Студенты могут дополнительно ознакомиться и с романом Мопассана «Пьер и Жан» (1887) («психологический этюд», по словам автора). Предисловие к роману очень важно для понимания эволюции автора. Новаторство Мопассана в романе проявляется в том, что прямым средством движения сюжета являются не внешние события, а многочисленные перипетии душевной жизни героя. Показателен для творчества Мопассана последнего периода и лирический дневник плавания по Средиземному морю «На воде» (1888), для которого характерно свободное выражение субъективных эмоций.
Знакомство с творчеством Ж.-К. Гюисманса (1848-1907) поможет студентам еще более расширить свое представление о многообразии литературных тенденций на рубеже веков. Роман «Наоборот» (1884) многие исследователи расценивают как вызов натурализму. В целом роман характеризует импрессионистическое видение мира. Импрессионистическая стилистика характерна и творческой манере автора. Студентам рекомендуется обратиться к монографии Л.Г.Андреева «Импрессионизм» (М., 1980), в которой этот аспект творчества Ж.-К. Гюисманса анализируется достаточно скрупулезно. К особенностям поэтики романа можно отнести и наличие в контексте произведения вставных критических эссе. В такую форму облечены размышления героя о современных литераторах и художниках (Флобере, Золя, братьях Гонкурах, Верлене, Малларме). Роман «Наоборот» оказал влияние на авторов рубежа веков (О.Уайльд).
Символизм во французской литературе рубежа веков представлен в программе курса творчеством авторов: А.Рембо (1854-1891), П.Верлен (1844-1896), С.Малларме (1842-1898). Отмечая лирический характер французского символизма 1870-1890-х годов, студенты должны научиться разграничивать парнасскую и бодлеровскую традиции в поэзии рубежа веков. Студентам предлагается ознакомиться со статьями Ш.Бодлера об искусстве («Салон 1846 года», «Поэт современной жизни»). В поэзии первого поколения французских символистов (Рембо, Верлен, Малларме) прослеживается модификация бодлеровского творческого начала. Для понимания специфики символизма рекомендуется обратиться к манифестам поэтического символизма Мореаса и Малларме, а также к книге А.Белого «Символизм как миропонимание (М., 1994).
С.Малларме (1842-1898) – ведущий теоретик первого поколения французских символистов. Ранние стихи Малларме отмечены влиянием парнасцев и Бодлера («Послеполуденный отдых фавна» (1865-1866). Этому произведению свойственно сочетание символа и аллегории. Харктерны для поэзии Малларме и импрессионистические искания (сонет «Кружево»). Своеобразно, в характерной Малларме ассоциативной манере представлены в его поэзии новозаветные эпизоды («Иродиада»). В целом ряде стихотворений Малларме вырисовывается образ Э.По, творчеством которого поэт был увлечен и который оказал на него значительное влияние.
А.Рембо (1854-1891) считают заложившим основы французского символизма. Его творчество генетически восходит к поэтическим исканиям Ш.Бодлера. Одним из ведущих творческих принципов является требование от поэта «ясновидения» (Из письма 1871 г.: «я говорю, надо стать ясновидцем… Поэт превращает себя в ясновидца длительным, безмерным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идет на любые формы любви, страдания, безумия… он становится самым больным из всех, самым преступным, самым проклятым – и ученым из ученых! Ибо он достиг неведомого»).
Своеобразным манифестом символизма А.Рембо по праву считаются стихотворения «Пьяный корабль» и «Гласные». Поэзии А.Рембо свойственна метафоричность, необычайный внутренний динамизм, особенный импрессионистический антропоморфизм. Эволюцию художественных принципов А.Рембо можно проследить, если последовательно анализировать сонет «Гласные», «Последние стихотворения» (1872) и «Озарения» (1872-1873) А.Рембо во многом предвосхитил поэзию ХХ века (его самого называют «преждевременным ребенком ХХ столетия»).
П.Верлен (1844-1896). В творчестве этого удивительного поэта с наибольшей силой выразилось острое ощущение трагизма жизни, чувство одиночества, безысходности, столь свойственные рубежу веков. Студентам рекомендуется по возможности ознакомиться с биографией П.Верлена, чтобы увидеть, насколько глубоки в его поэзии «личные мотивы». Собственно поэтическая деятельность П.Верлена начинается в 1866 сборником «Сатурновы стихи», который по праву считался предтечей импрессионической лирики поэта («Осенняя песня»). Субъективный психологизированный пейзаж, глубокое интуитивное «вчувствование» в действительность, пластичность и гармония – вот характерные особенности верленовского стиха. П.Верлен из всех поэтов-символистов наиболее глубоко воспринял импрессионизм. Эстетические принципы Верлена-импрессиониста облечены в поэтическую форму стихотворения «Поэтическое искусство» (1874).
Студентам необходимо тщательно проанализировать стихотворения для того, чтобы тоньше воспринять особенности верленовской импрессионистической стилистики. Сборник «Песни без слов» (1874) – практическая реализация импрессионистических установок Верлена. Здесь можно говорить о своеобразном «импрессионистическом» пейзаже души поэта.
