Вариант 13
МУКИ ТАНТАЛА
Тантал – мифический герой, сын Зевса, царь города Сипила, владевший несметными богатствами, возгордился и стал считать себя равным самому Зевсу. Будучи частым гостем на Олимпе, он, возвращаясь, брал с собой пищу богов (нектар и амброзию) и раздавал ее своим смертным друзьям. Пируя с ними в своем роскошном дворце, Тантал сообщал им тайные решения, принимаемые богами, оскорблял достоинство богов лживыми и бесчестными поступками. Это переполнило чашу терпения громовержца Зевса, и и он низверг его в мрачное царство Аида. Там Тантал стоял мучимый жаждой и голодом в прозрачной воде, доходившей ему до подбородка; над головой его склонялись ветви плодородных деревьев со спелыми яблоками, гранатами и гроздьями янтарного винограда. Изнуренный жаждой и голодом, Тантал наклонял голову, чтобы утолить нестерпимую жажду, но вода исчезала, и под его ногами оставалась сухая черная земля; протягивал руки за прекрасными плодами, но порыв бурного ветра сразу же уносил ветви, на которых они висели.
Но не только жажда и голод терзали Тантала. Вечный страх сжимал его сердце, так как над головой у него висела огромная скала, грозящая упасть ежеминутно и раздавить его своей тяжестью. Отсюда выражение муки тантала или танталовы муки, употребляющиеся как обозначение нестерпимых мучений, вызываемых ощущением близости желанной цели и сознанием невозможности достичь ее когда-либо.
Вариант 14
КОПЬЯ ЛОМАТЬ
Давно уже минули те времена, когда люди, защищаясь или нападая, пользовались таким оружием как копье, а мы все еще употребляем выражение копья ломать, причем делаем это совершенно серьезно, без всякой иронии. В чем кроется секрет устойчивости этих слов?
Известно, что в средние века во многих странах устраивались рыцарские турниры – состязания в конном бою, на которых закованные в латы рыцари сражались друг с другом. Выехав на широкую арену, они во весь опор мчались вперед, держа копья наперевес. Победителем считался рыцарь, выбивший противника из седла либо сломавший свое копье о его железные латы. В тех случаях, когда копья ломались у обоих противников, эти поломанные копья заменялись новыми. Бывало, что в течение одного рыцарского турнира приходилось менять несколько десятков копий. Следует предположить, что именно эта сплошная ломка копий, длившаяся не одно десятилетие, и послужило причиной того, что выражение копья ломать стало у всех народов нарицательным для обозначения яростных неутомимых споров и дискуссий. Рассказывая о таких спорах и дискуссиях, мы часто говорим: Было поломано много копий. Когда же хотим узнать причину жаркого спора, спрашиваем у спорщиков: Из-за чего, собственно говоря, вы копья ломаете?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деловая игра относится к активным методам обучения и является формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для определенного вида труда или какого-либо вида деятельности. Каждый участник деловой игры, благодаря совместной работе, приобретает или совершенствует навыки социального взаимодействия, работы с информационными и коммуникационными технологиями, ценностные ориентации и установки.
Выделяют следующие психолого-педагогические принципы конструирования и применения деловой игры: принцип имитационного моделирования конкретных условий, принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, принцип совместной деятельности, принцип диалогического общения, принцип двуплановости, принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности. Принципы в их совокупности и взаимосвязи составляют концепцию деловой игры.
Игровая модель побуждает участников образовательного процесса активно включаться в процесс обучения, нацеленный на овладение предметным содержанием. Игровая модель раскрепощает творческую активность участников и стимулирует процесс поиска решения.
Принцип совместной деятельности. Предполагает участие в ДИ не менее двух человек. В процессе игры участники осуществляют совместную деятельность, ставят профессионально важные цели и достигают их путем подготовки и принятия совместных решений. Каждый участник при этом вносит свой личностный вклад, представляющий его опыт и знания. Благодаря совместной деятельности этот опыт и знания передаются от одного участника к другому, обогащая тем самым каждую личность.
Принцип диалогического общения. Предполагает, что каждый участник ДИ не только может, но и должен выражать свою точку зрения по всем возникающим в ходе игры вопросам в устной или письменной форме. Принцип диалогического общения в рассматриваемой ДИ реализуется не только постановкой самой проблемы, но и наличием трех различных ролевых групп, решающих эту проблему с разных сторон (учителя, ученики).
Принцип двуплановости. Означает наличие в ДИ учебных и игровых целей, решение серьезных проблем в игровой форме.
Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности предполагает наличие в деловой игре ситуаций, содержащих противоречивые, взаимоисключающие альтернативные решения (предложения). Проблемность порождает дискуссию участников игры.
Игра дает широкие возможности для применения учащимися своих творческих способностей, развитие полемических и ораторских способностей; определяет возможность не только приобретения знаний, но и осознание их применения, постановке речи учащихся, овладении ими необходимым блоком учебной терминологии.
Практика проведения уроков информатики с использованием деловой игры способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, стимулирует познавательную активность и развивает творчество. Работа учеников во время игры предполагает создание со стороны учителя максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала, развитие воображения, фантазии, мышления. Не менее важным является то, что, участвуя в игре, даже “неудачники” могут достигнуть успеха, т.е. удачно складывается обстановка для создания ситуации успеха.