Смекни!
smekni.com

Методические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культуры Вопрос Отличительные особенности первобытной культуры (стр. 2 из 7)

Культуры Древнего Египта и Месопотамии демонстрируют типологическую общность, (на которую уже было обращено внимание выше в вопросе № 4).Вместе с тем, в них есть существенные отличия.

В основе мировоззрения человека древнего Египта лежала идея вечности. Она была обусловлена:

- географической и культурной изолированностью Древнего Египта;

- особенностью сельскохозяйственной деятельности, связанной с регулярными разливами Нила;

- демографическим характером (основное население Египта – один этнос, копты);

- сильной централизацией и сакрализованностью государственной власти (фараон – бог);

- характером мифологических представлений, где ключевым мифом является миф об Осирисе, основанным на архетипе (прообразе) умирающего и воскресающего бога.

Миф об Осирисе и его сыне Горе обосновывал и божественную природу власти фараона и сакральность государства. Миф об Осирисе был также связан с решением вопроса о жизни и смерти. Идея грядущего возвращения к жизни распространяется на каждого человека. Этой оптимистической уверенностью в бессмертии объясняется столь важный для древнеегипетской культуры заупокойный культ с его традицией сохранения мумифицированного тела.

Древнеегипетский пантеон (совокупность всех богов религии) сложен и запутан. Каждый ном (область) имел своих наиболее почитаемых богов. Базой египетской мифологии стали тотемические представления, которые оказались настолько прочными, что на протяжении нескольких тысячелетий египтяне изображали своих богов не только антропоморфными (в виде человека), но и зооморфными (в виде животного).

Заупокойный культ и ритуализация всей общественной жизни нашли отражение в преимущественно культовому характеру искусства Древнего Египта: строительству пирамид (комплекс пирами в Гизе), грандиозных храмовых комплексов, характере скульптуры и живописи, помпезных театрализованных мистериях и т.п.Даже правовые нормах египтяне закрепили в сакральных текстах, помещаемых в гробницах, - «Книге Мертвых».

Все выше указанное способствовала особым свойствам древнеегипетской культуры: монументальности, каноничности, нормативности.

В отличие от размеренной древнеегипетской истории, история народов Месопотамии, (иногда называемой Междуречьем или Двуречьем) живших вблизи Тигра и Евфрата, была наполнена бурными событиями: возвышением больших и малых государств, из которых на протяжении нескольких тысяч лет (5 – 1 тыс. до н.э.) особенно выделялись Шумеры, Вавилон, Ассирия, Персия.

В культуре Месопотамии господствующей идеей стала не идея вечности и незыблемости, как в Египте, а идей бренности, преходящего всего сущего. Она была обусловлена:

- особенностями земледелия, зависящего от нерегулярных осадков, разливов рек, подъемов соленых вод;

- смешением этносов и сменой культур, а следовательно, динамикой развития;

- непрерывными войнами, носившими истребительный характер.

В соответствии с мифологической картиной мира Месопотамии, кратковременная жизнь человека на этой земле имела продолжение – вечное пребывание в загробном мире, там, откуда нет возврата. Идеей бренности проникнуты строки Книги Екклесиаста – самой трагической из всех библейских книг. В политеистических религиях этого региона, наряду с культом богов различных стихий, особое место занимают астральные культы.

В Месопотамии претерпевает изменение и идея государственности. Деспотическое государство частично десакрализуется. Царь считается сопричастным божеству, но он уже не бог, а смертный человек (например, Гильгамеш).

В этой связи в Месопотамии возникает необходимость в фиксировании светских правовых норм. Вавилонский царь Хаммурапи создал самый древний из известных нам свод законов. Взаимоотношение всех социальных слоев и отдельных людей, таким образом, стало регулироваться не их личной волей (например, кровной местью), и даже не божественной волей (как, например, суд Осириса), а государством. Возникает тоталитарное государство, где полному (тотальному) контролю подчинены все сферы культуры.

Это приводит к тому, что по сравнению с культурой древнего Египта культура Месопотамии становится более светской.

Изменился и сам человек. С одной стороны, он осознавал себя вписанным в вечно изменчивое и одновременное стабильное в своем циклическом движении мироздание. С другой стороны, он был поставлен перед необходимостью личностного самоопределения, необходимостью выбора. Не случайно именно в данной культуре впервые появляются образы полубогов и героев, противостоящих богам (например, библейская история грехопадения).

