509. Какие значения сказуемого выявляются из противопоставления учитель сердится — учитель сердит — учитель сердитый?
В первом предложении глагольное сказуемое в личной форме выражает грамматическое значение действия, динамического признака, протекающего во времени, исходящего от активного субъекта.
Сказуемое, выраженное краткой формой прилагательного, во втором предложении обозначает состояние, локализованное во времени (нулевая связка — настоящее время).
Полная форма прилагательного в роли сказуемого выражает грамматическое значение качества или свойства, данного в предмете, безотносительно ко времени проявления (сегодня учитель сердитый — у нас учитель сердитый).
521. Как группируются данные пары слов по сходству средств, использованных для различения выражаемых ими грамматических категорий?
Книга — книгу, я — меня, насы´пать — насыпáть, ляг — лёг, читаю — буду читать, говоришь — говорит, напишу — напишем, даём — дадим, добрый — добрейший, пилы´ — пúлы, tendo — tetendi (лат. ‘натягиваю — натянул’), плохо — хуже, тёплый — самый тёплый, иду — шёл, лéса — лесá, ходил — ходила, прибегать — прибежать, малый — меньший, светло — светлее, везу — вёз, обрéзать — обрезáть, чёрный — чёрная, сидит — сидел, тёмный — более тёмный.
В приведенных противопоставлениях форм использованы различные грамматические средства, или формальные показатели грамматических категорий:
1) окончание: книга — книгу, говоришь — говорит, напишу — напишем, ходил — ходила, черный — черная;
2) суффикс: добрый — добрейший, светло — светлее, сидит — сидел;
3) супплетивность: я — меня, плохо — хуже, иду — шел, малый — меньший;
4) место ударения: насы´пать — насыпáть, пилы´ — пúлы, лéса — лесá, обрéзать – обрезáть;
5) служебные слова: читаю — буду читать, теплый — самый теплый, темный — более темный;
6) исторические чередования фонем: ляг — лёг, прибегать — прибежать, везу — вёз (/l′ak/ — /l′ok/, /pr′ib′igat′/ — /pr′ib′žat′/, /v′izu/ (/v′ezu/) — /v′os/);
7) редупликация: даём — дадим, tendo— tetendi.
Надо заметить, что в ряде случаев используется более чем одно средство: ударение + суффикс, ударение + окончание, чередование + суффикс.
525. Почему в предложениях Продавщица взяла в руки бутыль и Через забор свешивались сучья берёзы употребляется винительный падеж?
Употребление винительного падежа мотивировано управлением предлогов в и через.
537. Какими средствами связаны между собой выделенные слова в данных предложениях?
1) Печали ранние мою теснили грудь (П.). 2) Радость жизни не покидала его. 3) Я всё узнал от подруги сестры. 4) Нас встретила девочка с бантиком. 5) Детишки возились в песке. 6) Я прочёл новую книгу. 7) Мать зовёт дочь. 8) Он посмотрел на ребенка.
Выделенные в этих предложениях слова связаны между собой смысловой связью, которая находит различное формальное выражение.
1) согласование (в зависимом слове словосочетания повторяются все граммемы, общие у него с главным словом): печали ранние, детишки возились, мать зовет, он посмотрел;
2) управление (в зависимом слове реализуется определенная граммема, которая вызвана главным словом): радость жизни, от подруги сестры, девочка с бантиком, прочел книгу, зовет дочь, посмотрел на ребенка. Можно отметить различия между сильным и слабым (предложным) управлением;
3) порядок слов является решающим в выражении смысла в словосочетании от подруги сестры (ср. от сестры подруги), а также в предложении Мать зовет дочь (ср. Дочь зовет мать), так как синтаксические роли слов мать и дочь не дифференцированы морфологически.
543. Укажите возможные различия в трактовке синтаксических отношений внутри предложений и средства выражения этих различий: Успокоенная сестра ушла; Это общежитие для студентов. (Возможные внутри предложений знаки препинания не указаны.)
Слово успокоенная будет определением к слову сестра, если сделать паузу перед сказуемым (Успокоенная сестра / ушла). Другое прочтение (Успокоенная / сестра ушла) относит это слово к сказуемому.
