Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы 19 века» для студентов 4 курса факультета филологии и журналистики (озо) ростов-на-дону (стр. 6 из 9)

Творчество английской писательницы Ш. Бронте (1816—1855) представлено романом «Джейн Эйр»(1847). Достижения сентиментального просветительского романа были творчески осмыслены автором «Джейн Эйр». Если Ричардсон, по свидетельству современников, «научил страсти двигаться по приказу добродетели», то Шарлотта Бронте сделала акцент не на теме «вознаг­ражденной добродетели», но более на вопросах свободы личности и свободы чувства.

Женская проза достигла к этому времени больших успехов в психологическом анализе, фиксации тончайших движений мысли и чувств, в обрисовке быта и нравов мелкопоместного дворянства. С эстетикой романтизма ее связывало умение открывать красоту в реаль­ном, окружающем мире. Романтическая и реалистическая эстетика переплетаются в романе Бронте, придавая ему неповторимый характер. Повествование выстроено хронологически, оно ведется от первого лица. Первый этап жизни Джейн - это пребывание в доме тетки из милости. Образ тетки один из центральных в романе, с ним также связана идея искупления (тайна наследства Джейн). На данном этапе в роман вводится тема «воспитания», духовного становления героини. Следующий этап духовной эволюции главной героини связан с пребыванием в приюте Локвуда. Постепенно традиционный «роман воспитания» приобретает черты социально-психологического. Следующий этап - Торнфильд. Необходимо учесть романтическую встречу гувернантки и хозяина, что немало повлияет на дальнейшее развитие отношений героев. Важен образ Рочестера, умного, образованного добросердечного, благородного человека. Джейн - первая достойная женщина, которую довелось встретить ему. При анализе романа студенту рекомендуется обратить внимание на систему лейтмотивов произведения. Лейтмотивом романа является почти постоянно дующий холодный, пронизывающий ветер, метафора эмоционально насыщенной и быстро меняющейся жизни. Большую роль в романе играют звуки, краски, явления непонятные на первый взгляд — дикие крики в доме, огонь — все это моменты не преследует цели просто испугать читателя. «Страшное» в романе получает непременно рационалисти­ческое толкование. Героиня узнает о тайне Торнфильда — душевнобольной жене Рочестера, о трагических последствиях его первого брака. Разнообразные явления природы: гроза, буря, проливной дождь - подчеркивают эмоциональное состояние героев, усиливают нюанси­ровку чувств. Ту же роль играет многократно повторяемый образ свечи.

Для характеристики героев автор часто использует принцип конт­раста ( Бланш Ингрем и Джейн , мистер Рочестер и Сент - Джон). Природа и человек в романе воспринимаются в тесном единстве. Но в романе наблюдается отход от руссоистского идеала и романти­ческого видения природы. В романе возникает некий микромир (Торнфильд) и макромир (Йоркшир, Англия в целом), взаимосвязанные друг с другом. И в постижении второго важен момент встречи со священником Сент-Джоном и его сестрами, давшими приют измученной. Сент-Джон, хороший человек, прекрасный брат, ревностный хри­стианин, решает стать миссионером. Но пафос его действий и решений внутренне связан с глубинным неутолимым честолюбием, нежеланием быть погребенным в глуши, осознанием своего природного дарования и стремлением его реализовать во что бы то ни стало. Им руководит потаенная страсть «подняться выше, совершить больше других». Шар­лотта Бронте во многом предвосхитила появление ницшеанских настроений, ведь ее героем руководит яростное желание осуществить великие цели и достичь превосходства. Он отказывается от любви, брака, семейного счастья, он «неумолим как смерть».

