Смекни!
smekni.com

Методические указания для студентов дневной формы обучения инженерных специальностей Санкт-Петербург (стр. 7 из 9)

Пещерное искусство — комплекс художественных памятников, обнаруженных в пещерах и созданных в период, когда эти пещеры использовались человеком в качестве жилья или служили святилищами

Пиктография, Пиктографическое письмо (от лат. pictus — нарисованный и γράφω — пишу) — вид письма, при котором предметы, события и действия обозначаются с помощью соответствующих рисунков

Пилон (греч. πυλών — ворота, портал) — большие столбы (чаще прямоугольного сечения), поддерживающие плоские перекрытия, своды, арки, устои мостов, а также расположенные по бокам порталов зданий

Позитивизм (фр. positivisme от лат. positivus — положительный) — направление в философии, исходящее из того, что источником истинного знания являются специализированные науки, назначение которых заключается в описании и систематизации конкретных фактов, и отрицающее познавательную ценность философского исследования

Полиандрия (от греч. πολύς — многий и ανήρ [род. п. ανδρός] — муж) — многомужество

Полигамия (от греч. πολύς — многий и γάμος — брак) — многобрачие; обобщающее обозначение полиандрии (см.) и полигинии (см.)

Полигиния (от греч. πολύς — многий и γυνή — жена) — многоженство

Полис (греч. πόλις) — в период Античности город-государство, состоявший из самого города и прилегавшей к нему сельской территории; представлял собой средоточие политической, экономической и культурной жизни античного общества

Политеизм (от греч. πολύς — многий и θεός — бог) — многобожие, религия, основанная на вере во многих богов

Поп-арт (от англ. popular art — популярное, общедоступное искусство) — направление в изобразительном искусстве, возникшее в 50-х гг. XX в., использующее реальные предметы, изображения, рекламу, вырванные из их естественного бытования, для создания произвольных комбинаций

Портик (лат. porticus) — галерея, образуемая колоннами, несущими перекрытие, или аркадой, чаще всего помещаемая перед входом в здание

Посейдон (греч. Ποσειδω̃ν) — в древнегреческой мифологии бог морей и океана

Постимпрессионизм (от лат. post — после и «импрессионизм») — группа течений в живописи на рубеже XIX–XX вв., возникших как реакция на импрессионизм (см.) и выступавших за создание более условного и обобщенного видения мира

Постмодернизм (от лат. post — после и «модернизм») — направление в современной европейской культуре, сформировавшееся в 70–80-е гг. XX в.

Примитивизм (от лат. primitivus — первый, самый ранний) — в изобразительном искусстве XIX–XX вв. опрощение художественных средств, нарочитый возврат к примитивным художественным формам

Промискуитет (от лат. promiscuus — смешанный, общий) — предполагаемая стадия неупорядоченных (ничем не ограниченных) половых отношений в первобытном человеческом обществе, предшествовавшая возникновению брака и семьи

Пропилеи (греч. προπύλαια) — монументальное сооружение, оформляющее вход в город, в архитектурный ансамбль

Просвещение — идейное течение, распространившееся в странах Западной Европы в конце XVII–XVIII вв. и связанное с общим развитием светского рационалистического мышления, с прогрессом в сфере науки и техники

Протестантизм (от лат. protestari — заявлять, утверждать) — одно из основных направлений в христианстве, возникшее в ходе Реформации (см.) как протест против римско-католической церкви; объединяет множество самостоятельных течений (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм и пр.)

Проторенессанс (от греч. πρω̃τος — первый и «ренессанс») — период в истории итальянского искусства конца XIII – начала XIV в., ознаменованный ростом светских реалистических тенденций и обращением к античным художественным традициям

Псалтырь, Псалтирь (греч. ψαλτήριον) — одна из книг Библии (Ветхого Завета), включающая в себя 150 псалмов (религиозных песнопений)

Р

Ра (егип.) — в древнеегипетской мифологии бог солнца, верховное божество египетского пантеона

Ракурс (от фр. raccourcir — укорачивать, сокращать) — перспективное сокращение удаленных от зрителя частей изображенного на плоскости предмета

