. . .
Из работы Анастасии Малышевой
«Иванский – скорей всего, фамилия польского происхождения, на что указывает суффикс -ский. Его полная нерусифицированная форма – ski. Первоначально, фамилии с суффиксами -ский/-цкий принадлежали дворянству и образовывались от названия владения. Такое происхождение придавало фамилии на -ski/-cki социальную престижность, в результате чего суффикс распространился на низших социальных слоях, утвердившись в итоге как преимущественно польский ономастический суффикс. Этим объясняется и его популярность внутри других этнических групп, живущих в Польше, –украинцев, белорусов и евреев. Следует отметить, что между польской, белорусской и украинской этническими группами постоянно происходил взаимообмен фамилиями, так что теперь порой трудно и даже наверное невозможно четко разграничить их происхождение.
Из поколения в поколение в семье Иванских передается легенда о происхождении этой фамилии. Давным-давно в одной белорусской деревне жили представители двух фамилий – Новиковы и Ивановы. Нашему роду, якобы, принадлежала фамилия Новиковы. Наш далекий прадед поссорился со своим родственником Новиковым. С целью разрешить спор они пришли к церковному дьякону. Прадед попросил сменить фамилию Новикова на Иванова, но, так как Ивановых в деревне было и так много, дьякон решил дать ему новую фамилию – Иванский. Возможно, дьякона в создании такой фамилии навела мысль о близком соседстве деревни с Польшей».
. . .
Из работы Фомина Алексея
«Моя фамилия восходит к церковному имени Фома, в переводе с арамейского – «близнец». В основе фамилии Фомин лежит отчество Фомич, то есть первый Фомин – «внук Фомы». Фамилии, восходящие к таким именам, не представляют трудностей в отношении формы или способа образования».
. . .
Из работы Загибина Юрия
« Я ношу фамилию Загибин. С неё я и начну изучение фамилий нашей семьи. Русские фамилии на -ин в большинстве своём образованы от прозвищ. Есть, конечно, фамилии образованные от имён и профессий, но их значительно меньше.
Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова: «Загиб – 1) Загнувшееся место, изгиб. Загиб листа. 2) (перен.) Допущение вредных крайностей в осуществлении чего-нибудь (разг.)». Таким образом, можно предположить, что фамилия Загибин произошла скорее от второго значения слова «загиб».
В «Русском словаре языкового расширения» А.И.Солженицина есть такое определение слова «загибина»: «Крюк, слабое место. В этом человеке есть загибинка». И от этого значения слова могла произлйти фамилия.
А может быть, просто мои предки умели что-то очень хорошо загибать.
Девичья фамилия моей матери Груничева. Фамилии на -ичев, -ечев распространены в Пучежском районе. Друг моего деда носил фамилию Макарычев, рядом жили Рябиничевы, Наумычевы. Почти все жители деревни носили фамилии на -ичев. Скорее всего, фамилии образовывались от отчества в форме притяжательного прилагательного, которое отвечало на вопрос «чей?». Сын Макарыча – Макарычев. Обычно в стародавние времена главой дома был мужчина. Но случалось, что муж или долго отсутствовал, или погибал на войне, или не мог работать из-за тяжёлой болезни, ранения. И тогда главой семьи становилась жена. На ней были и дом, и дети, и хлопоты по хозяйству. Фамилия Груничев говорит о судьбе женщины, которой самой, без помощи мужа пришлось растить детей. А так как все фамилии были записаны с окончанием на -ичев, то и фамилия, образованная от имени Груня, получила такое же окончание.
Девичья фамилия моей бабушки по отцовской линии Ратас. Фамилия эстонского происхождения. В переводе на русский язык означает «колесо». Возможно, её предки занимались изготовлением колёс. А может быть, были такими же скорыми, как колесо.
Моя бабушка по линии матери носила фамилию Тихомирова. Тихомир – распространённое древнерусское нецерковное имя. Этимология ясна: от слов «тихий» и «мирный». Сравните с глаголом «утихомирить» – успокоить, умиротворить. Была пословица: «Тихомирный под спудом живёт».
. . .
Из работы Коршуновой Ольги
«В моем роду нет знатных фамилий и, скорее всего, нет представителей дворянства. Поэтому большинство из фамилий происходит от различных прозвищ, данных людям в соответствии с отличительными чертами. Например, в основе фамилии Горбунов лежит прозвище, образованное от прилагательных «сутулый, кривой, изогнутый». Подобные прозвища были повсеместно распространены на Руси во всех слоях населения и принадлежали горбатым людям или людям с искривлением позвоночника. Другой пример – фамилия Кривоногов. Она могла достаться человеку, у которого было косолапие или какой-либо другой дефект ног.
