Смекни!
smekni.com

Методические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культуры Вопрос Отличительные особенности первобытной культуры (стр. 6 из 7)

- обилием декора и изгибами форм в архитектуре;

- нарочитостью в театральном искусстве;

-зрительными иллюзиями в живописи;

- запутанностью и витиеватостью слова в литературе.

18.Идеология эпохи Просвещения и его культура.

Обратите внимание на то, что суть эпохи Просвещения заключается в том, что в эту эпоху был совершен третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, окончательно покончивший со средневековой системой ценностей. Он был интернациональным движением. Провозгласив разум единственным мерилом человека, просветители на первое место поставили искусство, этику и науку как наиболее могучие оружия социального преобразования. В понятие «просвещение» они вкладывали широкий смысл: это и развитие знаний, и гражданское воспитание, и пропаганда новых идей, и разрушение старого мировоззрения. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Развенчав политические и правовые нормы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной. прежде всего, к человеку, вне зависимости от социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

Эпоха Просвещения имеет три главных признака:

- вера в человека в неограниченные возможности его разума;

- идея равенства;

- исторический оптимизм.

Для многих европейских государств Просвещение было по своей сути движением:

- революционным (по своей идейной сущности)

- антифеодальным (по социальной направленности)

- абсолютистским (по политической программе)

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Просвещение, обычно, отсчитывают от 1689 года, года последней революции в Англии, и конец ее совпадает с концом революции во Франции в 1789 году. В Англии – промышленной революцией, Во Франции – политической, В Германии – философской и эстетической.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло неоднородной течение. В области политического устройства общества главным лозунгом стал лозунг: свобода, равенство, братство. На вопрос о том, как этого достичь в государстве, давались неоднозначные ответы, и выдвигались следующие идеи:

- идея просвещенной монархии (Дидро, Вольтер и т.д.)

- идея уравнивания социальных прав граждан, при сохранении их права на частную собственность (Джон Локк)

- идея социального утопизма, то всеобщего материального уравнивания (Оуэн, Сен-Симон, Фурье, Руссо)

Этой эпохе впервые пришлось решать с толь острой форме вопрос о достоинстве человека. В разных сферах культуры он трансформировался по-разному, но всегда приводил к новаторским открытиям.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науке о сверхчувственных принципах и началах познания). Оно содействовало развитию всякого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения). Не случайно, в некоторых странах период Просвещения называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии – веком Канта.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания. Так, например, в романе «Эмиль, или воспитание» Руссо особо подчеркнул новую теорию воспитания, выразил новые эстетические и педагогические взгляды.

Просвещение по сути своей было демократично. Просветители происходили из разных слоев: аристократии, дворян, духовенства, служащий, промышленно-торговых кругов. Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма и даже божественного провидения.

Именно в эту эпоху искусство обрело окончательно светский характер. XVΙΙΙ век стал веком становления классической музыки, когда она «заговорила» языком человеческих чувств и переживаний и наполнилась пестротой жанров (Гайдн, Бах, Бетховен, Моцарт). Он стал веком развития светского оперного театра. Важное место в искусстве этого периода занимает литература, которая также отличается многожанровостью. И все же ведущее место в литературе эпохи Просвещения занимал роман. Именно в нем более всего отражался дух времени. Появляется так называемый «просветительский роман» (например, «Робинзон Крузо» Д.Дефо как гимн человеческому разуму, или «Коварство и любовь» Шиллера как критика сословных предрассудков и т.д.).

В архитектуре эпохи по-прежнему господствует стиль барокко, однако светская культура создает новый изысканно-аристократический стиль рококо. Термин «рококо» происходит от французского слова «рокайль» - раковина. Для произведений французских художников, творивших в этом стиле, характерны такие черты, как театральность, искусственность, любовная игра, утонченность изнеженных персонажей.

19. Классицизм и романтизм как стилевые направления западной культуры конца XΙΙΙ начала XΙX века.

Следует, прежде всего, обратить внимание на то, классицизм романтизм конца XΙΙΙ начала XΙX века, становятся не только художественными стилями, но отражают два оппозиционных мировоззрения этой эпохи.

Как художественный стиль классицизм (от.лат.- образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVΙΙ в. Его важнейшей было обращение к принципам античного искусства:

- рационализму

- симметрии, направленности, сдержанности

- строгому соответствию содержания произведения его форме

В развитии классицизма выделяют два этапа:

- XVII век;

- конец XVIII начало XIX века.

Второй этап стал общеевропейским стилем и был связан с буржуазным Просвещением и стал выразителем гражданских идеалов этого времени. Принципы классицизма были основаны на идеях философского рационализма, отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произведение является плодом разума и логики, которые торжествуют и побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстетическую ценность имеет лишь то, что неподвластно времени.

Классицизм выдвинул новые эстетические нормы, поскольку огромное значение придавал общественно-воспитательной функции искусства. Представители классицизма считали, что герои произведений должны быть только положительными, образцами для других, быть стойкими перед жестокостью судьбы. Для них общее выше личного, страсти подчинены общественным интересам. Главный герой в классицизме – образцовый гражданин отечества.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, определила соответствующие требования, т.е. нормативные правила. Была установлена иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифологические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт. В литературе «высокими» считались трагедия, эпопея, ода, а «низкими» - комедия, сатира, басня.

Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, которые в период его упадка усилились. В середине XIX века классицизм переродился в академизм.

Новым явлением в художественной культуре конца XVIII века стал сентиментализм, явившейся реакцией на чрезмерную рассудительность классицизма. Сентиментализм утверждал чувственную личность, противостоящую личности Просвещения. Отказ от «порочной» цивилизации и слияние человека с природой, идеализация патриархальности, с ее традиционностью и консерватизмом, и пасторальности – таковы характерные темы сентиментализма.

Но более серьезную попытку преодолеть односторонность рационализма предопределил романтизм. Романтизм, который зародился в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения, стал не просто художественным стилем, а общекультурным движением, охватившим самые разнообразные явления общественной жизни. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства, но не затронул архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм. Возникла и романтическая философия: Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр, Кьеркегор.

Идейным ядром романтизма является конфликт личности с действительностью. Романтик – это бунтарь, который отвергает действительность с позиций высшего идеала. Герой романтизма – это исключительная личность в исключительных обстоятельствах.

Интерес к индивидуальности – отличительная черта романтизма.

В отличие от классицизма, романтики идеализирует не античность, а Средневековье, так как считают, что там закладываются основы национальной культуры. Поэтому они обращаются к:

-фольклору (сказке, народной музыке и т.д.);

- воспеванию национальной природы;

-передаче религиозного чувства

Кроме того, просматривается связь романтика со средневековым рыцарем. Поэтому, подобно рыцарю:

- романтик – любитель путешествовать;

-романтик- почитатель возвышенной, а не плотской любви

-романтик – рыцарь чести (дуэли этой эпохи)

-романтик – фаталист (испытывает судьбу в игре).

Две стороны личности - пафос свободы и индивидуализм – весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

20.Реализм как новый тип художественной концепции мира.

Обращаясь к этому вопросу, отметьте, что к середине XIX века впервые в истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования, и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности.