Смекни!
smekni.com

В социальной работе (стр. 56 из 60)

В сравнительном анализе экспериментальных данных доказано, что личностные трудности (проблемы) могут эффективно преодолеваться через организацию общения на высшем, личностно и духовно ориентированном уровне - в диалоге, обладающем мощным потенциалом катарсиса.

3. Диалогическое общение как фактор преодоления социально-психологической дезадаптации.

Анализ представлений о дезадаптации, ее критериях, условиях и причинах возникновения показал, что любые формы дезадаптации, возможно, имеют единую природу, состоящую в нарушении внутренней гармонии телесно-душевной и духовно-нравственной сфер личности, вызывающем затруднения в общении и обучении.

Исследуя описанные в литературе уровни адаптации личности - психофизиологический, в котором осуществляется оптимальная организация психофизиологических соотношений, сохранение соматического здоровья и эмоционального благополучия; социальный, включающий в себя особенности микросоциального взаимодействия, формирование адекватных межличностных взаимодействий, учет экспектаций окружения, достижение социально значимых целей; личностный или индивидуально-психологический, включающий развитие личностных и типологических особенностей человека, его актуальных состояний, сохранение психического здоровья и т.д. - мы отмечаем и недостаточность и рассматриваем возможность выделения еще одного, универсального, на наш взгляд, уровня адаптации личности - духовно-нравственного, являющегося стабилизирующим не отношении личности с организмом, или с другими людьми, а в ее отношении к самой себе. Этот уровень связан с гармонизацией телесно-душевной и духовно-нравственной сфер личности. На этом уровне происходит осознание человеком собственной значимости, уникальности, смысла своей жизни;

обретается эмоционально-психологическое и нравственное благополучие, создаются условия для преодоления любых форм дезадаптации.

Духовно-нравственный уровень адаптированности характеризуется способностью к децентрации, «доминантностью на собеседнике», умением понимать свободу выбора другого человека, в частности ребенка. Педагог в современных условиях - не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему душевному росту и кто растет сам, развивая окружение детей и взрослых. Поэтому настоящим педагогом становится сегодня не просто человек знающий, а человек, способный к духовному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Достижение такого уровня адаптации личности - одна из новых ценностей образования. Она связана с характером педагогического общения в учебно-воспитательном процессе.

В экспериментальном исследовании показано, что учебно-воспитательный процесс, построенный на принципах личностно и духовно ориентированного диалога, является наиболее существенным фактором преодоления любых форм школьной дезадаптации детей. Принципы диалога реализованы в учебно-воспитательной работе в школе и семье путем внедрения системы из пяти блоков практических рекомендаций в соответствии с пятью компонентами психологического механизма диалогизации общения: (1) деятельностный - рекомендации по достижению предметно-содержательного единства совместной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе; (2) мотивационный - рекомендации по установлению мотивационно-целевой общности учителя и учащихся; (3) коммуникационный - рекомендации по оптимальному использованию коммуникативных вербальных и невербальных средств; (4) личностный - рекомендации по учету личностных особенностей участников взаимодействия; (5) духовный - рекомендации по достижению духовной близости участников взаимодействия, построение взаимодействия на основе доброты, любви, искренности, открытости. Показана решающая роль духовности педагога и духовно-нравственной ориентации педагогического общения в преодолении школьной дезадаптации детей.

Таким образом, духовный фактор в общении определяется нами в самом общем плане как глубоко личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный ориентацией познания и деятельности человека на истинные духовно-нравственные ценности. Духовность представляет собой способность личности различать и выбирать эти ценности, в соответствии с ними строить свое поведение и общение. Объединяющей характеристикой духовности является любовь. Реализация этих ценностей в межчеловеческих отношениях - залог преодоления многих современных социальных проблем.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Ряховский С.В., Киселев И.Ю., Симонов В.И., ЯрГУ

Может ли социальный работник оказать помощь в принятии управленческих решений и предостеречь от ошибок, связанных с особенностями нашего восприятия тех или иных проблем, реальности? Задавшись этим вопросом, мы пришли к выводу, что сфера деятельности представителей этой новой специальности может быть расширена за счет консультирования в области принятия решений. Значительный задел в данном направлении сделан ярославскими учеными С.И. Ериной, А.В. Карповым, Е.В. Коневой, Н.Н. Мехтихановой, В.В. Новиковым. И определенные перспективы видятся, например, в консультировании по ошибкам восприятия, связанным с социальным познанием.