Творчество Р.Роллана (1866-1944). Высоко ценивший театр как наиболее демократический и действенный вид искусства, Р.Роллан входит в литературу как драматург. Этому предшествует плодотворная педагогическая и искусствоведческая деятельность. В течение длительного времени Роллан читает лекции по истории искусств в Сорбонне, в 1896 году защищает две диссертации «История происхождения оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в Италии после XVI века». Заметным явлением в теории музыки станут статьи Р.Роллана «Музыканты наших дней» (1908), «Музыканты прошлого» (1908), «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1927-1945).
Значительное место в творческой биографии Р.Роллана занимает цикл «Героические жизни» («Жизнь Бетховена», 1903; «Жизнь Микеланджело», 1906; «Жизнь Толстого», 1911). Несомненная органическая связь существует между ними и романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912).
Анализируя роман, студентам необходимо уделить особенное внимание специфике роллановского психологизма. Роллан заостряет внимание читателя на непрерывном развитии и углублении внутреннего мира своего героя. Сюжетная линия в романе движется не от события к событию, а от одного периода внутренней жизни к другому (Е.Евнина).
При работе над романам студентам необходимо проследить все этапы духовной, творческой эволюции Жана-Кристофа, изображенной на широком общественном фоне. В этом студентам поможет дополнительная научная литература.
А.Франс (Жак-Анатоль Тибо, 1844-1924) сочетал в своем творчестве приверженность гуманистическим традициям французской культуры и стремление к созданию новых жанровых форм, обогащение современной ему литературы новыми идеями, что, несомненно, соответствовало духу рубежа веков. Творческий путь Франса по своему внутреннему содержанию распадается на три периода: I –1862-1881гг. Этот этап проходит во многом под влиянием поэтов-парнасцев (Т.Готье, Ш.Бодлера, Л. де Лилля). Знакомство с лирикой этих поэтов позволит студентам уловить их традиции в ранней лирике А.Франса («Золотые плоды», 1873; «Коринфская свадьба», 1876). В первый период намечаются и основные черты прозы А.Франса (тяготение к исторической тематике, интеллектуальная насыщенность повествования, новый тип героя-ученого-гуманиста, сочетание иронии и пафоса в изображении действительности). С этими особеностями студент столкнется в программных произведениях курса «Боги жаждут» и «Остров пингвинов». Один из романов предлагается студентам на выбор.
II – 1881 – конец 90-х годов XIX в.
В 1881 г. Франс публикует роман «Преступление Сильвестра Боннара, члена Института». Для знакомства с творческой манерой Франса данного периода студентам предлагается ознакомиться со сборниками новелл «Вальтасар» (1889), «Перламутровый футляр» (1892), «Колодец святой Клары» (1895).
III – конец 90-х – 1918 г.
Этот период открывает эпопея «Современная история». К этому периоду относятся и романы «Остров пингвинов» (1908) и «Боги жаждут» (1912). В романе «Остров пингвинов» автор поставил перед собой задачу изобразить «деяния человечества» с учетом «многих черт из истории собственной страны». В форме аллегории автор изображает в романе некоторые факты французской истории и ее деятелей (столетняя война пингвинов с дельфинами – Столетняя война Франции и Англии; заговор Шатийона – попытка государственного переворота Буланже; дело о похищении 80 тысяч копен сена – дело Дрейфуса; Драко – Карл Великий, Тринко – Наполеон, Феникс – Жорес). Особенности историзма, определившие замысел автора и его воплощение станут студентам понятнее после знакомства с соответствующими периодами французской истории. Для этого предлагается несколько тем докладов с последующим выступлением перед аудиторией. Студентам также необходимо обратить внимание на кольцевую композицию романа и попытаться соотнести этот факт с замыслом писателя. При анализе романа важно учесть роль гротеска в художественной структуре романа и проследить при этом приверженность Франса традиции и его новаторство.
Бельгийская литература
В программе курса бельгийская литература представлена творчеством Э.Верхарна (1855-1916) и М.Метерлинка (1862-1949, лауреат Нобелевской премии 1911 г.). С биографией и творчеством Э.Верхарна студентам предлагается ознакомиться обзорно, представив их в форме рефератов или докладов.
М.Метерлинк вошел в историю мировой литературы прежде всего как реформатор европейской драмы и создатель концепции символистского театра. Эстетические взгляды Метерлинка изложены в работах «Сокровище смиренных» и «Мудрость и судьба», с которыми студентам предлагается ознакомиться обзорно. Своеобразное понимание задач творчества, эстетические взгляды определили и специфику метерлинковской театральности. М.Метерлинк создает своеобразный «театр молчания», «театр смерти», что стало иллюстрацией его философии. Философии Метерлинка свойственен мистицизм, который происходит от идеи отречения от Бога и признания феномена Неизвестного, безликой и фатальной субстанции, враждебной человеку. Неизвестное становится главным героем целого ряда одноактных пьес М.Метерлинка, составивших первый символистский период творчества драматурга (1889-1896). Это драмы «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь принцесс» (1891), «Там внутри» (1894), «Пелеас и Мелисанда» (1892). Пьесы «Непрошеная», «Слепые», «Там внутри» («драмы ожидания») включены в программу курса. Анализируя пьесы, студенты должны разобраться в сложной символике театра Метерлинка, в системе предзнаменований, свойственных творческой манере Метерлинка. Второй период творчества (1900-1917) открывается появлением психологической драмы «Монна Ванна» (1902). Неоромантические тенденции в изображении конфликта «героя» и «толпы» сделали эту драму заметным явлением в литературной жизни Европы.