Смекни!
smekni.com

Методические указания и планы семинарских занятий для студентов исторического факультета 2 курса дневного и заочного отделений (стр. 5 из 7)

Возникновение и рост нового капиталистического уклада меняет и формы феодального государства. Начинается эпоха абсолютных монархий, которая становится преобладающей формой государственного устройства в странах Западной Европы в XVI – I половине XVII в. (3 тема). В отечественной историографии утвердилась точка зрения, согласно которой переход от сословно-представительных монархий к монархиям абсолютистского типа связывается с выходом на историческую арену новых социальных сил в лице формирующейся буржуазии, создающей определенный противовес феодальному дворянству. Абсолютизм рассматривается как форма государства, соответствующая заключительной стадии существования феодализма и характеризуется резко усиливающейся властью монарха и наивысшей степенью централизации.

На семинарских занятиях наряду с традиционными вопросами об условиях возникновения абсолютизма и его социальной и экономической политике, рассматривается новый для нашей историографии вопрос о монаршем дворе. Раньше двор оценивался как сугубо элитарное учреждение, как скандальный институт, характеризуемый безнравственностью и любовью к роскоши, способный только к «потреблению». Для современной историографии характерно более корректное изучение королевского двора, подчёркивается его комплексная природа: двор выступает как властный институт, политический центр, как огромный хозяйственный механизм, а главное – акцентируется внимание на его связях с обществом: привлечение к придворной жизни провинциального дворянства, лиц ротюрного происхождения; практика протекций, выплата пенсий и т.д. Все это делало двор существенным фактором социальной жизни позднего средневековья (работы Хачатурян Н.А., Дмитриевой О.В. и др.).

Вслед за изменениями социально-экономическими и политическими XVI-первой половины XVII в. были ознаменованы стремительным взлетом духовной культуры и глубокими качественными изменениями в сфере идеологии, получившей название гуманистической (тема 4). Именно в эту эпоху впервые после тысячелетия безраздельного духовного засилья церкви было выработано новое мировоззрение, исходной точкой которого был не бог, а человек.

Целью семинара является уяснение главного содержания гуманизма – культ человека, поставленного в центр мироздания, интерес к его личности, признание его творческого гения и гигантских сил. Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. В трудах гуманистов был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида (в отличие от взглядов реформаторов, в частности М. Лютера), направленной к добру и общему благу. Суть учения гуманистов о достоинстве человека – реабилитация человека и его разума, торжество светского начала; оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку как «греховному сосуду», обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение, провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира.

Сложным и требующим выяснения вопросом является проблема соотношения Гуманизма и Реформации. Почему возник конфликт между гуманистами Возрождения и их детищем – идеологией Реформации? В период наступления на католицизм реформаторы активно использовали достижение гуманизма. Гуманисты провозгласили новую концепцию человека, разыскав в античной культуре образцы поведения для христианина, прочли по-новому Библию и выдвинули идею отделения христианской морали от обрядов. Ведущие реформаторы «первого поколения» включали в реформационную идеологию элементы гуманистического толкования христианства. (М. Лютер, У. Цвингли, Ф. Меланхтон). Лидер «второго поколения» реформаторов Ж. Кальвин выдвинул идеал религиозного поведения, построенный на отрицании гуманистической антропологии. Идеальный «солдат господа» должен был отказаться от сравнения человека с богом, от философии эллинов, презреть светское чтение Библии и, не колеблясь, жертвовать жизнью ради религии. Создавая такой религиозный идеал, Кальвин подверг ревизии гуманистические тенденции ранней Реформации, противопоставляя им доктринальные основы протестантизма.

