Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к изучению курса «История зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков» для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной журналистики)
РОСТОВ-НА-ДОНУ
2005
Учебно- методические рекомендации подготовлены старшим преподавателем кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики к.ф.н. Гайбарян О.Е.
Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы.
Протокол № 5 от 23 мая 2005 года.
Ответственный за выпуск - к.ф.н. Гайбарян О.Е.
Настоящие учебно-методические рекомендации адресованы студентам 3 курса отделения отечественной и международной журналистики факультета филологии и журналистики и призваны дать студентам наиболее полное представление о литературном процессе эпохи. Рубеж XIX-ХХ вв.- один из самых сложных разделов курса истории зарубежной литературы и требует, помимо знания обширного литературного материала, знакомства с философскими, эстетическими сочинениями, историей искусств и музыки.
Рекомендации содержат список учебной и научной литературы, а также контрольные вопросы к зачету и тематику рефератов для самостоятельной работы над отдельными разделами курса.
Общая характеристика литературного
процесса рубежа XIX-ХХ веков
Приступая к изучению специфики развития зарубежных литератур рубежа веков, студентам необходимо понять, что, несмотря на сравнительно небольшие хронологические рамки (1870-е годы – 1914), данная эпоха является качественно новым этапом культурного развития человечества. Многими деятелями культуры, западными и русскими философами, поэтами и писателями, музыкантами и художниками эпоха расценивалась как кризисная. Об апокалиптическом характере современности говорили как западные (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет), так и русские мыслители (В. Розанов, Н. Бердяев, А. Белый, П.Флоренский). Перечень трудов вышеуказанных философов студент найдет в прилагаемой библиографии. Студенты, желающие получить более широкое представление о специфике эпохи , могут дополнительно ознакомиться с этими трудами.
Работая над курсом зарубежных литератур данного периода, студентам будет небесполезно возобновить в памяти основные положения поистине эпохального труда А.Шопенгауэра (1788-1860) «Мир как воля и представление» (1819), оказавшего влияние на мировоззрение многих писателей (Т.Манн, Т.Гарди). При этом студенты должны учитывать, что в своих воззрениях А.Шопенгауэр шел вслед за Кантом, основоположником немецкой классической философии (1724-1804). Кантовская теория познания, его этические и эстетические воззрения во многом определили философско-эстетическую доктрину Шопенгауэра. Шопенгауэр создает свое учение о мире как мятущейся, стремящейся к воплощению воле. К познанию этого мира может приблизиться только художник, человек, в котором эстетическая интуиция преобладает над рациональным началом. Здесь студенту можно вновь обратиться к кантовской «Критике способности суждения», исследующей категории «прекрасного» и «возвышенного», а также проблемы «гения» (художника).
Одной из знаковых фигур рубежа веков стал Ф.Ницше (1844-1900), становление философии которого происходило под несомненным влиянием идей Шопенгауэра. Ф.Ницше одним из первых попытался проанализировать суть эпохи, за которой в определенное время закрепилось название «декаданс». Помимо Шопенгауэра, на духовную эволюцию Ф.Ницше оказал влияние Вагнер. Музыка, по мнению Р.Вагнера, - это прямое выражение мировой воли. Идея Вагнера стала основополагающей для труда Ф.Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) (несомненный отзвук этих идей студент найдет в творчестве Т.Манна, Р.Роллана). Работы Ф.Ницше «Так говорил Заратустра» (1833-1885) и «По ту сторону добра и зла» (1886) наложат отпечаток на творчество Дж. Лондона. Более подробные указания студент найдет в соответствующих разделах пособия.
Для наиболее полного постижения специфики литературно-художественного мира рубежа веков студентам нужно познакомиться с учением об интуиции А.Бергсона (1859-1941). Интуицию Бергсон считает основным способом познания жизненной сущности. Оригинальная философская и этико-религиозная концепция Бергсона сделала его кумиром эпохи. Учение Бергсона в определенной степени можно считать философской основой литературного импрессионизма.
Результатом кризиса общественного сознания, ощущения переломности исторического момента и является переосмысление духовных ценностей. Деятелей культуры и литературы рубежа веков объединяет потеря веры в незыблемость прежних идеалов. Так формируется декаданс как тип трагического художественного мироощущения рубежа веков.
Студентам нужно заострить внимание именно на таком определении декаданса, уяснить, что это не направление, не метод, не стиль, а определенное мировосприятие. Главную причину «декаданса», в частности, Ницше усматривает в христианстве («Веселая наука», 1882).
