Смекни!
smekni.com

В социальной работе (стр. 54 из 60)

Еще раз хочу вернуться в начало статьи к эпиграфу. В стихотворении Эльдара Рязанова можно увидеть, как прекрасно сочетаются три составляющие программы «Волшебство прикосновения». Есть в нем и такие строки: «Стих этот старомоден, неказист и слишком прост, но искренен и чист». И действительно, как тут не вспомнить известное высказывание: все новое - это хорошо забытое старое. Как написала одна из участниц наших занятий: «Мы ищем спасения в дорогих микстурах и таблетках, забывая о том, что обладаем такими мощными средствами как прикосновение и слово!»

Программа «Волшебство прикосновения» - это совместный творческий, оздоровительный процесс родителя и ребенка, где каждый полностью включен в него и ориентирован на партнера. Именно в этом случае достигаются хорошие результаты в чувствовании и в понимании другого. Кроме того, доверие, поддержка и любовь становятся неотъемлемой частью наших встреч. Именно это, по словам родителей, помогает уже самостоятельно корректировать семейные отношения, так как эти встречи не только затрагивают непосредственных участников программы, но и тех, кто остается дома в ожидании их прихода. Не только дети, но и подростки начинают видеть в своих родителях друзей. А мамы говорят о том, что стали больше доверять своим детям, чувствовать и понимать их. И учителя все больше убеждаются, что положительный психологический климат семьи играет огромную роль в учебе ребенка и в работе родителя.

РУССКАЯ ИКОНОГРАФИЯ И РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.

Козлов Г.В., ЧГУ

В современной философии ухе является аксиомой утверждение о том, что мир представляет собой органическое целое. Одна из важнейших философских книг золотого века русской культуры - конца ХIХ и начала XX века - философа Н.О.Лосского так и называется "Мир как органическое целое". Примечательно, что этот мир, в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса, но и из комплекса культуры. Белее того, сам человек, являясь частью природы, представляет собой и часть созданной тысячелетиями культуры.

Погибнуть человечество и природа в целом могут не только био­логически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры, поскольку и тут, и там может действовать право неразумного сильного, которое создает опаснейшую ситуацию. Поэтому как отношение к природе, так и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части культуры. В качестве подтверждения данной мысли хочется привести слова русского философа Вл.Соловьева из его большого труда «Оправдание добра»: «Цель труда по отношению к материальной природе не есть пользование ею для добывания вещей и денег, а совершенствование ее самой - оживление в ней мертвого, одухотворение вещественного. Способы не могут быть здесь указаны, они составляют задачу искусства. Но, прежде всего, важно отношение к самому предмету, внутреннее настроение и вытекающее из него направление деятельности. Без любви к природе для нее самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни». /7, с.359-360/

Мировое древо культуры имеет множество ветвей национальных культур, каждая из которых отличается неповторимым своеобразием, вносящим свои чудесные достижения в духовную сокровищницу планеты. Каждый человек уже в силу своего рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Он впитывает ее с молоком матери, едва родившись на свет, с колыбельными песнями в младенчестве, со сказками и преданиями в детстве и со всем обрядовым, этическим и эстетическим укладом жизни. Постепенно он сам становится носителем, а затем и сотворцом культуры своего народа. «Что бы ни происходило в мире, какие бы ни наступали потрясения, но летопись Культуры должна протекать неприкосновенно»,- писал Н.К. Рерих./4, с.6/ Идея единства и неразрывной преемственности культуры является основным двигателем и главным показателем эволюции человечества. Следовательно, «спасти памятники культуры - это значит, спасти человеческие души, не дать убить человека в человеке», а «сохранить памятники культуры для будущих поколений - это значит заложить фундамент нравственности для их духовной жизни». /4, с.3/. Это важно еще и потому, что памятники культуры являются не только носителями Прекрасного начала, но и обладают мощной психотерапевтической силой, и способностью помощи человеку в кризисных ситуациях. Особенно важно – помощь осуществляется человеком самому себе через общение предметом культуры.

Открытые и уже доступные искусствоведам великие традиции искусства необходимо не только всячески охранять, но и смело внедрять в современную жизнь, ибо только тогда искусство сумеет достигнуть своей цели - преображение человечества. Говоря о том, что в любом человеке заложены великие возможности, нельзя не согласиться и с психологами, которые уже давно заметили, что развиваются они лишь в соответствующей деятельности. В мире искусства первым побудителем и видом деятельности является восприятие прекрасных образов, которое развивает воображение, чувства, вкус, пробуждает в личности творческое начало, в конце концов, заставляет их мыслить, осознавая идейную сущность произведения искусства. Силу искусства трудно переоценить»

Великий голландский мастер Рембрандт считал, что эмоции ху­дожника сконцентрированы на поверхности картины и излучаются на зрителя, заставляя его сопереживать творческое состояние художника. Невыразимая аура славы излучается великим произведением, волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, изливается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим равновесие и гармонию» т.к. отзываемся на естественный эволюционный поток, выявляющий более совершенные формы и сочетания цвета и энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через Красоту, излучающуюся из них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении.

В условиях системного и нравственного опустошения нужно понять, что существует неразрывная связь художественных произведений с нравственными критериями личности, убеждениями, представлениями человека о жизненно важных для общества и лично для него ценностях.

В связи с этим представляется странным, что в большинстве из ныне существующих и действующих программ социальной работы не уделяется никакого внимания древнему искусству иконографии. Традиционно изучением древнерусской иконописи занимались всегда искусствоведы, а в области социальной работы эта тема считается не только непопулярной, но более того - запретной. В результате этого искусственно прерывается связь времен, а многочисленные сокровища остаются для целых поколений тайной за семью печатями.

Самые важные негативные последствия имеют социальный и социально-психологический характер – неуважение и скепсис к духовным достижениям прошлого нашего народа, появление целых слоев населения «без роду и племени», духовных и психологических «бомжей», снижение духовного содержания личности, искажение глубинных моральных ценностей и т.д..

Вся жизнь русского человека была также связана с христианскими обрядами и их изобразительными воплощениями в виде церквей, фресковых росписей, икон. Более того, народное декоративное искусство настолько крепко сплелось с христианскими традициями, что подчас бывает трудно определить, где заканчивается одно и начинается другое.

Важная функция иконографии в социальной работе заключается в том, что активное освоение людьми традиций народного искусства дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности. Народная культура рассматривается в ее сущностных связях, определяющих смысл жизни каждого отдельного человека и целого народа.

Задача весьма актуальная, поскольку именно такая личность имеет больше шансов найти правильное решение современных социальных, социально-исторических психологических, нравственно-этических и прочих проблем.

В заключение хотелось бы заметить, что игнорирование социальной программой христианской культуры лишает социальную работу и общество в целом одного из мощных средств, влияющих на духовное становление, развитие, психическое здоровье личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-при­кладного искусства. - М., 1994

2. Клекоев М.Л. Педагогические идеи художников //Автореф. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 1992

3. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве кон­ца XIX-начала XX века. - М., 1997