Интересно происхождение фамилии Лебедев, достаточно распространенной среди русского населения. В ее основе – нередкое на Руси прозвище или нехристианское имя Лебедь. Б. Уибегаун в работе «Русские фамилии» (М., 1995) утверждает, что фамилия Лебедев может иметь искусственное происхождение, так как она часто встречается у русского духовенства, которому она могла даваться непосредственно от слова «лебедь» как священного символа. Однако материалы памятников не подтверждают этого. Прозвище Лебедь и фамилия Лебедев встречаются у представителей разных социальных слоев: дворян, купцов, крестьян, казаков, мещан.
Мой прапрадедушка носил фамилию Тепляков, которая также произошла от прозвища, образованного с помощью суффикса -як-. Этот суффикс особенно часто встречается в личных прозвищах, характеризующих физические особенности, внешность, моральные или умственные достоинства человека. Происходят такие прозвища обычно от прилагательных. Вероятно, мой предок, оставивший своим детям такую фамилию, был либо очень мягким, «теплым» человеком, либо человеком теплолюбивым.
Другой мой прапрадедушка имел фамилию Косухин, произошедшую от существительного «косуха», которое имеет следующие значения: «уголковая полка, например, для киота», «мера жидкостей, четверть штофа», «тысяча» (из лексикона бродячих торговцев). Возможно, кто-то из наших предков занимался изготовлением различных деревянных изделий, в том числе и полочек для киота, а, может быть, он был торговцем.
Фамилии Тимофеев и Авдеев произошли от имен Тимофей и Авдей. Однако моему прапрадедушке фамилия Авдеев, по-видимому, досталась от фамилии барина Авдеева, который, вероятно, являлся владельцем деревни Авдеевка, откуда он был родом.
Фамилия Коршунов, которую ношу я, является одной из множества русских фамилий, произошедших от названий птиц. Вполне возможно, что мой далекий предок был внешне похож на коршуна, а может быть, он имел крутой нрав, что также могло вызывать в его соплеменниках ассоциации с этой хищной птицей.
Я постаралась проанализировать все дошедшие до нас фамилии, которые когда-либо носили мои предки. На основе этого исследования можно сделать вывод, что мой род всегда жил на русской земле и принадлежал к крестьянам или посадским людям. Его члены занимались ремеслом, земледелием и, возможно, торговлей. Кроме того, некоторые из них находились в крепостной зависимости и при освобождении получили фамилию своего бывшего барина. Среди членов рода были и некрасивые люди, но были и красавцы (мой прадедушка Лебедев Дмитрий Васильевич унаследовал редкую красоту от своих предков). Таким образом, передо мной открывается красочная картина жизни моих предков».
Приложение № 4
Первое упоминание фамилии (однофамильцы)
Выдержки из студенческих работ
. . .
Из работы Минаевой
«Исследование проведено по книге Соловьёва С.М. "История России с древнейших времён".
1.Первое упоминание фамилии Минаев встречается в истории Российского государства в XVII веке, когда автор рассказывает об очередной русско-турецкой войне, где атаман Фрол Минаев ведёт своё войско на соединение с войсками донских казаков. И потом они совместно "пошли чинить воинский промысел над крымскими людьми и разбили татарскую заставу".
2.Фамилия Никитин впервые упоминается в начале 17 века, во времена создания настоящего русского флота. На этом фоне как раз и появляется имя великолепного мастера кузнечного дела Никитина, из Пушкарского приказа. За ним были посланы гонцы от государя с просьбой, приехать в Дединово, но он занимался выплавкой языка для колокола, а эту работу, кроме него, никто так делать не умел.
3.По описанию исторических событий Соловьёвым фамилия Антонов встречается впервые в середине XVII века. И это упоминание связано с противостоянием России и запорожского казачества. Марк Антонов был торговым человеком, которого направили на разговор с Тимошкой Акундиновым, который являлся самозванцем и пытался через Венецию проникнуть в Малороссию».
. . .
Из работы Светланы Каманиной
«Первое упоминание фамилии (по С.М.Соловьеву).
Волков. Был дьяком во время правления Софьи, старшей сестры Петра I. Был отправлен посланником в Венецию, объявил там, что с великими государями царствует сестра их, великая государыня Софья Алексеевна. В 1694г. дошла роспись боярских и иных чинов детям, которым по именному указу учиться итальянскому у учителей-греков – Иоанникия и Софрония Лихудиевых. По этому указу должен был учиться и сын дьяка Волкова.
Белянин. Во времена правления Екатерины II в 1761г. казак Каменщиков, живший в Чебаркульской крепости, явился в Троицкую крепость с доносом на старшин яицкого войска. После этих доносов его стали притеснять дома, и поэтому он вскоре перебрался в Троицкую крепость. Потом он поехал в Петербург со своей семьёй и крестьянами, там его схватила полиция, будто бы он разглашал о том, что император Петр III жив и находится в Троицкой крепости. И он сказал, что эту новость ему сообщил Конон Белянин. За эту выдумку Белянина высекли плетьми.