Смекни!
smekni.com

Методические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культуры Вопрос Отличительные особенности первобытной культуры (стр. 5 из 7)

Институт церкви и христианское вероучение определили и характер художественной культуры Средневековья: архитектуры, скульптуры, живописи, театра, литературы, музыки и т.п..

14.Возрождение как культурологическая эпоха и ее сущность.

Характеризуя эпоху Возрождения, прежде всего, обратите внимание на то, что понятие «Возрождение» или Ренессанс (фр.) возникло поначалу как характеристика эпохи обновления итальянской культуры, подъема в литературе, искусстве, науке после долгого упадка культуры Средневековья (согласно распространенной тогда точки зрения на «темные» века как периода беспросветного варварства и невежества).

В современной науке существует несколько концепций Возрождения:

- с традиционной точки зрения Возрождение трактуется как явление исключительно итальянское, уникальное и непревзойденное;

- согласно другой концепции, Возрождению присуще определенные закономерности, которые распространяются на всю западную культуру;

- третья концепция рассматривает Возрождение как универсальное явление, присущее разным народам и в разные времена.

Однако все исследователи сходятся на том, что именно итальянское Возрождение стало классическим проявлением революции в культуре в период зарождение раннебуржуазных отношений.

Наиболее благоприятные условия для развития новой культуры сложились в XIV в. во Флоренции. Демократизм, царивший в этом независимом государстве, способствовал свободному творчеству, общению деятелей культуры с народом. Большинство крупнейших писателей и художников Возрождения были флорентийцами.

В мировоззренческом плане Возрождение – это эпоха открытия мира и человека. Непререкаемое в Средние века главенство богословия над наукой было поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая свой интерес ко всему человеческому в противовес божественному, представители светской интеллигенции назвали себя гуманистами.

Термин «гуманизм» означает изучение всего, что связно природой человека, его духовным миром. Этот термин отражает антропоцентризм культуры Ренессанса, возрождавшей отношение к действительности, свойственной, в свое время, античности.

Возникает представление о том, что демиургом является не только Бог, но и его творение – человек. Поэтому человек – земной бог, если он творец. Мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный богом свободной волей, является творцом самого себя, и это выделяется из природы. Гуманисты утверждали, что достоинство человека определяется не его социальным положением, а личностными качествами: умом, образованностью, творческой энергией, предприимчивостью.

Однако эпоха Возрождения не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный процесс. Прежде всего, следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности, низменного своеволия – по сути, на антиподы гуманизма. Пример тому могут служить взгляды итальянского мыслителя Н.Микиавелли, оправдывающие любые средства для достижения цели, и Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, видевший идеал социальной гармонии в обществе, регламентирующие все сферы жизни.

Наиболее ярко идеи Возрождения нашли отражение литературе и изобразительном искусстве.

15.Соотношение эпохи Возрождения и Реформации.

Обращаясь к этому вопросу, следует отметить, что гуманизм не был народным движением. Культура Возрождения была элитарной, доступной образованным людям и оставалась чуждой широким массам. Гораздо более сильное воздействие на общество в эпоху Возрождения оказала Реформация.

Реформация – народной движение, направленное против католической церкви и приведшее в XVI столетии к возникновению протестантизма. Лидерами были Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Протестантизм отказался:

- от противопоставления института духовенства мирянам;

- упростил религиозный культ;

- поставил задачу сделать вероучение доступным для верующих.

Благодаря Реформации, монополия папство на посредничество в общении человека с Богом рухнула.

Несмотря на очевидные различия, а в чем-то и противоположность взглядов гуманистов и протестантов на человека и Бога, веру и разум, отметим, что их сближает.

Во-первых, - это бескомпромиссная, хотя и с разных позиций, критика католической церкви.

Во-вторых, и гуманизм, и Реформация способствовали появлению индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного в своих суждениях и поступках, и тем самым оказали сильнейшее воздействие на развитие всей западной цивилизации.

В-третьих, и гуманизм, и Реформация способствовали секуляризации.

Поэтому их можно рассматривать как переходный этап к культуре Нового времени. Закономерен вывод о том, что Возрождение и Реформация – две ветви (светская и религиозная) новой культуры поднимающегося раннебуржуазного общества, в котором нужен был новый человек – человек дела.