В Месопотамии возникают и первые две империи: ассирийская и персидская.

Особый интерес представляет и государственная религия Персии (Сасанидский Иран) – зороастризм. Религия поклонения огню. Впервые появляется пророк, живущий на Земле (Заратуштра). Пророк сформулировал этическую триаду: благие мысли – благие слова – благие дела. Канон зороастризмы - Авеста.

6. Культура Древнего Китая и его самобытные черты.

Обращаясь к культуре Древнего Китая, обратите внимание на то, что отличительной чертой китайской цивилизации стало то, что преобладающим расовым типом там были монголоиды (хотя есть ученые, которые утверждают, что определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации сыграли мигрировавшие в стороны Средней Азии индоевропейские племена). Государственность в Китае возникла во ΙΙ тыс. до н.э.

Китайская цивилизация обладала всеми чертами культур Древнего мира, и имела и свою самобытность. В ней особую роль занимали такие культы, как культ природы и культ предков. Даже обожествление царской власти появляется позже этих культов. Именно эти культы обусловили появление в Древнем Китае основных идеологических направлений, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные учения, которые сыграли огромную роль в истории Китая.

Даосизм возник на рубеже VI – V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-Цзы, автор книги «Книга о Дао и дэ ». Дао – означает путь (правило, порядок, смысл, закон и т.п.) Дао – это объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир состоит из неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении: (прямое становится кривым, ветхое - новым, полное - неполным и т.д.). Даосизм утверждает, что человек не может изменить естественный порядок вещей и должен предоставить вещам развиваться самим по себе Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и покоится на естественных природных ритмах. Удел человека – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь Дао. Теория недеяния – основной принцип даосизма. Однако дао, утверждал Лао-Цзы, будучи непознанным до конца, материализуется в дэ – человеческом достоинстве.

Конфуцианство возникает примерно в те же времена. Его основатель – Конфуций. Его учение - это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея необходимости соблюдать устоявшиеся нормы жизни. Культ предков перерос в культ повиновения старшим по возрасту и должности. В III в. до н.э. Конфуций был канонизирован, а конфуцианство превращается в государственную религию. На рубеже нашей эры в Китае распространяется буддизм.

Все религиозные системы Китая были основаны на послушании, приоритета коллективных интересов над индивидуальными, идеи созерцательности, подражании природе. Эти идеи определяли:

- повседневный образ жизни китайцев, регламентацию быта;

-национальную психологию (догматизм, конформизм, упорство в трудовой деятельности)

В Древнем Китае почиталось гуманитарное знание, но было сделано много открытий в области точных и технический наук. Среди них: в астрономии составлен звездный каталог, карты звездного неба, первый небесный глобус; в медицине в лечебной практике применялись наркотики, иглоукалывание, прижигания и т.п. Из технических изобретений можно выделить магнитный прибор (предшественник компаса), водяную мельницу, машину-насос, механические часы, сейсмограф и многое другое.

Своеобразие культуры Древнего Китая проявилось и в художественной культуре

Книга песен и стихов «Книга песен» и философско- литературное произведение «Книга перемен» до сих пор считаются шедеврами китайской литературы.

Необычны и достижения Древнего Китая и в области архитектуры. Для Китая типичным были здания, которые состояли из опор в виде деревянных столбов. Покрыты они были черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края – пагода.

В Древнем Китае существовали различные виды театрализованных преставлений: цирк, театр мимов, театр кукол, театр теней. В музыкально-драматических представлениях артисты считались медиумами, посредниками между людьми и духами.

Особое место занимало прикладное искусство: изготовлялись бронзовые зеркала, лаковые изделия и фарфор. Была развита резьба по нефриту и кости. Особое место занимало производство шелка.

7. Отличительные черты Культуры Древней Индии.

Следует отметить, что Древнеиндийская цивилизация возникает примерно в середине IV в. до н.э. и существует до VI в. н.э. Особенность духовной жизни Древней Индии формируется под воздействием религиозных воззрений, которые накладывают отпечаток на социальную организацию государственных образований на территории Индостана.

Важную роль в становлении Культуры Древней Индии играют следующие религиозные воззрения.