Завершает семинар тема «Человек XVI в.». Тема человека закономерно занимает сегодня ведущее место в исторической науке, а XVI в. привлекает историков как время значительных и многосторонних перемен и ярких личностей. Открытие и освоение европейцами Америки и других континентов, вызвавшее невиданное расширение кругозора европейцев; зарождение капиталистических отношений в экономике; глубокая трансформация социальных структур; кардинальная перестройка отношений между государством и обществом, связанная с возникновением и развитием абсолютизма; Реформация и контрреформация, коренным образом изменившие религиозную жизнь эпохи; наконец победное шествие книгопечатания, впечатляющие успехи наук и распространение по всей Европе культуры Возрождения. Все это не могло не сказаться на поведении, образе жизни и мыслей людей того времени. Новые времена созидали новых людей. Новое в их жизненных установках неизбежно сосуществовало с традиционным, наслаивалось на него, нередко выступало с ним в противоречие. Освященные временем традиции на время брали реванш то в одном, то в другом. Все это обусловило необыкновенное многообразие, подвижность, противоречивость и самой эпохи, и порожденных ею характеров. Поэтому вопросы семинарского занятия предлагают рассмотрение разных людей того времени: государей и бюргеров, реформаторов и авантюристов, патрициев и простолюдинов, аристократов и учёных. Но все же каждый человек, как бы ярок он ни был, живет и проявляет себя в рамках культуры своего времени, своего социального слоя, своей профессиональной группы, со свойственными им обычаями и понятиями, поэтому завершается рассмотрение темы вопросом о поведении человека в повседневной жизни.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

Тема I. Возникновение раннекапиталистических отношений

в Западной Европе

1. Технические, социально-экономические и политические предпосылки возникновения раннекапиталистических отношений.

2. Процесс первоначального накопления. К. Маркс о сущности, методах и «рычагах» «первичного накопления», о его специфических чертах в отдельных странах Западной Европы. Макс Вебер о связи и взаимовлиянии религии и экономики. Ф. Бродель о путях и способах капиталистического обогащения.

3. Ранние формы капиталистического производства в ремесле и сельском хозяйстве. Проблема обратимости и необратимости развития капитализма.

4. Колониальная экспансия и ее роль в генезисе капитализма.

Источники

Хрестоматия по истории средних веков. Т. III. М., 1950.

Практикум по истории средних веков. М., 1971.

Практикум по истории средних веков. Ч. III. Европа в XVI-первой половине XVII вв. Под ред. Н.П. Мананчиковой и Т.В. Мосолкиной. Воронеж, 2001.

История средних веков. Хрестоматия (сост. Степанова, Шевеленко). Ч. 2. М., 1974; 1981.

Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1995. Ч. 5.

Путешествия Христофора Колумба. Дневники. Письма. Документы. М., 1956.

Литература

Авдеева К.Д., Барг М.А. Еще раз о переходе от феодализма к капитализму // Экономическая история: Проблемы и последствия. М., 1987.

Барг М.А. Английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991. Ч. I.

Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Винокурова М.В. Английское крестьянство в канун буржуазной революции середины XVII в. м., 1992.

Видгинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX вв. М., 1984.

Дмитриева О.В. Социально-экономическое развитие Англии в XVI в. М., 1990.

История Европы. Т. 3. М., 1993.

История крестьянства в Европе / под ред. З.В. Удальцовой. Т. 3. М., 1986.

Ланге П.В. Великий скиталец. Жизнь Христофора Колумба. М., 1984.

Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. М., 1983. Т. 2.

Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. 11, 12, 24.

Мещерякова И.М. основные черты генезиса капитализма в промышленности Англии XVI-I пол. XVII в. // Проблемы генезиса капитализма. М., 1978.

Рынок и экспертные ремесла в Европе XIV-XVIII вв. М., 1991.

Свет Я.М. Колумб. М., 1973.

Семёнов В.Ф. Раннее капиталистическое фермерство в Англии XVI-I половине XVII в. // Генезис капитализма в промышленности и сельском хозяйстве. М., 1965.

Слёзкин Л.Ю. Легенда, утопия быль в ранней американской истории. М., 1981.

Стам С.М. К проблеме генезиса капитализма в Западной Европе // Стам С.М. Средние века: город, ереси, Возрождение, Реформация. Саратов, 1998.

Чистозвонов А.Н. Генезис капитализма: проблемы методологии. М., 1985.

Шевеленко А.Я. Технические новшества и развитие техники в Западной Европе VI-XV вв. // Вопросы истории. 1988. № 7.