“Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить”
А. М. Горький
Наше время - время перемен. Сейчас миру нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В течение последних нескольких лет особое внимание обращается на создание условий, способствующих формированию творческих способностей у учащихся на уроках информатики и информационных технологий. Данные условия помогают в достижении следующих основных целей:
При творческом подходе к проблеме учащиеся, помимо известных, общепринятых эвристик, могут выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и в проблемных ситуациях с “размытыми границами”. В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании.
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие творческой деятельности, и, как следствие, увлеченности предметом. Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, творческого мышления.
ДЕЛОВАЯ ИГРА НА УРОКЕ
Для развития творческой деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Для этого необходимо:
Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими - соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или будут осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.
Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение “показаться на поверхности”; важно вовремя отметить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.
Благодаря этому учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой. Оценка же идей останавливает творческий поиск, моментально блокирует его. Поэтому оценивать работу необходимо на подходящем этапе творческой работы.
Для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей необходимо активизировать мыслительную деятельность. Этого можно добиться многими способами.
Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, дать "разогревающие" упражнения.
В любом случае деятельность учащихся требует контроля со стороны учителя. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель вместе с учениками помнит, что после начального этапа “созревания идей” все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.
Нужно создать такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято.
Объем имеющихся сведений - это база, на основе которой создаются новые идеи. Вместе с тем усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.
Перед учителем, как организатором, стоит задача мотивации деятельности учащихся на уроке или мероприятии, установления направления их творческой деятельности, формирования в этом развитии собственных возможностей решения творческих задач.
В основе формирования и развития творческого потенциала учеников подразумевается использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.
Одним из возможных вариантов развития творческой деятельности является использование на уроках деловых игр. Игры являются ценным средством воспитания умственной и творческой активности учащихся, активизируют психические процессы.
Этапы деловой игры могут быть схематично отображены следующим образом:
Этапы
На этапе подготовительной работы ставятся цели игры, происходит знакомство с демонстрационными вариантами презентаций (возможно использование работ учащихся предыдущих лет), определяются критерии оценки (насколько полно отражена деятельность предприятия, логика сценария презентации, качество и оформление представленных электронных документов).
На первом этапе участники самостоятельно определяют сферу деятельности своего “Предприятия”, его название, выбирают директора, бухгалтера, делопроизводителя, кадровика, художника-дизайнера… Ученики обсуждают набор документов для представления в рассказе о своем предприятии, и кто из ребят будет создавать какие из них. Каждое действующее лицо выполняет определенную ему функцию. Особую роль играет директор, который руководит созданием презентации: готовит сценарий, распределяет обязанности, ведет публичное представление предприятия с демонстрацией работ участников своей группы.
На втором этапе учащиеся приступают к выполнению своих обязанностей. Здесь используется весь спектр имеющихся в наличии прикладных программ с учетом поставленных перед персонажем целей.
Третий этап включает объединение работы сотрудников всех ведущих отделов “Предприятия” и подготовку сценария презентации.
На четвертом этапе директора рассказывают о своем предприятии и демонстрируют выполненные работы.
На заключительном этапе обсуждаются результаты игры.
Ход занятия
1. Введение. Организационный момент.
2. Рассказ об истории журналистики.
3. Игра – 30 минут:
А) 1 этап – организация корпораций.
Б) 2 этап – начало работы издательства.
В) 3 этап – создание печатного издания.
Г) 4 этап – подведение итогов.
1.Введение. Организационный момент.
Цели и задачи данного занятия:
1. Открытие творческого потенциала учащихся.
2. Рассказ о целях и задачах школьной газеты для привлечения учащихся 9 классов в пресс-центр школы.
Сегодня вы узнаете, кто такой журналист, в чём заключается его работа. Побываете в роли издателей и главных редакторов. Вы узнаете, с чего начинается газета, какое название для неё лучше выбрать, как она оформляется и что такое “макет”.
Кроме того эти вопросы будут решаться согласно той теме, которая идет у нас по плану изучения текстового и графического редакторов.
2. Рассказ об истории Российской журналистики.ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
В Санкт-Петербурге считается, что история русской журналистики начинается с 16 декабря 1702 года, когда вышел первый номер газеты "Ведомости". За день до этого император издал указ "Ведомостям быть!". Однако до нас дошел самый ранний номер газеты - от 2 января 1703 года. Москвичи считают, что русская журналистика началась именно с этой даты. Однако в этом бесценном потрепанном раритете, величиной с половину школьной тетрадки (а какого размера современные газеты?), есть несколько ссылок на более ранние вышедшие номера. На этом основании и можно полагать, что 2 января – не первый номер, а как указано в нем, самый первый - от 16 декабря 1702 года, как и считают петербуржцы. Газета выходила нерегулярно, как Бог на душу положит. Периодичность “Ведомостей” была различной. В 1703 и 1704 гг. вышло по 39 номеров, в 1705 - 46 (это наибольшая цифра). С годами сроки выхода все более растягиваются: известно, например, лишь три номера за 1717 г. и один за 1718 г. Номер состоял из разного числа страниц — от 2 до 22, чем определялась и его цена. Формат был установлен в восьмую долю листа (примерно в половинную ширину школьной тетради), но отдельные номера печатались и в формате листа. С № 3 за 1711 г. первая полоса (страница) газеты получает гравюру, на которой изображены вид Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью и летящий Меркурий с трубой и жезлом -кадуцеем. Интервал бывал суточным, месячным и самым разным. "Ведомости" постоянно меняли свое название: "Ведомости московские", "Ведомости московского государства", "Ведомости российские", "Вести", "Реляция", "Подлинное доношение", а одно время газета выходила под таким удивительным заголовком: "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах". Впрочем, это неудивительно, ведь в XVIII веке было полно длинных названий печатных изданий.