Смекни!
smekni.com

Методические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культуры Вопрос Отличительные особенности первобытной культуры (стр. 1 из 7)

Методические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культуры

Вопрос 1. Отличительные особенности первобытной культуры.

Обратите внимание на то, что первобытность - самый древний тип культуры, который существовал на Земле, самый продолжительный тип культуры, самый единообразный тип культуры, тип культуры, который в ограниченном варианте сохраняется и сегодня.

Хронологические рамки первобытности определяются из разных оснований:

- 2,5 мл. лет до н. э. – появление первых орудий труда;

- 1 мл. лет до н.э. – использование огня;

- 250 тыс. лет до н.э. – появление ранних форм верований;

- 40 тыс. лет до н.э. – «неолитическая» революция, т.е. переход от присваивающих форм хозяйства к производящим формам. Некоторые ученые считают, что с этого времени начинается становление социума.

На этом этапе человек использовал каменные орудия труда, поэтому иногда этот период называют каменным веком. Основные периоды каменного века:

-палеолит (древнекаменный век)

-мезолит (среднекаменный век, появления миниатюрных каменных орудий, лука и стрел)

-неолит (завершающий этап использования орудий труда, переход к производящему хозяйству)

- энеолит (медно-каменный век, вытеснения каменных орудий медными и бронзовыми орудиями)

- железный век (завершение первобытной и раннеклассовой истории человеческой культуры)

Основные черты первобытности:

- синкретический характер (соединение, нерасчлененность первоначального неразвитого состояния, слитность материальной и духовной деятельности человека);

- господство коллективного разума над индивидуальным ( существование «мы» - бытия и отсутствие «я» - бытия );

- бесписьменный период;

- зарождение регулирования социальных отношений с помощью табу, - абсолютного запрета на какое-то действие, слово, предмет;

- ритуализация всех форм деятельности;

- мифологизация мышления (миф выполнял гносеологическую, онтологическую, аксеологическую, воспитательную и т.д. функции).

Вопрос 2. Формы первобытных верований.

Следует отметить, что верования теснейшим образом связаны с религией. Но религия, в отличие от разрозненных верований, представляет собой стройную систему взглядов, отражающих веру человека в существование сверхъестественной сущности – бога. Становление религии связано с образованием института религии, что происходит в условиях формирования цивилизации.

Возникновение ранних форм верований связано, как считает Э. Тайлор, с анимизмом (от лат. – душа), одухотворением всего, что окружает человека.

К ранним формам верований относится:

-тотемизм – вера человека в сверхъестественную связь с тотемом (тотем – индейск-.его род) – животное, считающиеся родоначальником племени;

-фетишизм- вера в сверхъестественную силу каких-либо предметов, и, прежде всего, созданных самим человеком ( фетиш француз.- амулет)- реальный неодушевленный предмет, наделяемый сверхъестественной силой);

- магия ( греч. – волшебство). Под магией понимается совокупность обрядов, основанная на вере в способность человека воздействовать на силы природы и потустороннего мира.

Место магии в первобытном обществе описал Дж.Фрэзер в работе «Золотая ветвь».Он показал, что в первобытном обществе выделяются две фигуры: жрец и маг. В работе также показано, что все форме верования коренятся в условиях жизни первобытных людей и определяют всю их жизнедеятельность: эротические обряды, погребальный культ и т.д.

Пережитки фетишизма, тотемизма, магии существуют и в религиях классовых обществ, в современных мировых и национальных религиях.

Вопрос 3. Особенности первобытного искусства.

Прежде всего, обратите внимание на то, что о первобытном искусстве, в прямом смысле этого слова, говорить нельзя. Искусство здесь не выделяется как особая форма деятельности, оно вплетено в производственную деятельность и, зачастую, является одной их форм ритуала. Поэтому его называют «праискусством». Вместе с тем, оно играет огромную роль в становлении мышления первобытного человека, освоении окружающего мира и самого себя. (К.Ясперс «Смысл и назначение истории» о «доистории».

Французский исследователь первобытной культуры А.Брель систематизировал пещерные рисунки первобытности и составил следующую схему:

- эпоха мустье, преджудожественная эпоха, в которой отсутствует какое-либо художественное освоение мира первобытным человеком;

- эпоха ориньяк, в которой господствует натурализм. Изображаются контурно только животные, в статике, без раскраски. Здесь наблюдаются черты художественного схематизма.

- эпоха солютре, как бы забвение художественного освоения мира.

- эпоха мадлен, которую называют «первобытной классикой». На этом этапе проявляется интерес к детализации изображения. Изображается, прежде всего, человек, сцены из повседневности, охоты и т.п. Передается движение, появляется рельефное изображение и раскраска. Однако на последнем этапе эпохи мадлен прослеживается стилизация, замена живых образов знаками и символами. Многие ученые считают, что это является основой для формирования письменности.

В эпоху мадлен появляются скульптурные изображения. Это различные идолы и каменные бабы. Некоторые из них называют «палеолитическими Венерами», так как в этих изображениях подчеркиваются вторичные половые признаки женщин.

Интересны и виды погребений. Это мегалиты (большие камни): менгиры (длинные камни), кромлех (пояс из каменных блоков и плит), дольмены (имеющие форму П-образного портала).

4. Характерные черты цивилизаций Древнего мира.

Обратите внимание но то, что культурно-исторический этап, именуемый «культурой древних цивилизаций», является чрезвычайно значимым и во многом ключевым для понимания всей истории человечества. Именно древний мир сделал решительный шаг к созданию особого типа самоорганизации человечества, впервые создав государственную систему, или «цивилизацию» (от лат. civil- гражданский).

В науке выделят ряд сходных черт, отличающих цивилизации от ранних, первобытных культур.

- окончательный переход от присваивающей деятельности к деятельности присваивающей;

- переход от синкретичности к дифференциации (разделению) форм общественной жизни (выражающейся, в первую очередь, в появлении классов и государств), а также дифференциации трудовой деятельности и сфер самой культуры;

- в отличие от бесписьменных первобытных культур, все цивилизации обладают письменностью, что позволяет не только обеспечить функционирование сложнейшей государственной и экономической системы, но и способствуют возникновению принципиально нового понимания времени;

- возникновению исторического времени в противовес хронотопической (хронотоп – представление об единстве пространства и времени) нерасчлененности первобытного сознания. Об истории принято говорить, начиная с древних цивилизаций.

В Древних цивилизациях происходит интенсивное развитие земледелия. Масштабы земледельческих работ неизбежно привели к техническим, организационно-управленческим, социальным и культурным изменениям. Вот лишь некоторые наиболее значимые перемены в жизнедеятельности наших предков, связанные с технологической земледельческой революцией:

- растущая потребность в рабочей силе, в качестве которой стали использоваться рабы;

- усложнение форм хозяйственной и общественной жизни привели к становлению жестко фиксированной классовой структуры рабовладельческого общества;

- необходимость регулировать и регламентировать взаимодействие разных социальных слоев вылилось в формирование строгой иерархической государственной структуры деспотического типа. Деспотия (неограниченная власть) – государство с абсолютной самодержавной, монархической властью;

Потребность в сохранении целостности и незыблемости подобной структуры способствовало формированию культуры традиционного типа. Главной характеристикой культуры данного типа является передача на протяжении столетий и тысячелетий, из поколения в поколение исторических сложившихся обычаев, порядков, правил.

Социальная структура Древних цивилизаций вела к сакрализации, или обожествлению, власти. Это способствовало выделению и усилению касты жрецов и формированию более зрелого, по сравнению с первобытными верованиями, типа религии – политеизма, или многобожия.

Усложнение социальной структуры и разделение труда на физический и умственный приводит к тому, что

- появляются первые научные знания (астрономия, геометрия, инженерное дело, медицина и т.п.). Научные знания в древнем мире имели, как правило, прикладной характер. Они были сакрализированы и явились достоянием исключительно жрецов. Жрецы руководили и системой школьного образования, где обучили письму и счету, но где не велась передача знаний.

- развивается искусство, которое обретает не только культовый, но и светский характер, выделяется особая профессиональная художественная деятельность, обретая форму как традиционно народную, так и элитарную (которая создается профессиональными творцами по заказу привилегированной части общества).

5. Цивилизации Древнего Египта и Месопотамии: сравнительный анализ.

Прежде всего, отметьте что к цивилизациям, которые зародились примерно 5 тыс. лет до н.э. и которые претендуют на « пальму первенства», относится Древний Египет и Месопотамия. Их еще называют цивилизациями Древнего Востока. Термин «Древний Восток» не совсем совпадает с современным понятием Востока, с географическими границами Азии. Так, культуры Дальнего Востока, Центральной и Южной Азии к Древнему Востоку не относятся, а культура Древнего Египта, располагавшаяся на территории Африки, является ярким образцом древневосточной культуры. Это объясняется тем, что термин «Древний Восток», укрепившийся в науке, восходит к античной, а точнее римской традиции, где Востоком называли восточные провинции Рима.