Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы конца 19 начала 20 веков» для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной журналистики) ростов- (стр. 6 из 7)

Американская литература рубежа веков представлена в программе курса творчеством четырех авторов: М.Твена, Т.Драйзера, Дж.Лондона и Г.Джеймса.

М.Твен (Самюэль Ленгхорн Клеменс) – 1835-1910, автор рассказов, очерков, романов. Жанровое и тематическое своеобразие прозы М.Твена, искрометный юмор, специфическое мышление, использование национального фольклора позволили М.Твену занять достойное место в плеяде американских писателей рубежа веков. Студенты могут обзорно ознакомиться с первым сборником рассказов М.Твена «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1867). Путешествие в страны Западной Европы, Россию и Палестину в качестве корреспондента, впечатления о Старом Свете легли в основу книги очерков «Простаки за границей» (1869). Опыт репортерской работы М.Твена может быть полезен студентам-журналистам.

Генри Джеймс (1843-1916) – родоначальник психологической прозы в литературе США. В программу курса включены повести «Дези Миллер» (1878) и роман «Женский портрет» (1881). Студенты могут остановить свой выбор на одном из произведений. Творческая манера писателя формировалась во многом под влиянием Бальзака (см. статью «Урок Бальзака», 1915), в личных контактах с Флобером и Тургеневым. Тургеневские мотивы обнаруживаются в названных произведениях писателя. Анализ выбранного текста может быть осуществлен в этом направлении.

Формирование Теодора Драйзера (1871-1945) – прозаика происходило под влиянием О.Бальзака, Г.Спенсера, Э.Золя. Анализируя один из предложенных романов Драйзера, студентам необходимо обратить внимание на особенности натурализма Драйзера. Соответствующие рекомендации будут даны в лекционном материале и в ссылках на дополнительную научную литературу. Студентам предлагаются на выбор следующие романы писателя: «Сестра Керри» (1900) («образец философии человеческого существования», по словам самого автора); «Дженни Герхардт» (1911) и один из романов «Трилогии желания» («Финансист», «Титан», «Стоик»).

Художественные тексты

1. Э.Золя. Тереза Ракен. Карьера Ругонов. Творчество.

2. Э. и Ж. де Гонкур. Жермини Ласерте.

Э. де Гонкур. Актриса Фостен.

3. Г. де Мопассан. Жизнь. Предисловие к роману «Пьер и Жан». Новеллы (указаны в тексте).

4. Гюисманс Ж.-К. Наоборот.

5. Рембо А. Лирика.

6. Малларме С. Лирика.

7. Верлен П. Лирика.

8. Роллан Р. Жан-Кристоф.

9. Франс А. Остров пингвинов. Боги жаждут (один роман на выбор).

10. Метерлинк М. Непрошеная. Там внутри. Слепые. Синяя птица

11. Ибсен Г. Бранд. Привидения. Кукольный дом.

12. Гамсун К. Голод. Пан (один на выбор).

13. Стриндберг А. Фрекен Юлия. Отец.

14. Ницше Ф. Так говорил Заратустра.

15. Гауптман Г. Перед восходом солнца.

16. Манн Г. Верноподданный.

17. Манн Т. Будденброки. Новеллы (указаны в тексте).

18. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Саломея. Идеальный муж.

19. Гарди Т. Тэсс из рода д’Эрбервилей. Джуд Незаметный (на выбор).

20. Голсуорси Дж. Собственник.

21. Шоу Б. Дома вдовца. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

22. Твен М. Простаки за границей. Янки при дворе короля Артура.

23. Драйзер Т. Сестра Керри. Дженни Герхардт. Финансист (один на выбор).

24. Джеймс Г. Дези Миллер.

25. Джек Лондон Мартин Иден.Морской волк.

Дополнительная научная литература

1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

2. Аникин Г.В. Эстетика Джона Раскина и английская литература XIX века. - М.: Наука, 1986.

3. Апт С.К. Над страницами Томаса Манна. - М.: Сов. писатель, 1980.

4. Блауберг И.И. Анри Бергсон и философия длительности //Бергсон Анри. Собр соч.: Т.1. - М.: Московский клуб, 1992. - С. 6-44.

5. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ века. - М.: Наука, 1987.

6. Верцман И.Е. Эстетика Ф. Ницше //Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. - М.: Искусство, 1967. - С. 222-257.

7. Гамсун Кнут. Норвежская литература // Гамсун К. В сказочном царстве: Путевые заметки, статьи, письма. - М.: Радуга, 1993. - С. 303-324.

8. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. - М.: Наука, 1989.

9. Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные работы. - М.: Новое литературное обозрение, 1995. - С. 286-304.

10. Готье Теофиль. Предисловие ко второму изданию «Цветов зла» // Бодлер Ш. Цвета зла и стихотворения в прозе в переводе Эллиса. - Томск: Водолей, 1993. - С. 8-56.

11. Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше (Предыстория и начало формирования) // На рубеже XIX и ХХ веков: Из истории международных связей русской литературы. - Л.: Наука, 1991. - С. 5-43.

12. Дынник В. Анатоль Франс. Творчество. - М.-Л.: Гослитиздат, 1934.

13. Жид Андре. Достоевский. Эссе. - Томск: Водолей, 1994. (Оскар Уайльд; Стефан Малларме; Поль Верлен).

14. Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. - М.: Искусство, 1976.

15. История немецкой литературы: В 5 т. - М.: Наука, 1986. - Т. 4.

