Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы конца 19 начала 20 веков» для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной журналистики) ростов- (стр. 5 из 7)

Очевидно влияние на раннего Т.Манна идей А.Шопенгауэра и Ф.Ницше (новеллы «Воля к счастью» и «Смерть»).

Студентам также рекомендуется ознакомиться с новеллами Т.Манна «Тристан» (1902), «Тонио Крегер» (1903), «Смерть в Венеции» (1913). Новелла «Тристан» – это вагнеровская интерпретация легенды о Тристане и Изольде в ее литературном изложении. Тема взаимоотношений искусства и жизни воплощена в новелле «Тонио Крегер». Несомненна внутренняя связь между новеллой и романом «Будденброки» (1901) (Тонио – Ганно Будденброк). Новеллу можно считать своеобразным творческим манифестом Т.Манна. Новелла «Смерть в Венеции» создана «в защиту искусства, порождаемого чувством и жизнью».

Проблематика новелл Т.Манна, в частности музыкальная тема, найдет свое концептуальное продолжение в романе «Доктор Фаустус». Художественная структура романа «Будденброки» традиционна. По мнению исследователей, роман написан в традиционной реалистической манере, близкой к натурализму (Е.Евнина). Это роман – хроника, который сам Т.Манн впоследствии назовет «натуралистическим» (толчком к написанию станет знакомство с романистикой Гонкуров). О близости к натурализму говорит тяготение писателя к детализированному описанию повседневной жизни семьи Будденброков, чрезмерное внимание к физиологическим процессам, факторам наследственности, болезням и т.д.

Студентам необходимо увидеть и отход Т.Манна от описательной натуралистической манеры, связанной с углублением психологизма (образ Томаса Будденброка, Ганно). Анализируя образ Томаса Будденброка, студенты должны отметить его склонность к анализу и обобщению самых тонких своих душевных движений, способность увлекаться сложными философскими системами (А.Шопенгауэр), его тяготение и буквальное слияние с природой.

Литература Великобритании

1880-90-е годы совпадают с началом заката викторианской эпохи в английской культуре и литературе. Литература рубежа веков представлена в программе курса творчеством О.Уайльда, Т.Гарди, Р.Киплинга, Дж.Голсуорси и Б.Шоу.

При работе над курсом студентам предлагается обзорно ознакомиться с творчеством английских прозаиков Джоржа Мередита (1828-1909), Самюэля Батлера (1835-1902), Герберта Уэллса (1866-1946), Р.Л.Стивенсона (1850-1894). Студентам предлагаются темы рефератов по отдельным сторонам творчества этих писателей.

Суть художественного наследия Дж.Мередита определяют реалистические тенденции. В своем творчестве Дж.Мередит наследует традиции Ч.Диккенса и У.Теккерея и одновременно делает шаг к роману нового типа, характеризующегося углубленным психологизмом, метафоричностью стиля, использованием художественной условности.

Герберт Уэллс – создатель жанра фантастического романа. Мировоззрение Г.Уэллса формировалось под влиянием идей Гегеля, Канта, Спенсера, Ницше и Шопенгауэра. Уэллсу, обладавшему самыми обширными научными познаниями, удалось предугадать многие открытия ХХ в. («Освобожденный мир», 1913; «Война в воздухе», 1908).

Р.Л.Стивенсон – основоположник и теоретик английского неоромантизма. Эстетические взгляды Стивенсона изложены в статье «Замечание о реализме». К числу самых известных произведений Стивенсона по сложившейся традиции относят роман «Остров сокровищ» (1883), серию рассказов «Новые тысяча и одна ночь» (1882), состоящую из двух циклов «Клуб самоубийц» и «Алмазы Раджи», повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886).

Оскар Уайльд (1854-1900) формировался как литератор под влиянием идей Д.Рескина (1819-1900) и У.Пейтера (1839-1894), лекции которых слушал в Оксфордском университете. С детства он впитал тяготение к атмосфере богемы и аристократической экстравагантности, что позднее найдет отражение в его творчестве.

О.Уайльд входит в литературу в 1881 году сборником «Стихотворений». В этом сборнике отчетливо выражены импрессионистические тенденции. Это объясняется увлеченностью Уайльда живописью французских импрессионистов и тем, что импрессионистическая стилевая манера была свойственна многим поэтам и писателям рубежа веков и разным национальным литературам. (ст. «Утренние впечатления», цикл «Впечатления»).

Студентам также рекомендуется обзорно ознакомиться со сборниками сказок О.Уайльда «Счастливый принц и другие сказки» (1888) и «Гранатовый домик» (1891).

Для более содержательного анализа творческого наследия О.Уайльда студенты могут ознакомиться с эстетическими взглядами писателя («Замыслы», «De Profundis»).

В 1891 г. был написан философско-символистский роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея». Анализируя роман, студентам предстоит разобраться в сложной системе образов-символов романа (Дориан, лорд Генри, художник Бэзил, Сибила), а также в соотношении в романе реального и фантастического. Студентам необходимо обратить внимание на особенности фабульного построения романа, на генезис экзотики изобразительных элементов и экзотики невымышленного (элементы неоромантизма).