Рационализм (фр. rationalisme от лат. rationalis — разумный) — философское направление, признающее разум решающим источником истинного знания и основным фактором поведения человека

Реализм (фр. réalisme от позднелат. realis — вещественный) — направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей наиболее полное, адекватное отражение действительности

Реконкиста (исп. Reconquista от reconquistar — отвоевывать) — отвоевание христианским населением Пиренейского полуострова в VIII–XV вв. территорий, захваченных арабами

Ренессанс, эпоха Возрождения (от фр. renaissance — возрождение) — период в культурном и идейном развитии ряда стран Западной Европы (в Италии XIV–XVI вв., в других странах XV–XVI вв.), наступивший после средневековья и ознаменованный зарождением нового, гуманистического мировоззрения и формированием светского реалистического искусства, развившего античные художественные традиции

Реформация (лат. reformatio — преобразование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI в., проявившееся в борьбе против католической церкви и положившее начало протестантизму (см.)

Риторика (греч. ρητορική) — теория и искусство красноречия

Рококо (фр. rococo) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и отличающийся причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм

Романский стиль (фр. roman от лат. romanus — римский) — стиль западноевропейского искусства эпохи средневековья (XXII вв.), отличающийся в архитектуре простотой и массивностью, а в изобразительных искусствах — условностью и яркой внушительностью форм

Романтизм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII – начала XIX в., стремящееся к художественному переосмыслению и идеализации действительности

С

Свастика (санскр.) — знак в виде равноконечного креста с загнутыми под прямым углом краями, в странах Востока символ вечного движения, огня, жизни

Секуляризация (лат. saecularis — мирской, светский) — 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача в ведение светское, гражданское; 3) освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве), усиление светского начала в культуре

Семиотика (от греч. σημει̃ον — знак) — общее название комплекса научных дисциплин, изучающих различные свойства знаков и знаковых систем (главным образом естественных и искусственных языков, а также некоторых явлений культуры) в человеческом обществе

Сентиментализм (фр. sentimentalisme от sentiment — чувство) — европейское литературное направление конца XVIII – начала XIX в., культивировавшее повышенный интерес к душевной жизни «простого и естественного» человека (идеализированного крестьянина, ремесленника и пр.)

Символ (греч. σύμβολον — знак, примета) — 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, сообщества; 2) предмет, действие, служащие условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею

Символизм (фр. symbolisme от греч. σύμβολον — знак, примета) — направление в европейском и русском искусстве и литературе конца XIX – начала XX в., центральным элементом поэтики и эстетики которого был символ, выражающий связь предметов и явлений и отражающего их сознания

Синкретизм (от греч. συγκρήτισμος — соединение) — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (например, первобытного сознания или искусства)

Социогенез (от лат. societas — общество и греч. γένεσις — происхождение) — процесс возникновения человеческого общества

Спас (др.-русс. съпасъ от спасти) — в древнерусском искусстве изображение Христа Спасителя на иконе, фреске, мозаике

Стагнация (от лат. stagnum — пруд, болото) — одна из форм проявления регресса, характеризующаяся застоем в экономике, политике, культуре и других сферах человеческой деятельности

Стилизация (от «стиль») — 1) подражание внешним формам какого-либо стиля; 2) подчинение художественного изображения условно упрощенным, орнаментальным формам

Стиль (лат. stilus от греч. στυ̃λος — колонна, стержень для письма) — идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении

Стоицизм (от греч. Στοά [название портика в Афинах, где учил философ Зенон, основатель стоицизма]) — направление в античной философии, согласно которому задача мудреца — освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму

Субкультура (от лат. sub — под и cultura — образование, воспитание) — 1) совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, принимаемых тем или иным сообществом или социальной (национальной, профессиональной) группой; 2) обособленный сегмент в рамках доминирующей культуры, выделяющийся за счет отличий в образе жизни, мышлении, поведении носителей данной субкультуры

Сублимация (от лат. sublimare — высоко поднимать, вздымать) — психический процесс преобразования и переключения энергии подсознательных влечений человека на цели общественной деятельности и культурного творчества

Сунна (ар.) — мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о пророке Мухаммеде, а также его высказывания