Второе предложение может быть прочитано в одну синтагму без паузы, и тогда будет понято как распространенное наименование объективного факта. Пауза после слова это выделяет его как подлежащее и группу именного сказуемого с нулевой связкой (Это | общежитие для студентов). Слово это будет определением к подлежащему в двусоставном неполном предложении с опущенным сказуемым, если сделать паузу в другом месте (Это общежитие | для студентов). И, наконец, возможна трактовка предложной группы для студентов как уточняющего постпозитивного определения, если при той же паузе произнести первую синтагму не с повышением тона, а с понижением.
Таким образом, средством выражения синтаксических отношений является интонация: разделение предложения на синтагмы посредством паузы, фразовое ударение — усиление словесного ударения последнего слова синтагмы, движение тона, темп и тембр голоса.
549. Какое значение для актуального членения предложений Петров написал новую книгу; Написал новую книгу Петров; Новую книгу написал Петров имеет порядок слов?
Объективный порядок слов предполагает предшествование темы. Рема, содержащая актуальную информацию, как правило, следует за темой. В первом предложении темой будет подлежащее Петров. Такой порядок слов уместен в ситуации, когда собеседникам известен этот человек, а новое заключается в том, что он сделал. Темой второго предложения является то, что написана новая книга, цель высказывания — сообщение имени автора. Порядок слов третьего предложения выделяет ту же рему, но темой в этом случае является новизна книги. Изменяя синтагматические границы и используя логическое и эмфатическое ударение, можно и при заданном порядке актуализировать другую важную для говорящего информацию. Выдвижение ремы в начало предложения (субъективный порядок слов) придает ей особую значимость, а все предложение отличается большей эмоциональностью и экспрессивностью.
569. Что позволяет найти подлежащее в предложениях, представленных схемами: 1) —|‑et|‑u. 2) v|‑u|‑ut|‑i. 3) ‑aja|‑a|‑la|s|‑oj.
Линейная последовательность и морфологические показатели, приведенные в схемах, содержат информацию о синтаксических ролях слов в предложениях. Наиболее вероятно ожидание подлежащего на первом месте, к тому же подлежащее должно иметь форму именительного падежа. Поэтому, увидев на первом месте слово без окончания, можно предположить, что это скорее всего именительный падеж единственного числа существительного или местоимения мужского рода или существительного женского рода типа мать. Однако так же может оканчиваться и винительный падеж неодушевленного существительного. Второе место подтверждает ожидание единственного числа подлежащего, поскольку показатель ‑‑‑et однозначно указывает на 3 лицо единственного числа глагола, т. е. сказуемое. Окончательно решается вопрос по окончанию ‑u. Это может быть либо винительный падеж единственного числа существительного женского рода, либо дательный падеж единственного числа существительного или местоимения мужского рода, т. е. явное дополнение. Таким образом, возможно следующее лексическое наполнение первой схемы: Мальчик / мать / он читает книгу или Мальчик / мать / он помогает брату.
Во второй схеме предложная группа на первом месте подлежащим быть не может. Это либо форма предложного падежа (местного) существительного мужского рода, либо винительного падежа существительного женского рода на ‑а, т. е. обстоятельство (в лесу / в школу). Показатель ‑ut указывает на сказуемое во множественном числе, следовательно, и подлежащее должно быть в той же форме. Окончание ‑i на последнем месте подтверждает наше ожидание: В лесу живут волки / В школу идут дети.
Следует заметить также, что окончание ‑i омонимично, оно может в данной позиции обозначать и винительный падеж. В таком случае схеме соответствует неопределенно‑личная конструкция: В лесу ищут боровики / В дорогу берут пирожки.
В третьей схеме форма на первом месте могла бы быть подлежащим (столовая), но следующее за ней окончание снимает это предположение, ‑aja в препозиции к ‑а не что иное, как согласованное определение, указывающее на женский род подлежащего, что подтверждается следующим показателем ‑la: Маленькая девочка гуляла с куклой.
603. Какие значения родительного падежа представлены в данных предложениях?
1) Собака Ростовых помчалась к опушке леса. 2) Ножка стула оказалась сломанной. 3) Это был человек редкой усидчивости. 4) Навстречу нам вышла девушка лет семнадцати. 5) Мой дед — член Коммунистической партии с 1920 года. 6) Чтение стихов — моё любимое занятие. 7) В комнате стоял стол карельской берёзы. 8) Из сада доносился аромат гвоздик. 9) Я услыхал плач ребёнка. 10) Нам подали кувшин молока.