В работе над курсом студенту необходимо четко разграничивать понятия «декаданс» и «модернизм». Модернизм рубежа веков – это попытка преодоления декаданса. Модернизм – это поиск художниками новых форм выражения своих мыслей, чувств, настроений. Новый культурный, духовный контекст требовал нового типа художественного восприятия действительности. «Задача художника не описывать, запечатлевать объективно существующую действительность, а, исходя из своей собственной художественной вселенной, вступать в отношения с этой действительностью, создавая чисто субъективное искусство». (Э.Ховардсхолм. Модернизм: исследование понятия в историко-философском плане //Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. М., 1986. С. 460).
Для более глубокого восприятия специфики эпохи, для уяснения соответствия понятий «декаданс» и «модернизм» студентам рекомендуется обратиться к следующим материалам:
Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М., 1980. С.202.
Зверев А.М. Модернизм//Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. С. 225.
Дорошевич А.Н. Авангардизм// Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. С. 9.
Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ в. - М., 1988.
Натурализм становится одним из важнейших явлений второй половины XIX- начала ХХ в. Натурализм, импрессионизм, символизм и соотношение между ними главная задача, которую должен поставить перед собой студент, желающий полнее разобраться в противоречивом взаимодействии этих явлений в литературе рубежа веков. Натурализм рубежа веков – это и художественный метод, то есть способ воссоздания действительности, и литературное направление, то есть совокупность художественно-изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов. Как метод натурализм проявлял себя и в предыдущие эпохи. В связи с этим можно говорить о «натуралистических чертах» в творчестве многих авторов: от античных до современных. Как литературное направление натурализм складывается во второй половине XIX в. Основные принципы натурализма разработаны Э.Золя и изложены им в работах «Экспериментальный роман» (1880), «Натурализм в театре» (1881), «Романисты – натуралисты» (1881), «Что мне ненавистно» (1866). Студенты могут дополнительно ознакомится с этими трудами, а также с работами И.Тэна, французского философа и литературоведа, сыгравшего большую роль в становлении натуралистической эстетики («История английской литературы». Введение; «Философия искусства»).
Для более глубокого понимания философских основ натурализма студентам можно обратиться к трудам философов-позитивистов. Позитивизм объясняется бурным прогрессом естественных наук на рубеже XIX-ХХ вв. создателем, основоположником позитивизма является Огюст Конт (1798-1857), представитель первой, классической формы позитивизма. Наряду с ним можно назвать имена Г.Спенсера (1820-1903) и Э.Маха (1838-1916). В частности, махизм (эмпириокритицизм), вторая основная форма позитивизма, рядом ученых (О.Вальцель, Р.Гаман) рассматривается как философская основа литературного импрессионизма. Опираясь на воззрения позитивистов, видевших источник подлинных знаний в конкретных науках, признававших лишь чистое описание фактов, отрицавших философское исследование, изучая достижения современной биологии, медицины, натуралисты (Ч.Дарвин, К.Бернар) проецировали законы природы на социальную жизнь. Главное внимание уделялось точному описанию во всех подробностях, практически исключался отбор фактов, типизация, вымысел, субъективизм. Писатели-натуралисты выступали за полное самоустранение автора из произведения (Э.Золя утверждал, что «писатель-натуралист, как и ученый, никогда не присутствует в своем произведении»). Решающее значение для натуралистов приобретало понятие «среда». (И.Тэн «История английской литературы». Введение; Э.Золя «Экспериментальный роман», Э.Золя Предисловие к роману «Тереза Ракен»).
Другим заметным явлением литературного процесса рубежа веков является импрессионизм. Если импрессионизм в живописи – это уже устоявшееся явление, то к пониманию литературного импрессионизма возможны различные подходы (импрессионизм 1870-80-х гг. как самостоятельный метод; импрессионизм – промежуточное явление между натурализмом и символизмом; импрессионизм – неотъемлемая черта символистского стиля; импрессионизм – основная поэтика всей прозы рубежа веков). Если натуралисты требовали точного воспроизведения факта, то импрессионисты буквально возводили в культ отражение вызванного тем или иным фактом впечатления. Импрессионистические тенденции как свойство стиля можно обнаружить в творчестве многих западноевропейских и русских художников слова (А.Рембо, П.Верлен, С.Малларме, Э.Золя, братья Э. И Ж. де Гонкур, О.Уайльд, М.Пруст, Гюисманс Ж.-К., Р.М.Рильке, Г. фон Гофмансталь, В.Гаршин,И.А.Бунин, А.П.Чехов, Е.Гуро, Б.Зайцев). Студентам предлагается обширный список литературы, позволяющий ближе познакомиться с особенностями поэтики импрессионизма, его философскими основами.