Смекни!
smekni.com

В социальной работе (стр. 12 из 60)

Для Р. Ассаджиоли [1] это также захлестывание сознания человека сверхсознательными, архетипическими и другими глубинными содержаниями психики, проявлением высшего «Я» человека.

Таким образом, психодуховный кризис выступает как проявление движения к целостности и единству всей психики человека.

Рассмотренные выше понятия связаны между собой, так как являются неразрывными феноменами одного процесса – трансформации личности, психодуховного развития.

Идея трансформации личности и психодуховного развития базируется на следующих методологических принципах: принцип целостности и генетический принцип (см. [8]).

Феномен страдания в процессе трансформации личности может манифестироваться в двух формах:

1.как направленный, сознательно применяемый метод изменения состояния сознания (психотехнологический аспект);

2.как сопутствующее психодуховным кризисам психическое состояние (катализирующий аспект).

Причины и истоки страдания

Определение причин и истоков психологического страдания человека является одной из древнейших проблем. Ответ искали в рамках религиозных и философских учений таких как: буддизм, христианство, экзистенциализм и др. Для нашей работы важно, прежде всего, выделить конкретные причины проявления страдания как состояние сознания обусловленного психодуховным кризисом.

Здесь, на наш взгляд, причиной является дисбаланс, разрушение, слом в духовном эго. Мы можем сказать, что страдание появляется там и тогда, когда происходит разрушение личностной структуры, которая представляет собой совокупность идентификаций личности, наполненных различным семантическим содержанием [см.6,8]. Такое объяснение дает нам довольно стройную базовую методологическую основу объяснения причин и механизма проявления страдания в пространстве психодуховного кризиса и преобладания его в состоянии сознания и как состояние сознания.

Страдание в пространстве психодуховного кризиса может выполнять, на наш взгляд следующие функции:

1. Сигнальная. Характеризуется тем, что обращает внимание индивида на происходящие дисбалансирующие, разрушительные тенденции в структуре личности. Позволяет личности осознать, что «что-то не так», сужает сознание, направляет осознанность на реальную проблему.

2. Дисбалансирующая, разрушающая. Страдание сопровождает и катализирует разрушительные тенденции в личности, раскачивает внутреннюю структуру личности, часто разрушая ее.

3. Созидающая (в потенции). Страдание требует для своего прекращения новой гармонии и баланса в структуре духовного эго заставляет личность искать пути оптимального решения проблемы путем построения новой структуры личности.

4. Инициирующая, очищающая. Более глубокое осмысление этой важной функции находится в рамках различных духовных традициях, таких как христианство (более явно в православной ветви), шаманизме (шаманская болезнь), других религиозных традициях.

5. Расширение осознания через погружение в онтологическое, экзистенциальное пространство существования. Страдание вызывает ИСС в котором возможно глубокое постижение экзистенциональных основ жизни человека, проявляется высшая восприимчивость процесса бытия, что способствует глубокому переосмыслению всего образа жизни личности.

Все это позволяет рассматривать страдание не как лишь негативный аспект жизни человека, а видеть в нем и процесс физической и психической трансформации способ изменения сознания, силу и механизм самоисцеления. Но в то же время проявление позитивной роли страдания в пространстве психодуховного кризиса невозможно без достаточного уровня сформированности сознания индивида его высокой способности осознания психической реальности, интеграции опыта.

ЛИТЕРАТУРА

Ассаджиоли Роберто Психосинтез: теория и практика. - М.: «REFL-book « 1994, - 314 с.

Гроф С. Духовный кризис. Статьи и исследования. – Пер. с английского. М.: МТМ, 1995. – 256 с.

Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира: Пер. с англ. - М, Издательство Трансперсон. Ин-та, 1994, - 338 с.

Гроф С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД. - М. ИНИОН, 1992, -312 с.

Козлов В.В. Дао трансформации.- М.: «ПАНГЕЯ», 1998, -101с.

Козлов В.В. Духовное сердце трансформации. /Творчество Воли./ Под ред. Козлова В.В. – М., МАПН, 1997- 223 с.

Козлов В.В. Истоки осознания - М., 1997 -363 с.

Козлов В.В. Методологические аспекты трансформационной работы. / Ребенок и пространство. Семь шагов к истине. / Сб. под ред. В.В. Козлова. –М., 1996. –197 с.

Козлов В.В. , Бубеев Ю.А. Измененное состояние сознания: психология и физиология. М., 1997 - 197с.

Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М., Издательская группа «Прогресс». -1993 -280 с.