Другим крупнейшим представителем английского романа данного времени cтанет У. Теккерей (1811-1863). Он также известен и как теоретик литературы. Его критические статьи сыграли немаловажную роль в становлении реалистического метода в английской литературе. Анализируя изобразительную манеру писателей, Теккерей требовал от них строгой правдивости в изображении персонажей и различных ситуаций. В своем художественном творчестве Теккерей выступил как продолжатель традиций Фильдинга и Смоллета. Это наиболее ярко проявилось в романе Теккерея «Ярмарка тщеславия». У Теккерея свое представление о положительном герое, для него не существует ни отъявленных негодяев, ни идеальных существ. Характерной особенностью романа «Ярмарка тщеславия» является ярко выраженная «безгеройность» романа. Теккерея можно назвать новатором в области структуры реалистического романа: он первым стал использовать довольно обширный авторский комментарий, панорамный принцип изображения действительности.

В творчестве Теккерея можно выделить три периода. Первый — ко­нец 30-х — середина 40-х годов, второй — середина 40-х — 1848 г. и третий — после 1848 г.

Литературная деятельность Теккерея началась с публицистики. В философско-эстетических взглядах писателя на первый план выдвигаются его непримиримость ко всякому украшательству, чрез­мерному преувеличению, ложной патетике и искажению истины. В эстетике Теккерея улавливается связь с традицией Просвещения, причем эта традиция столь очевидна и ярка, что порой заслоняет собой все остальные компоненты его мировозз­ренческой и художнической позиции. XVIII век был любимым веком Теккерея. Он часто повторял, что живет в XVIII в. В очерке «Сочинения Филдинга» (1840) писатель дает высокую оценку автору «Тома Джонса», называет его одним из самых тщательных и взыскательных художников в истории английской литературы. Теккерей рассматривал роман как «изумительное создание человеческого гения». В нем, по мнению Теккерея, «нет ни одного, пусть самого незначительного, эпизода, который не способствовал бы развитию действия, не вытекал бы из предыдущего и не составил бы неотъемлемой части единого целого».

В 1842 г. Теккерей создает памфлет «Лекции мисс Тикльтоби по истории Англии», в которых сатирическое осмысление получает офи­циальное толкование истории. Обращение к истории означало для Теккерея и более пристальное внимание к современным событиям, которые имели непосредственную связь с прошлым. В данном случае следует сказать, что писатель был великолепно осведомлен в вопросах новейших тенденций в развитии национальной историографии.

Теккерей вступает в полемику с современной историографией, утверждающей результаты прогресса в разумной и просвещенной стране. Теккерей доказывает обратное — современная эпоха негероическая, а подлинных романтических героев не существует.

Защитник правды в искусстве, Теккерей, как и Диккенс, считает, что писатели «обязаны, конечно, показывать жизнь такой, какой она действительно представляется им, а не навязывать публике фигуры, претендующие на верность человеческой природе. Теккерей высту­пает за реалистическую литературу, из которой пытается изгнать «фальшивые характеры и фальшивую мораль».

Разнообразны жанры, в которых творит Теккерей — писатель и художник. Это и попытки воспроизвести жанр уголовной хроники, и пародии на уже известные жанровые модификации.

Второй этап творчества Теккерея открывается сборником сатири­ческих эссе «Книга снобов», печатавшихся в виде отдельных очерков в «Панче» в 1846—1847 гг. Литературные пародии, нравоописательные очерки, журналистские публикации подготовили писателя к более глубокому критическому анализу и осмыслению современной дейст­вительности. Теккерей опирается на богатую традицию просветитель­ского эссе, соединяя в нем черты памфлета и журналистского очерка.

В серии очерков о снобах изображена английская общественно-по­литическая и частная жизнь. Само слово «сноб» в толковании Теккерея приобретает особое значение. Первоначальный его смысл — «сапож­ный подмастерье», затем оно стало жаргонным словом, означающим невоспитанного человека; кембриджские студенты употребляли его, когда речь шла о кембриджском жителе, не относящемся к числу студентов, а также о бедном студенте, не принадлежавшем к студен­ческой элите, т. е. выходцам из богатых и респектабельных семей. «Книга снобов, написанная одним из них» —таково полное название этого произведения, и в предварительных замечаниях автор саркасти­чески замечает: «Снобы должны изучаться, как и другие объекты естественной истории, и они являют собой часть Прекрасного (с большой буквы). Снобы относятся ко всем классам общества».