Знакомство с творчеством О.Уайльда-драматурга позволит студентам соприкоснуться с искрометной иронией («Веер леди Уиндермир», «Идеальный муж»), с попыткой трансформации известных мифологических сюжетов («Саломея», 1883).

Томас Гарди (1840-1928) – блестящий прозаик, тонкий стилист, создатель цикла «романов характера и среды», два из которых по выбору предлагаются студентам для анализа («Тэсс из рода д’Эрбервиллей», 1891 и «Джуд Незаметный», 1896).

В 1904-1908 гг. Гарди создает эпическую поэму «Династы» (исследователи называют ее «европейской Илиадой») о наполеоновских войнах. Во многом замысел Гарди был осуществлен под влиянием идей Л.Н.Толстого и романа «Война и мир».

Дж.Голсуорси (1867-1933), лауреат Нобелевской премии в области литературы, автор значительного количества произведений в различных жанрах. Получивший блестящее образование вначале в Хэрроу, а затем в Оксфорде, Голсуорси впитал в себя лучшие традиции викторианской Англии, стал достойным наследником классического реализма У.Теккерея и Ч.Диккенса, многому научился у Бальзака, Золя, Флобера и Мопассана. Дж.Голсуорси трепетно относился и к великой русской литературе, признавался, что многие лучшие его традиции навеяны творчеством И.Тургенева и Л.Толстого. Влияние Тургенева чувствуется уже в «Вилле Рубейн» (1900), знакомство с которой позволит студентам осознать самобытность Голсуорси, его желание следовать лучшим образцам мировой литературы, а также получить огромное эстетическое удовлетворение от соприкосновения с поистине большой литературой.

Сатирическое начало в творчестве Дж.Голсуорси заявлено в романе «Остров фарисеев» (1904). В 1906 г. выходит роман «Собственник», положивший начало форсайтовскому циклу. Романы «В петле» (1920), «Сдается внаем» (1921) хронологически не входят в рамки данного курса. Эти романы, а также две интерлюдии «Последнее лето Форсайта» (1918) и «Пробуждение» (1920) стали органическим продолжением знаменитой «Саги о Форсайтах». Позднее была написана «Современная комедия», включившая романы «Белая обезьяна», «Серебряная ложка», «Лебединая песня» и две интерлюдии («Идиллия», «Встречи»). В «Сагу о Форсайтах» включаются также трилогия «Последняя глава» и рассказ «Спасение Форсайта».

Студенты должны прочитать роман «Собственник», стоящий у истоков всего цикла и являющийся прекрасным образцом реализма писателя. Студентам нужно обратить внимание на специфику системы персонажей, многолинейность сюжета, использование образов-символов, богатство пейзажных зарисовок.

Имя Бернарда Шоу (1856-1950) связано прежде всего с понятием «новой драмы». Специфика времени требовала проблемной драматургии, нового героя. Школой Шоу стал Г.Ибсен и его «аналитический» театр. В работе «Квинтэссенция ибсенизма» (1891) Шоу выразил свое творческое кредо драматурга, а также заявил о себе как блестящий литературный критик. В 1891 году в Лондоне возникает «независимый театр», коллективу которого Б.Шоу предлагает свой первый цикл «Неприятные пьесы». Студентам предстоит познакомиться с двумя из них: «Дома вдовца» (1892) и «Профессия миссис Уорен» (1893-1894). «Пьесы-дискуссии» характеризуются обширными предисловиями и ремарками и другими новаторскими приемами. Искусство Шоу – это искусство максимальной идейной насыщенности.

В программу курса включены также пьесы «Пигмалион» (1912) и «Дом, где разбиваются сердца» (1915). С особенностями драматургического метода Шоу студенты могут познакомиться, проанализировав дополнительную научную литературу. Интересная информация содержится и в биографическом очерке.

Редьярд Киплинг (1865-1936), лауреат Нобелевской премии. Киплинг принадлежит к неоромантическому направлению в английской литературе рубежа веков. Студентам предлагается обзорно ознакомиться с основными вехами жизни и творчества Киплинга, включив в круг чтения стихотворения различных периодов и новелл (сб. «Простые рассказы с гор», 1887; «Три солдата», 1888; «Рикша-призрак и другие рассказы», 1889).

Увлечение философией Ф.Ницше повлекло за собой создание романа «Свет погас» (1890), развившего весьма популярную на рубеже веков тему судьбы художника.

Основной эстетический принцип Джозефа Конрада (Теодор Юзеф Конрад Коженевский, 1857-1924) – стремление к синтезу искусств: живописи, музыки, скульптуры, литературы. Стилевой манере Дж.Конрада свойственны импрессионистические тенденции. В этом сказалось увлечение живописью импрессионистов, поэзией Верлена. Глубоко чтил Дж.Конрад и мастера психологической прозы Г.Джеймса.

Студентам предлагается обзорно ознакомиться с творчеством Конрада. Отдельные аспекты творческого наследия автора могут быть проанализированы в форме докладов и рефератов.

Американская литература