Пути за пределы «эго». Под ред. Роджерса Уолша и Фрэнсис Воон. - Пер. с англ. М. - Папуша, Е. Поле и К. Андреевой - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 318 с.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986.- 432 с.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Том 1. - М., «Три Л», 1996. - 208 с.

Франкл В.Э. Доктор и душа / Пер. с англ. А.А. Бореев. СПб.: «Ювента», 1997. – 287 с.

Этюды о новой психотерапии /Под ред. В.В. Козлова. - Мн., 1995 - 192 с.

К СИСТЕМНОМУ ПОДХОДУ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ

М.Ф. Ковшиков

Системный или структурно-функциональный анализ занимает важ­ное место в системе методов общественных и гуманитарных наук. В истории социальной философии и социологии опираются на то, что социальная жизнь - это функционирование социальной структуры. Любой вид человеческой деятельности (обучение и воспитание, митинги и демонстрации, производство товаров и их потребление, боевые действия и тактические учения и т.д.) понимается как функция комплексных социальных систем (образования, политики, хозяйства, военного дела), которые в свою очередь являются элементами более сложной системы - отдельных сфер общественной жизни, социальной структуры общества или общества в целом.

Функциональный подход является одним из основных методологических принципов в современном обществознании, социальной философии и социологии. Сущность его заключается в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и роли (функции, значения) в определенной связи. Качественное состояние элементов и связей общества определяет необходимость его системного рассмотрения.

Функциональный подход в различном виде присутствует во всех социальных концепциях, рассматривающих общество системным образом. Системному анализу отдавали предпочтение «духовные отцы» социальной философии и социологии, такие как 0.Конт и Г.Спенсер. При этом проводилась аналогия между обществом и организмом - органицизм.

Эта методологическая ориентация взглядов на общество как неразложимого целого организма носит существенное отличие от со­циального механицизма - направления в социологии, возникшего в XIX веке под влиянием классической механики, являющегося крайней формой позитивизма, рассматривающего общество как агрегат элементов, которые можно изучать независимо друг от друга 1.

Органическая школа, имеющая в основе концепцию социальной философии «органического общества», имела глубокие корни в истории.

Сравнение общества с организмом у Платона, проведение параллели между человеческим организмом и организацией, обеспечивающей функционирование общественного организма, у Аристотеля и мыс­лителей средневековья Гоббса, Руссо нашло свое отражение в био­органических теориях общества как сверхорганизма, ориентированных на эволюционную биологию.

Философский органицизм у Шеллинга и Гегеля представлял развитие идей древности одушевленного макроскопического порядка всеединства. Разновидностью органицизма является и социально-психологический органицизм, утверждавший, что целостность общества обусловлена коллективным разумом, сознанием, волеизъявлением как самостоятельной реальности, которая не сводится к сознанию образующих социум индивидов.

Противоположный подход наблюдается у представителей консер­вативного органицизма (Берка, де Местра и др.), которые считали, что целостность общества зависит от его иерархии, единого управляющего целого, тем самым принижая активность исторического субъекта, фактор свободной деятельности личности. В данной концепции социальной философии утверждается, что деятельность общества как живого организма регулируется естественным порядком, а разнообразные ячейки (семья, социальная общность, профессиональные корпорации) составляют единое целое, которое превалирует над частями, и индивиды в этом целом имеют по отношению к нему не столько права, сколько обязанности.

Ссылаясь на биологию, отождествляя общество и организм, занимаясь поиском все новых аналогий между ними, Шеффле (Германия), понимая общество как «социальное тело», считал, что экономическая жизнь равнозначна обмену веществ в организме, Лилиенфельд (Россия) утверждал, что торговля в обществе выполняет те же функции, что и кровообращение, а государство - функции головного мозга.

Помимо сравнения общества с организмом, подлежащих единству проявления закона эволюции и имеющих сходство между собой, шло выявление и различий. Так, Спенсер считал, что в социальном организме части сосуществуют, оставаясь раздельными, так как они способны на чувства, мысли и т.д. Ворме рассуждал о половых различиях разных типов социальных институтов.

Стремясь избежать подобного рода крайности, многие ученые социологи и философы в начале 20 века, проводя аналогию между обществом и организмом, обуславливали сознательную природу общества. Э. Дюркгейм (Франция) считал, что общество как целостность не обладает физической реальностью, а существует в коллективном сознании, но коллективное сознание нельзя сводить к сознанию отдельных образующих социум индивидов. Особую роль он отводил социальной психологии в изучении коллективных представлений, объединяющей индивидов в социальное тело.