1. «Священные знания» Вед. Веды (знания) памятник древнеиндийской литературы конца ΙΙ тыс. до н.э. Эти произведения, написанные на санскрите, считаются «божественным откровением». Они составляют целый пласт культуры древне Индии – ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов), Яджур-Веда (молитвенные формулы), Атхар-Веда (сборник заклинаний). Они включали в себя на только религиозные смыслы, но давали представления обо всех аспектах жизни. Позднее ведическая литература дополнилась философско-религиозными комментариями: Брахманами, Упанишадами, Араньяками. В ведический период в Индии создаются и два великих эпоса: Махабхарата и Рамаяна. Героями этих эпосов является не только не только простые люди и исторические персонажи, но и боги Шива, Вишна, Кришна, Рама. Обе поэмы рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских и моральных проблем.
2. В начале Ι тыс. до н.э. возникает Брахманизм. Брахманизм дал религиозное обоснования общественному неравенству и объявил страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир – это лишь иллюзия. Единственно реальным остается мировой дух. Ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара (блуждание, переход, перевоплощение души). То есть - теория перерождения. Цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы – кармы (деяние, поступок). В этот период определилось деление на социальные группы, различающиеся между собой общественным положением – варны (цвет). Это высшие варны брахманов (белые одежды) и кшатриев (красные одежды),многочисленная варна людей, занятых в сельском хозяйстве, ремесле, торговле вайшиев (желтые одежды), низшая варна шудр (черные одежды). Это деление общества на варны закрепилось в законодательств: «Законах Ману». Позже возникает деление людей по профессиям – касты.
3. В VI в.до н.э. в Индии появляются новые религиозные течения. Сохранив учение о перерождении душ и воздаяния за поступки, эти теории отвергали авторитет Вед и социальное деление на варны. К ним относятся: джайнизм и буддизм. Сторонники Джайны принимали аскетизм как средство освобождения от кармы и достижения нирваны (высшее состояние, цель человеческий устремлений). Наиболее ортодоксальные проповедовали отказ от одежды и пищи в конце жизни. Более успешную попытку варно-кастового строя осуществил буддизм. Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Подвергая осуждению брахманизм за пристрастие к богатой жизни, а джайнизм – за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь. Центральным в учении Будды считаются «четыре благородной истины»: жизнь есть страдание; причина страдания – стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечения зла, способствующих возникновения добра. В конце этого пути наступает полная свобода и озарение - нирвана. Но буддизм так и не стал ведущей религией Индии, так как противоречил установившемуся кастовому строю.
4. Во II в. н.э. возникает комплекс религиозных верований – индуизм, который и сегодня является официальной религией Индии. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах). Особо почитается индусами триада богов: Брахма, Вишна, Шива. Индуизм приблизил этих богов к земным условиям.
В древней Индии почитались знания. Здесь сформулирована десятичная система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел, заложены основы тригонометрии, алгебры, астрономии, медицины.
8.Современность и культурное наследие древних цивилизаций.
Здесь надо показать, что культуры древнего мира и Античность заложили основы для всех сфер культуры будущих поколений. Там закладывались основы классовой структуры, государственности, научных, религиозных, философских, художественных традиций. Так, например, в Древности и античном мире сформировались все существующие и поныне формы государственного правления: деспотия, тирания, тоталитаризм, республика демократия. Именно там сформировались многие мировые религии, существующие и поныне. Не потеряли актуальность многие научные знания Древнего мира. Так, например, мы и сегодня пользуемся шестидесятеричной системой счисления (деления часа, градуса) и живем по календарю, основанному на вавилонском календаре. И это напоминает нам сегодня о преемственности поколений.
9. Понятие об античном мире и особенностей восприятия древних греков.
Обратите внимание на то, что понятие «античность» (от.лат.- древний) стали употреблять в эпоху Возрождения для характеристики древней культуры греков и римлян, населявших территории Средиземноморья и Причерноморья, острова Ионического и Эгейского морей.
Слова «Греция» и «греки» - латинского происхождения. Сами греки называли себя «эллинами», а свою страну – «Элладой».
