Соответственно этому, расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность,
- и общественные процессы (социологический анализ)
- и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ)
- и природа (пейзаж)
- и мир вещей (натюрморт)
Претерпевает глубокие изменения и главный предмет искусства – человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, даже всемирный характер.
Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сформировался в 30-40 годах XIX века.
Главным принципом реализма стал показ правдивости деталей и показ типических характеров в типических обстоятельствах.
Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и колорит времени).
Главным героем реализма является типичный представитель той или иной социальной среды.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистический отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили критическое отношение к нему, прежде всего, писателей-реалистов. Они обличали неравенство, стяжательство, власть денег над человеком, эгоизм, лицемерия, то есть все человеческие пороки, многие из которых были обусловлены социальной действительностью. По своей идейной направленности реализм в литературе становится критическим реализмом. Успехом у публики пользуется жанр романа, позволяющей дать широкое и многоплановое изображение действительности (Бальзак, Золя, Диккенс, Флобер, Теккерей, Голсуорси, Толстой, Достоевский и т.д…)Произведения писателей- реалистов вошли в сокровищницу мировой литературы, так как их творчество было пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
В изобразительном искусстве получают распространение реалистическая портретная и пейзажная живопись, сцены народной жизни, бытовой жанр, исторические сюжеты.
Однако уже к середине XIX века, на фоне, казалось бы, радужных перспектив социально-экономического, технического и научного прогресса появляются признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическими умонастроениями (Шопенгауэр, Кьеркегор).
О приближающемся конце буржуазной культуре говорят такие разные мыслители, как Марс и Ницше.
Разочарование в идеалах сказывается на искусстве. Появляются новые течение в живописи (примитивизм, импрессионизм), связанные с поисками новых художественных средств. В художественном творчестве приобретает популярность символизм. В моду входит термин декаданс. Под ним понимают настроение усталости, пессимизма, ощущение приближающегося распада и заката культуры.