данным типом и CALCAREA CARBONICA: это два различных понятия, как мы показали. Первый вывод: естественно, о назначении CALCAREA CARBONICA речь может идти прежде всего в случае с низкорослым пациентом, однако диагностика низкорослости не может автоматически вести к назначению этого лекарства, поскольку оно было бы неверным и привело бы к неудаче терапии: действительно, патогенетическое подобие здесь неприложимо. Такой же ошибкой было бы избегать CALCAREA CARBONICA по той причине, что субъект не коротышка.

Обобщим отличительные признаки малорослого типа (коротышки): коренастого вида, квадратного или сферического, с развитием в ширину. Рост малый, вес увеличенный; уже с детства сформированный толстяк, во взрослом возрасте ригидный облик, походка равномерная, медленная и тяжелая; жесты сдержанные, умеренные, медленные; действия обдуманные и точные; брахицефалия, конечности короткие; снижение эластичности связок; преобладание лимфатической и дигестивной сферы; нейро-эндокринная дистония на фоне гипофункции щитовидной железы; в сфере обмена веществ преобладает тенденция к полноте с блокадой метаболизма и предрасположенность к болезням обмена (артрозы, диабет, подагра); зябкость, но возможна боязнь тепла (прежде всего солнечного), чувствительность к влажности (гидрогеноидная тенденция); в ментальной сфере преобладает пассивность и экономия, правило наименьшего сопротивления, поэтому ищет покоя.

· Тип лекарства представляет собой совокупность определяющих характерных признаков типа, чувствительного к действию лекарства; у нас тип, предрасположенный к назначению CALCAREA CARBONICA: слабый лимфатик, медлительный и апатичный, в большинстве случаев небольшого роста, коренастый, с тенденцией к полноте и отечности тканей, чувствительный к влажности. Грудной ребенок старческого вида, у ребенка большая голова, большой живот, короткие конечности, слабые ткани, психическая заторможенность. Подростку соответствуют три типа – уравновешенный, либо толстый ипохондрик с задержкой пубертата, либо, гораздо реже, - тощий, у молодой девушки гиперфолликулизм. Взрослый – заторможенный, плеторический, пресклеротический, предрасположенный к болезням обмена с его общим замедлением (литиазы, ревматизм, диабет, артериальная гипертензия).

Отметим общее, но также и нюансы, отличающие два предыдущие описания. Вы не обнаружите больших различий, хотя авторы, которые первыми описали признаки карбонической конституции, основывались на признаках CALCAREA CARBONICA, и таким образом легко могла возникнуть путаница. Если вы проделаете то же самое упражнение с другими средствами, вы можете обнаружить более существенные различия (например, у SULFUR, NATRUM MUR, или LYCOPDIUM в сопоставлении соответственно с конституциями сульфурической, фосфорической или фосфорно-флюорической).

· Патогенетические признаки средства чаще всего разворачивается на этом фоне.

Для того, чтобы закрепить сравнение этих двух предыдущих описаний и констатировать различия, мы советуем обратиться к описанию показаний к применению CALCAREA CARBONICA во второй части этого издания, посвященной Materia Medica.

III. – ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой главе мы стремились не столько развить определенные интересующие нас понятия, не играющие решающей роли в Гомеопатической Медицине, сколько продемонстрировать:

1) синтетический обзор «с птичьего полета» реакции внешне здорового субъекта со всеми видами болезненной предрасположенности, которые у него есть;

2) концепцию типа, чувствительного к действию лекарства, объясняющую определенные «начала» патогенеза данного средства;

3) практическое использование этих синтетических понятий с условием ясного различения одних и других;

4) рациональное объяснение в рамках концепции гомеопатической доктрины, в настоящее время представленной в виде фундаментальной иерархии:

· В первую очередь подобие, primum movens Гомеопатии.

· Закон дозировки (слабые и бесконечно малые дозы).

· Концепция болезней и болезненной почвы.

5) С педагогической точки зрения – точное различие между тем, что относится к патогенезу изученного лекарства, и тем, что к нему не относится, но позволяет понять, объяснить и усвоить его.

VI. – ДИАТЕЗЫ

В гомеопатической концепции болезней понятие диатеза имеет совершенно конкретное значение, которое необходимо хорошо понять, поскольку оно лежит в основе правильного лечения большинства хронических состояний и некоторых острых рецидивирующих состояний.

Мы постоянно призываем читателя не обращать внимания на термины «токсин» и «интоксикация» там, где он их встречает, так как они используются для характеристики одного из 4-х диатезов. За исключением исторических отсылок, термин «токсин» не должен применяться ни к чему, кроме токсинов, существование которых открыто обычными аналитическими методами, то есть микробных или паразитарных токсинов. Выражения «интоксикация» и «токсин», часто встречающиеся в гомеопатических изданиях, связаны с интерпретацией авторов, которую можно рассматривать как интересные исторические гипотезы того времени, тем не менее не получившие до сегодняшнего дня неоспоримого подтверждения. Они были «скопированы» многочисленными современным авторами, и это понятие, если ими пользоваться, могут создать путаницу с токсинами, доказавшими свое существование. А это, в свою очередь, может дискредитировать наши гипотезы, наши научные основы и саму Гомеопатию.

В последующем мы не будем пользоваться словами «интоксикация» и «токсин», и надо подумать об их замене. Уничтожая термины, мы не избавляемся от того, что они обозначали, если только мы не отменяем достойных внимания понятий, рискуя исказить концепцию, которая каждый день доказывает свою верность.

Напротив, термин диатез достоин сохранения, поскольку он представляет собой более ясное и более рациональное выражение гомеопатической концепции болезней. Диатез – это один из компонентов реакции сенибилизированного организма на агрессивный агент, выражающийся в наборе признаков, которые мы видим у больного и находим по правилу подобия в патогенезе определенного количества средств, по этой причине названных диатезными средствами, или фоновыми средствами.