В развитие культуры Греции можно выделить несколько периодов:
-минойская культура (конец ΙΙΙ тыс. до н.э. – 12 век до н.э.)- время господства греков-ахейцев, Эгейской цивилизации;
-гомеровский период (12 в. до н.э. – 8 в. до н.э.) – «темные века», связанные с культурным упадком, последовавшим за гибелью Эгейской цивилизации;
- период архаики (8 в. до н.э. - 5 в до н.э.) – это время становления этнического самосознания греков на основе единства языка, религиозных верований м схожего образа жизни;
- классический период ( 5 – 4 вв. до н.э.) – время расцвета древнегреческой культуры. В этот период сложилась рабовладельческая демократия, а греческие города объединяются в два политических союза, один из которых возглавляли Афины, а другой – Спарта. В эпоху классики достигают наивысшего расцвета философия, наука, литературы, театр, ведущие виды искусства – монументальная живопись, скульптура, музыка, складывается система образования. Феномен классической (образцовой) эпохи нередко называют «греческим чудом».
- период эллинизма ( конец 4-го в. до н.э. – 1 в.до н.э) - период распространения греческой культуры на покоренные восточные цивилизации. Начало этой эпохи было ознаменовано завоеваниями Александра Македонского. В конце эллинистического периода Греции теряет независимость и становится частью Римской республики.
В древнегреческой религии выделяют два периода:
- доолимпийский, для которого черты тотемизма, культа мертвых, древнегреческих героев, как Геракл;
- олимпийский, где складывается пантеон богов, обитающий на горе Олимп.
В отличие от других Древних культур, античная культура по своему характеру космологична. Существование Космоса (гр.- порядок, Вселенная) греки объясняли рациональными, отличными от сугубо религиозных, причинами. Античные греки стремятся создать позитивные знания о Вселенной на основе закона. Космос для греков является воплощением мирового порядка, а также воплощением гармонии, меры, а, следовательно, и красоты. Проблемы устройства Космоса занимают особое место в греческой философии. Зарождается наука о природе – натурфилософия. Натурфилософия стояла у истоков греческой и будущей европейской культуры.
Грекам, более других народов Древнего мира свойственен антропоморфизм и антропоцентризм.
В понимании античного грека упорядоченность Космоса соизмерима идеальной красоте человека, как внешней, так и внутренней. Идеалом в Древней Гречи был человек, достигший калокагатии – эстетической гармонии телесного и духовного начал.
Античный идеал калокагатии неразрывно связан с состязательным принципом. Состязание, игра, борьба (гр.- агон) – важнейшая черта античной культуры. Агонистичность (состязательность) была органически присуща всем сферам жизнедеятельности: спортивной, интеллектуальной, музыкальной поэтической (Олимпийские игры, Истмийские игры, Пифийские игры, Немейские игры).
В интеллектуальном агоне заложены основы диалектики, суть которой заключалась в умении отстаивать свои убеждения. Этот принцип лежал и в основе ораторского искусства и науки риторики.
Для древних греков важно было достичь не только состояния внутренней гармонии, но и свободы. Граждане Эллады свободу отождествляли с самодостаточностью – автаркией.
10. Культурологические особенности художественной культуры Древней Греции.
Обращаясь к характеристике художественной культуры Древней Греции, важно заметить, что для древних греков было важно соразмерять меру во всем, стремиться к всеобщей гармонии. Мера, гармония и красота – эти категории являются универсальными для понимания сущности античной культуры, особенно искусства.
Такой подход в искусстве особенно ярко проявился эпоху классики. Именно в период классики формируются «образцы» в различных видах искусства, и оно отражает антропоцентрическое мировоззрение древних греков.
В архитектуре формируется ордерная система – строго определенное соотношение, пропорции между несомыми и несущими частями здания – колоннами и перекрытием.
Особенность греческих архитектурных ордеров представляет собой еще одно воплощение антропологической идеи, так как пропорции архитектурных сооружений соответствовали идеальным телесным формам человека. Складываются основные архитектурные ордера:
- дорический ордер, отличающийся простотой и мужественностью, строгой капителью (верхом колонны). В этом проявляется мужское начало. Неслучайно поэтому дорические колонны иногда заменяются мужскими фигурами - куросами или атлантами;