Приобретение индивидом знаний о социально-политической действительности неизбежно опирается на те же психические способности и механизмы, что и общепсихический познавательный процесс. Важнейший из них - восприятие. Для характеристики восприятия обычно вводят понятие «когнитивный стиль». Поскольку действительность сложна и многомерна, эффективность взаимодействия с ней нашего сознания зависит от процессов ее структурирования, упорядочивания, «отделения зерен от плевел». В этом нам помогает когнитивная ориентация: она направляет видение мира в определенное русло. Если когнитивные ориентации «высвечивают» конфликт интересов , переговорный процесс может сопровождаться демонстрацией силы, проекцией власти и влияния по типу психологического «вызревания» подобных ситуаций.

Логика изложения данной проблематики так или иначе подводит нас к проблеме научения, которая связана с изменениями когнитивной структуры, системы наших знаний и представлений. Действительно, своевременность реагирования на изменения в мире свидетельствует о гибкости мышления. Вместе с тем, отставание или запаздывание во времени связано с инерцией мышления и иногда психологически «запрограммировано» в нашем сознании. Достаточно вспомнить, сколько времени потребовалось на то, чтобы наладить конструктивный диалог между различными общественными группами. Инерция мышления особенно велика в политике . Вполне возможно, что в ряде случаев это благо, поскольку велики и ставки: благополучие и безопасность целых народов; сильна и роль недоверия.

Проблема научения в политике и общественной жизни рассматривается в ряде классических работ аналогии с поведением в ситуации нерегулируемых экономических рынков, когда поощрения и наказания /за нерациональное поведение/ распределяются в духе социал-дарвинизма. Так или иначе считается, что политическая система неизбежно «выбраковывает» тех, кто медленно усваивает чужой и свой опыт и не способен адаптировать его к новым требованиям социальной и политической ситуации. В этой связи, как нам кажется социальные работники как специалисты в области психологии, могли бы существенно «скорректировать» традиционную модель рационального выбора индивидов, сосредоточившись на некоторых издержках нашего восприятия, поскольку вопрос о когнитивных способностях индивидов по преодолению трудностей, связанных с неопределенностью и двусмысленностью, степени адекватности их восприятия, обработки и усвоении информации и, в конечном счете, - знаний об окружающей политической реальности, остается открытым.

Действительно, как свидетельствуют результаты лабораторных и эмпирических исследований, в ряде случаев процессы обработки и усвоения информации приводят к формированию у управленцев такой системы убеждений, которая является в большей степени внутренне согласованной и упорядоченной, чем сама реальность. Это «психологическая расплата» за нашу потребность иметь устойчивый, понятный и непротиворечивый взгляд на мир, «рациональность» психологических процессов принятия решений, когда мы предпочитаем мыслить готовыми схемами, прибегаем к упрощениям и выбираем уже опробованные модели поведения, что и является одной из причин предрасположенности к ошибкам и предубеждениям. В продолжение начатой дискуссии нами предпринята попытка систематизации некоторых потенциальных ошибок восприятия, которые связаны с социальным и политическим познанием. Достаточно упомянуть некоторые из них, чтобы понять, где может приложить свои теоретические знания социальный работник: фундаментальная ошибка атрибуции, как известно, связана с недооценкой или просто игнорированием ситуативных факторов. Различия в атрибуциях «стороннего» наблюдателя и непосредственного участника приводят к тому, что последний считает себя «более адекватным» в оценке ситуации, поскольку знает ее изнутри. Таким образом, защитные механизмы социального «я» приводят к рассогласованию во внутренних установках, усугубляют конфликтное видение.