Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы конца 19 начала 20 веков» для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной журналистики) ростов- (стр. 4 из 7)

В программу курса также включена пьеса «Синяя птица» (1905), написанная в форме философской сказки. Третий период творчества Метерлинка (1917-1945) отмечен появлением значительного количества драматических произведений, трактатов и эссе по различным проблемам философиии и искусства. Художественные открытия Метерлинка, безусловное новаторство его драматургии во многом определили специфику театра ХХ века.

Норвежская литература

Норвежская литература рубежа веков представлена в программе курса творчеством Г.Ибсена и К.Гамсуна.

Г.Ибсен (1828-1906) оказался последним представителем старой театральной системы и провозвестником новых драматических форм. В литературу Г.Ибсен вошел как поэт, но всемирную известность ему принесла драматургия. Драматургию Г.Ибсена, его неповторимую творческую манеру во многом обусловило трепетное отношение к прошлому Норвегии, ее национальной истории, фольклору.

Студентам предлагается ознакомиться с пьесами Г.Ибсена «Привидения», «Кукольный дом». Пьесы «Привидения» (1881) и «Кукольный дом» (1879) стали наряду с другими («Столпы общества», 1877; «Враг народа», 1882) выражением творческой эволюции драматурга. Драмы «Кукольный дом» и «Привидения» исследователи относят к циклу «семейных драм» Г.Ибсена. Актуальные проблемы современности, постановка «женского» вопроса, заострение внимания на «биологическом факторе» («Привидения») обусловили пьесам Ибсена непреходящий успех. Характерным для драматургии Ибсена является прием «дискуссии», прием раскрытия «тайны» героя. «Кукольный дом», по мнению исследователей, «положил начало «новой драме». Пьесам Г.Ибсена свойственно интеллектуально-аналитическое начало, раскрытие общего через частное, органичное проникновение в реальное положение вещей.

Студентам предлагается для ознакомления книга Б.Шоу «Квинтэссенция ибсенизма», а также материал о восприятии творчества Г.Ибсена в России (Чехов, Мережковский, Блок, Анненский, Белый). Плодотворной, на наш взгляд, является параллель Ибсен и Ницше. По данной теме могут быть подготовлены рефераты и доклады. Соответствующие рекомендации студент найдет в лекциях и прилагаемой библиографии.

Кнут Гамсун (Кнут Педерсен, 1859-1952) оставил разнообразное и обширное творческое наследие: проза и поэзия, драматургия и публицистика. Творческая манера Гамсуна сочетает в себе натурализм, символизм и неоромантизм. Свойственны Гамсуну и импрессионистические тенденции. В программу курса включены романы «Голод» (1890) и «Пан» (1894). Студенты, желающие расширить свое представление о творческой манере К.Гамсуна, особенностях его психологизма, могут ознакомиться с романами «Мистерии» (1892) и «Виктория» (1898). Психологизм Гамсуна лишен устойчивых реалистических традиций, характеризуется тончайшим проникновением в неизведанные области человеческой души, в область подсознательного. Концентрация внимания на субъективных ощущениях героя, на скрупулезном анализе самых сокровенных чувств, буквальное «препарирование» этих чувств, материализация душевных движений позволяют сказать, что в сфере психологического анализа Гамсун тяготеет к романтикам с их тяготением к стихийному и бессознательному, не поддающемуся контролю разума.

Одним из интереснейших аспектов изучения наследия К.Гамсуна является проблема влияния русской литературы на творчество норвежского писателя. Здесь прежде всего необходимо говорить о Ф.М.Достоевском и И.С.Тургеневе. С И.Тургеневым К.Гамсуна сближает романтика любви и тончайшее чувство природы, с Достоевским – глубокий психологизм, интерес к изломам, темным и болезненным импульсам человеческой души, известный иррационализм и немотивированность поступков его героев.

Шведская литература

Шведская литература рубежа веков представлена в программе курса творчеством Августа Стриндберга (1849-1912). По выражению Т.Манна, Стриндбергу была свойственна особенная «универсальность ума». Обширным был круг интересов Стриндберга: журналистика, сценическое искусство, живопись, скульптура. Новаторство Стриндберга в области драматургии, позволило шведскому сценическому искусству занять достойное место в истории западноевропейского театра. Эстетические взгляды Стриндберга-драматурга изложены в авторском предисловии к пьесе «Фрекен Юлия» (1888). Эта пьеса и пьеса «Отец» (1887) являются блестящими образцами натуралистической драмы.