Борьба между католицизмом и протестантизмом имела для судеб ренессансной культуры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию усилением действий инквизиции. Атакуемая со всех сторон, культура Возрождения задохнулась в условиях религиозной нетерпимости.

16. Новое время как тип западноевропейской культуры.

В этом вопросе, главное – понять, что культура Нового времени – это и есть западноевропейская культура. В Новое время – с XVII века до конца XIX века – культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального.

Главной, отличительной ее особенностью стало господство нового, научного мировоззрения (а не религиозного, как прежде). Человек Нового времени стал смотреть на мир сквозь призму науки и себя самого стал воспринимать как главного деятеля истории.

Контуры новоевропейской культуры были заложены Возрождением и Реформацией. Духовная атмосфера общества изменилась. Английская революция в XVΙΙ и французская в XVΙΙΙ веке ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и становление новой Европейской культуры.

Ориентация на науку, открытия новых знаний и установки на изобретения, придают культуре Нового времени особую динамику развития. Уходит ретроспективное мышление, и рождается перспективное мышление, ориентированное на будущее.

И не случайно, за короткий период в западноевропейской культуре происходят существенные изменения в миропонимании и мироощущении, характер которых выразительно прослеживается в смене культурологических эпох и «больших» художественных стилей. Это:

- XVΙΙ век – эпоха Барокко;

- XVΙΙΙ век – эпоха Просвещения;

- конец XVΙΙΙ века начало XΙX века – эпоха классицизма и романтизма;

- вторая половина XΙX века – эпоха реализма

К числу особенностей культуры Нового времени можно отнести:

- формирование нового, индустриального общества;

-ослабление влияния религии на все сферы жизни, что приводит к тому, что культура становится светской;

- повышение авторитета философии, стремление опираться на разум, логику факты;

-ускорение темпов научно-технического прогресса;

- многонациональность и многоязычность;

- контакт и взаимодействие культур, что определило расцвет культуры Европы;

-дух деловитости, практицизма и утилитаризма, который порождается буржуазным предпринимательством.

- стремление к грамотности как общей культурной норме.

Рубеж XΙX – XX веков становится временем разочарования в идеалах европейской культуры и приводит ее к кризису.

17. Противоречивый характер культуры XVΙΙ века.

Следует, прежде всего, заметить, что с XVΙΙ века берет начало культура Нового времени. Во многом – эта переходная эпоха. Эпоха перемен, когда «старое» еще не ушло, а «новое» еще не пришло.

Противоречивый характер эпохи характеризуется тем, что

1. С одной стороны, XVΙΙ век становится эпохой первой европейской научной революции. В это времени находят признания открытия, которые были сделаны в эпоху Возрождения Коперником и Дж.Бруно. Происходит смена общенаучной картины. «Геоцентрическая» картина мира меняется на «гелиоцентрическую», а человек перестает воспринимать себя «земным богом». В это время закладываются основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ньютон создал классическую механику. Выдающиеся мыслители XVΙΙ века – Бэкон, Гоббс, Декарт, Лейбниц – освободили философию от схоластики. Основой философского знания стала не слепая вера, а разум, который опирается на факты. Важнейшим методов научного познания становится эксперимент.

Великие географические открытия порождают живой интерес к другим странам и культурам. В моду входит «экзотика» Востока и практический интерес к нему (с Востока везут специи, чай, шелк, фарфор, ковры и т.п.). В Европе появляются зоопарки и дендропарки.

И, хотя, с одной стороны, религия еще остается важнейшим фактором духовной жизни общества, но, с другой стороны, ее безраздельному владычеству над культурой приходит конец. Именно в эту эпоху европейская культура становится светской.

2.С другой стороны, мировоззренческие, политические, экономические изменения порождают ощущение неустойчивости и чувство напряжения. Не случайно, XVΙΙ век порою называют веком «эмоцио», то есть эмоционального напряжения. Это особенно ярко проявляется ведущем в художественном стиле этого времени – барокко. Порою, культуру XVΙΙ века называют эпохой Барокко. Именно этот стиль отражает светский характер культуры, ее эклектику, динамику времени, напряженную эмоциональную насыщенность. Искусство пышно, шумливо, динамично. Стиль Барокко отличается: