Смекни!
smekni.com

Методические указания для студентов дневной формы обучения инженерных специальностей Санкт-Петербург (стр. 5 из 9)

Исида, Изида (егип., греч. Ίσις, лат. Isis) — в древнеегипетской мифологии богиня материнства, плодородия, жизни и здоровья, супруга бога Осириса (см.)

Искусство — процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира; особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведения в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования человеческого в человеке

К

Кааба (ар. Ka’bah) — мечеть в Мекке, имеющая форму куба, в стену которой вделан «черный камень» (по-видимому, метеорит); считается главным святилищем и служит местом паломничества мусульман

Каменный век — условное название древнейшей историко-культурной эпохи, характеризующейся использованием орудий труда, изготовленных преимущественно из камня (а также кости, дерева); датируется временем от 2–2,5 млн. лет назад до IV тыс. до н. э.

Канон (от греч. κανών — правило, норма) — совокупность правил и приемов, господствующих в каком-либо из направлений изобразительного искусства в ту или иную историческую эпоху, а также произведение искусства, служащее нормативным образцом

Канонизация (от греч. κανονίζω — беру за правило) — причисление кого-либо церковью к лику святых

Каролингское возрождение, Каролингский ренессанс — культурный подъем в империи Карла Великого (768–814) и королевствах династии Каролингов в VIII–IX в.

Каста (от португ. casta — род, поколение) — исторически сложившаяся замкнутая общественная группа, обособленность которой обусловлена изначальной общностью происхождения, правового положения или профессиональной специализации

Катарсис (от греч. κάθαρσις — очищение) — духовное очищение и просветление, которое испытывает зритель, сопереживая героям трагедии (термин введен Аристотелем)

Католицизм (от греч. καθολικός — всеобщий) — одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианской церкви в середине XI в.

Квадрига (лат. quadrigae — четверка) — у древних греков и римлян колесница, запряженная четырьмя лошадьми

Кватроченто (ит. quattrocento — четыреста) — термин, принятый для обозначения художественной культуры Италии XV в.; время, когда работали такие мастера, как Л. Гиберти, Ф. Брунеллески, А. Верроккьо, Донателло, Мазаччо, Ф. Липпи, Д. Гирландайо, С. Боттичелли и др.

Керамика (греч. κεραμική) — 1) гончарное искусство; 2) общее название всех видов изделий из обожженной глины

Кириллица — рукописный и первопечатный славянский шрифт IX–XVII вв.

Китч, Кич (нем. Kitsch) — одно из характерных проявлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется яркости и экстравагантности внешнего облика, а элементарные эстетические ценности намеренно игнорируются

Классицизм (нем. Klassizismus от лат. classicus — первоклассный, образцовый) — направление в культуре и художественный стиль в европейском искусстве XVIII – начала XIX в., основной чертой которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому образцу

Клан (кельт. clann, англ. clan) — род или группа родственников, объединенных хозяйственными или общественными узами

Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также произведение, выполненное таким приемом

Колонна (фр. colonne от лат. columna) — конктруктивный элемент здания, опора, обычно круглого сечения, поддерживающая балку, антаблемент (см.) или пяту арки и состоящая, как правило, из базы, ствола (фуста) и капители

Колорит (ит. colorito от лат. color — цвет) — общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства (картине, цветном рисунке и пр.)

Комедия (греч. κωμω̣δία, лат. comoedia) — один из основных жанров драмы, в котором характеры, положения и действие представлены в смешных формах; впервые формируется в Древней Греции на основе религиозных песнопений в честь бога Диониса (см.)

Композиция (лат. compositio — составление, сочетание) — обусловленное определенным замыслом построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое

Конструктивизм (от лат. constructio — построение) — направление в искусстве XX в., провозглашавшее основой художественного образа не композицию, а конструкцию и выдвигавшее на первый план функциональную оправданность форм

Контркультура (от лат. contra — против и cultura — воспитание, образование) — обособленный сегмент, выделяющийся в рамках доминирующей культуры и (в отличие от субкультуры — см.) характеризующийся неприятием общепринятых ценностей, норм и стереотипов

Конфуцианство — философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием (Кун-цзы); одна из китайских религий

Коран (ар. al-Qur’an) — главная священная книга мусульман, сборник религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов

Краснофигурный стиль — прием росписи сосудов в древнегреческой вазописи конца VI – начала V в. до н. э., в котором черное лаковое покрытие фона сочеталось с изображениями, сохранявшими оттенок обожженной глины

Креационизм (от лат. creatio — создание) — религиозное учение о сотворении мира богом из ничего

Кремль (от др.-русс. кремь, кром — край, конец) — в древнерусском зодчестве оборонительное укрепление

Кромлехи (от бретон. crom — круглый и lech — камень) — мегалитические сооружения эпохи неолита и бронзового века в виде круглой ограды из огромных каменных плит и столбов

Круглая скульптура — вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют собой полные трехмерные объемы, не составляющие материального единства с плоскостью фона, и могут восприниматься с нескольких точек обзора

Кубизм (фр. cubisme) — направление в изобразительном искусстве начала XX в., представители которого стремились выявить в изображаемых предметах простейшие геометрические структуры

Культурогенез (от лат. cultura — воспитание, образование и греч. γένεσις — происхождение) — 1) учение о происхождении культуры; 2) в истории культуры и культурологии обозначение процесса зарождения культуры

Культурная антропология — комплексная дисциплина, занимающаяся изучением поведения человека и результатов его деятельности и ориентирующаяся на построение теории человека как носителя культуры

Л

Лабиринт (греч. λαβύρινθος) — в древности (в Греции и Египте) здание со сложными, запутанными ходами и планировкой, из которого трудно найти выход; часто ассоциируется с Кносским дворцом на о. Крит, по легенде построенным Дедалом для царя Миноса

Лары (лат. lares) — по верованиям древних римлян духи-покровители дома и семьи

Латинский крест — один из главных типов креста (символа и центрального культового предмета христианской религии), имеющий удлиненную вертикальную часть и выступавший одной из наиболее популярных форм в западноевропейском храмовом зодчестве

Левират (от лат. levir — деверь) — существовавший у многих народов обычай заключения брака с двумя или более братьями одновременно, а позднее — с братом умершего мужа

Лирика (от греч. λυρικός — относящийся к игре на лире) — один из трех основных родов литературы, как правило, использующий стихотворную форму; служит прямым выражением чувств и переживаний

Литургия (греч. λειτουργία — служба, повинность) — христианское церковное богослужение

Лицей (от греч. Λύκειον [название рощи при храме Аполлона Ликейского близ Афин, где занимался со своими учениками Аристотель]) — тип привилегированного учебного заведения

Логограмма (от греч. λόγος — слово и γράμμα — знак, буква) — письменный знак, обозначающий целое слово или его основу

Логография (от греч. λόγος — слово и γράφω — пишу) — вид письма, в котором письменные знаки (логограммы — см.) обозначают целое слово или его основу

М

Мавзолей (греч. Μαυσώλειον, лат. mausoleum) — монументальная форма усыпальницы, получившая свое название в честь правителя Кари Мавзола (IV в. до н. э.)

Магия (греч. μαγεία — магия, волшебство) — вера в способность человека особым образом воздействовать на окружающую природу, людей, животных богов, а также совокупность связанных с этой верой обрядов

Мадонна (от ит. mia donna — моя госпожа) — наименование Богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение

Макролиты (от греч. μακρός — большой и λίθος — камень) — крупные, грубо обработанные каменные орудия

Мальтийский крест — восьмиконечный крест, символ католического монашеского Ордена братьев иерусалимского госпиталя св. Иоанна Крестителя (госпитальеров или иоаннитов), основанного в XII в. крестоносцами

Маньеризм (ит. manierismo — вычурность, манерничанье) — течение в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения и характеризовавшееся явным субъективизмом, напряженностью и вычурностью образов, изощренностью форм

Маргинальность (от лат. margo — край, граница) — качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и т. д.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное сознание, психологический дискомфорт и т. п.