16.

17. Каули М. Дом со многими окнами. - М.: Прогресс, 1973. (Два Генри Джеймса; Естественная история американского натурализма).

18. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. - М.,1994.

19. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. / Под ред. Р.Спиллера и др. - М.: Прогресс, 1979. - Т. 3.

20. Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - М.: Collegium, 1994. - С. 92-108.

21. Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения //Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - С. 155-162.

22. Моруа Андре. Три Дюма. Литературные портреты. - М.: Правда, 1986. ( Ги де Мопассан; Анатоль Франс).

23. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

24. Нефедов В.П. История зарубежной критики и литературоведения. - М.: Высшая школа, 1988.

25. Обломиевский Д. Французский символизм. М.: Наука, 1973.

26. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. - М.: Наука, 1984.

27. Пирсон Х. Бернард Шоу. - М.: Молодая гвардия, 1972.

28. Ревалд Джон. История импрессионизма. - М.: Республика, 1994.

29. Толмачев В.М. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник МГУ. Сер. 9. Философия. - М., 1991. - № 5. - С. 18-28.

30. Уоррен Р.П. Дань Теодору Драйзеру // Уоррен Р.П. Как работает поэт. - М.: Радуга, 1988. - С. 300-400.

31. Федоров А.А. Томас Манн: Время шедевров. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

32. Цвейг Стефан. Фридрих Ф.Ницше. Ромен Роллан: Жизнь и творчество //Цвейг С. Собр. соч.: В 10 т. - М.: Терра, 1992. - Т. 5. - С. 188-489.

33. Экспрессионизм. М.: Искусство, 1966.

34. Ясперс К. Ситуация в современном мире //Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. С. 141-154.

Контрольные вопросы к зачету

1. Общая характеристика зарубежных литератур рубежа веков. Рубеж веков как особая культурно-историческая эпоха. Основные литературные направления и тенденции развития литературного процесса.

2. Декаданс в западноевропейской литературе рубежа веков. Фило­софские и эстетические корни декаданса. Основные течения дека­данса. Декаданс и модернизм.

3. Натурализм. Философские и научно-познавательные предпосылки развития натурализма. Э.Золя как основатель натуралистической школы во Франции. Теория И.Тэна.

4. Импрессионизм в литературе. Философские корни импрессионизма. Импрессионизм в живописи и литературе. Особенности импрессионистической поэтики.

5. Символизм в литературе рубежа веков. Особенности символистской поэтики.

6. Творческий путь Э.Золя. Основные вехи биографии. Литературное окружение. Эстетические взгляды Э.Золя.

7. Замысел и история создания серии романов «Ругон-Маккары». Концепция серии романов «Ругон-Маккары».

8. Роман Э.Золя «Карьера Ругонов» - пролог к эпопее «Ругон-Маккары».

9. Роман Э.Золя «Творчество». Место романа «Творчество» в эпопее. Система персонажей романа. Образ художника. Концепция творческой личности. Натуралистическая идея творчества.

10. Роман Э.Золя «Нана». Система персонажей романа. Натуралистические тенденции в романе. Место романа «Нана» в эпопее..

11. Роман Э.Золя «Тереза Ракен». Предисловие к роману. Теория тем­пераментов. Влияние идей И.Тэна.

12. Г. де Мопассан. Основные вехи биографии. Литературное окружение. Эстетические взгляды.

13. Флоберовская тема в романе Мопассана «Жизнь». Система персонажей романа. Образы Жанны и Жюльена.

14. Новеллистика Мопассана. Художественное своеобразие и проблема тематической классификации. Натуралистический импрессионизм новелл.

15. Творчество Э. и Ж. де Гонкур. Основные вехи биографии. Литературное окружение. Дневник братьев Гонкур.

16. Традиции и новаторство в романе «Жермини Ласерте». Система персонажей романа. Особенности художественного психологизма в романе.

17. Роман «Актриса Фостен» Э.Гонкура как роман о натуралистической идее творчества. Образ трагической актрисы.

18. А.Рембо. Основные вехи биографии. Литературное окружение. Лирика. Основные мотивы.

19. С.Малларме. Основные вехи биографии. Литературное окружение. Лирика. Основные мотивы.

20. П.Верлен. Основные вехи биографии. Литературное окружение. Лирика. Основные мотивы.

21. Ж.-К.Гюисманс. Роман «Наоборот» - символистский роман о художнике. Черты импрессионизма в романе.

22. Творческий путь Р.Роллана. Основные вехи биографии. Литературное окружение. Эстетические взгляды.

23. Роман Р.Роллана «Жан-Кристоф». Образ человека искусства. Кон­фликт между художником и обществом. Эволюция образа Крафта.Живопись и музыка в художественном контексте романа "Жан-Кристоф"

24. Творчество А.Франса. Основные вехи биографии. Литературное окружение. Эстетические взгляды. Сатирический роман-памфлет «Остров пин­гвинов».

25. Нравственная проблематика романа А. Франса «Боги жаждут». Система персонажей романа. Основная проблематика. Смысл названия романа «Боги жаждут».

26. Символистская драматургия М.Метерлинка. Специфика театраль­ности М.Метерлинка. («Слепые», «Непрошеная», «Там, внутри», «Синяя птица»).

27. Драматургия Г.Ибсена, ее основные принципы. («Куколь­ный дом», «Привидения»).

28. Творчество К.Гамсуна. Проблема творчества в романе «Голод».