Немецкая литература

Приступая к изучению немецкой литературы соответствующего периода, студентам следует обратиться к рекомендуемым учебникам истории для ознакомления с общественно-политической ситуацией в стране. Возникновение Германской империи во многом предопределило своеобразие литературной ситуации в Германии и Австро-Венгрии. Вена и Прага становятся культурными и литературными центрами не только империи, но и всей Европы.

Знаковой фигурой в культуре Западной Европы рубежа веков становится Р.Вагнер. Студентам будет полезно узнать о восприятии творчества Вагнера немецкими и западноевропейскими писателями рубежа веков. Вагнеровская интерпретация мифа, представление о синтетическом искусстве, поэтика лейтмотивов, образы любви и смерти – вот далеко не полный ряд аспектов творчества Вагнера, нашедших воплощение в творчестве писателей и поэтов.

Одним из ключевых звеньев в эволюции немецкой и западноевропейской литературы рубежа веков является творчество Ф.Ницше (1844-1900). Его личность, творчество оказали огромное влияние на духовную жизнь Европы. Мировоззрение Ницше воплотилось в работах «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887), «Сумерки идолов» (1888) и др. Данные работы включены в дополнительный список литературы и предназначены для студентов, желающих расширить свое представление о творчестве Ф.Ницше.

Студенты могут ознакомиться с этими работами, а также с работами Т.Манна и С.Цвейга, посвященными великому немецкому философу. Поистине уникальна блестящая художественная манера Ницше. По его же словам, «по сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а словами». Ницше одним из первых запечатлел характерное для рубежа веков ощущение «великого внутреннего распада и упадка». Он, по сути, нашел идеологическую основу «декаданса». Правомерно также говорить об «образе декаданса» в творчестве Ницше и его историческом, социальном и религиозном аспектах.

В немецкой литературе рубежа веков важное место занял натурализм, который развивался в 80-90-е годы. Его становление проходило под влиянием русской, скандинавской и французской литератур. Студентам предлагается ознакомиться со спецификой немецкого натуралистического театра на основе анализа творчества Герхарта Гауптмана (1862-1946). По словам Б.Брехта, «история нового театра ведет свое начало от натурализма». Обширен диапазон литературных влияний на Гауптмана: Шекспир и Гете, Тургенев и Достоевский, Ибсен и Толстой.

В программу курса включена пьеса «Перед восходом солнца» (1889). Пьеса была посвящена теоретикам натурализма в Германии А.Хольцу и И.Шлафу. Гауптман, подводя итоги своему творчеству писал: «Истоки моего творчества восходят к Толстому… моя драма «Перед восходом солнца» возникла под воздействием «Власти тьмы», ее своеобразной, смелой трагедийности». Пьеса «Перед восходом солнца» положила начало развитию темы распада связей между близкими людьми, духовной изолированности человека, которая получит свое дальнейшее воплощение в социально-психологических драмах «Праздник примирения» (1890) и «Одинокие». Г.Гауптман – лауреат Нобелевской премии в области литературы 1912 года.

Творчество Г.Манна (1871-1950) представлено в программе курса трилогиями «Богини» («Диана», «Минерва», «Венера», 1903 и «Империя», романом «Учитель Гнус», 1905). Студентам предлагается полностью ознакомиться с трилогией «Богини» и одним из романов «Империи» – «Верноподданный» (1914). В качестве дополнительного материала, позволяющего студентам расширить свое представление о творчестве Г.Манна, предлагаются наиболее значительные публицистические работы Г.Манна, созданные до I Мировой войны, - эссе «Флобер и Жорж Санд» (1905), статьи «Вольтер и Гете» (1910), «Золя» (1915).

Творчество Т.Манна (1875-1955) по программе курса истории зарубежной литературы рубежа веков предполагает знакомство студентов с романом «Будденброки» и новеллами соответствующего периода.

Анализируя ранние новеллы Т.Манна, студентам следует обратить внимание на особенности манновского психологизма, проявившегося в скрупулезном анализе внутреннего мира своих героев. Новеллы (1896-99 гг.) посвящены в основном зарисовке и анализу того или иного состояния человека. («Разочарование», 1896; «Паяц», 1897; «Маленький господин Фридеман», 1897; «Луизхен», 1897; «Тобиас Миндерникель», 1897; «Платяной шкаф», 1899; «Смерть», 1897; «Дорога на кладбище»).