Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «Зарубежная литература эпохи Возрождения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики( отделения отечественной и романо-германской филологии) росто (стр. 2 из 3)

Расцвет французского Возрождения связан также с деятельностью поэтов Плеяды, способствовавшей формированию теории и практики национальной поэзии и французского литературного языка. Особое внимание следует уделить творчеству двух поэтов - Жоашена дю Белле и Ронсара.

Во второй половине XVI обнаруживается кризис французского Возрождения, выразившийся в утрате гуманистической цельности миросозерцания и оптимизма. Осознание трагических противоречий действительности начинает звучать в творчестве Мишеля Монтеня, автора знаменитых «Опытов». Студент должен уяснить своеобразную концепцию человека, предложенную Монтенем, и постичь жанровое своеобразие выдающегося литературного памятника XVI века.

Литература Возрождения в Англии

Как и изучение любого периода истории литературы, этот раздел следует начинать с анализа историко-социального развития Англии в период Возрождения, которое имело ряд особенностей, отличных от Италии, Франции, Германии. В Англии социальные изменения, характерные для эпохи первоначального накопления капитала, проявились особенно остро, в классической форме.

Имеется специфика и в хронологии развития английской возрожденческой литературы. Ее начало принято связывать с творчеством Д.Чосера, которое было тесно переплетено с традициями средневековой культуры, но в то же время воплотило и новые, ренессансные, тенденции. Студент должен прочесть главное произведение Чосера «Кентерберийские рассказы, где отчетливо выявилось новаторство писателя в создании характеров, национального колорита, организации новеллистического цикла.

В литературе английского Возрождения выделяются два основных этапа: раннее Возрождение (конец XV- первая половина XVI века) и зрелое Возрождение (вторая половина XVI- начало XVII века.

Крупнейшим представителем раннего Возрождения в Англии был Томас Мор, писатель, философ, государственный деятель. Рекомендуется познакомиться с биографией Т. Мора и его романом «Утопия», где дано описание счастливого и процветающего государства, выражающее гуманистический идеал писателя.

Зрелое Возрождение в Англии связано с общим оживлением литературной жизни, с обострением эстетической полемики, Английская ренессансная литература представлена достаточно разнообразными жанрами поэзии, прозы, драматургии. Студент должен познакомиться с творчеством выдающихся поэтов английского Возрождения Э.Спенсера и Ф.Сидни, обратив особое внимание на трактат Ф.Сидни «Защита поэзии» , где выражена новая эстетическая программа.

Не меньшее значение начинает играть и новый тип английского романа, представленного разными жанровыми модификациями: воспитательный роман Д.Лили, социальные нравоописательные романы Т.Делони и Т.Нэша.

Однако вершиной литературы Возрождения в Англии явилась драматургия, которая бурно развивается во второй половине XVI века.

Студент должен ознакомиться с особенностями английского театра Возрождения, с организацией театрального дела и сценических постановок. Необходимо осмыслить главные художественные идеи старших современников Шекспира, которых традиционно называют «университетским умами». Особое внимание следует уделить творчеству К.Марло, который стоит у истоков английской ренессансной трагедии.

Творчество Шекспира явилось вершиной развития возрожденческого театра. Студент должен уяснить смысл «шекспировского вопроса», знать периодизацию творчества Шекспира, систему жанров, логику эволюции писателя, опорные произведения каждого периода.

Характеризуя первый период творчества Шекспира (1590-1600), необходимо рассмотреть цикл исторических хроник, особенности поэтики этого жанра у Шекспира, а также комедии, где жизнерадостность, оптимизм сочетаются с яркими характерами. Следует также уяснить особенности конфликта, систему персонажей и специфику психологизма трагедии «Ромео и Джульетта», воплощающей особенности миросозерцания и творческого метода раннего Шекспира.

Во второй период творчества (1601- 1608) особую масштабность обретает шекспировский трагизм. Студент должен познакомиться с основными трагедиями Шекспира, обратив особое внимание на эволюцию трагического конфликта, который достигает в «Короле Лире» универсального звучания.

Третий период шекспировского творчества (1608-1612) отмечен возникновением нового драматического жанра - трагикомедии и приобщением его к новому литературному стилю - маньеризму. Особенности позднего творчества Шекспира ярче всего раскрылись в «Буре», изучение которой даст возможность студенту выявить идейно-художественные особенности третьего периода.

Представление о Шекспире будет не полным, если студент не познакомится с его знаменитыми сонетами, обратив внимание на богатый, противоречивый и сложный мир лирического героя, на новую концепцию любви (к «недостойной»), на преодоление петраркизма.

Литература Возрождения в Испании

Осмыслить литературу Возрождения в Испании можно, лишь осознав особенности социально- исторического развития страны. Следует постичь специфику испанского абсолютизма, превратившего Испанию в оплот европейской католической реакции, значение колониальной экспансии Америки, обогатившей аристократию, но пагубно сказавшейся на экономическом развитии Испании.

В развитии испанского Возрождения выделяется два периода : раннее Возрождение(1475-1550) и зрелое Возрождение (1550 - начало XVII века), которое называют Золотым веком испанской литературы.

На раннем этапе Возрождения в Испании происходит поляризация «высоких» и « низких» жанров, особенно в сфере романа. Типично испанским явлением становится новый расцвет рыцарского романа, ярчайшим образцом которого явился «Амадис Галльский»(1508), и, с другой стороны, развитие «низкого» плутовского романа («Жизнь Ласарильо с Тормеса», 1554).

В прозе зрелого испанского Возрождения особое место принадлежит пасторальному роману , образцом которого стала «Диана» Монтемайора.

Вершина не только испанского, но и европейского романа Возрождения - роман Сервантеса «Дон Кихот».

Студент должен изучить основные факты биографии Мигеля де Сервантеса, его творческую эволюцию, знать главные жанры его творчества. Основное внимание следует уделить «Дон Кихоту». Следует познакомиться с творческого историей этого произведения, проанализировать его идейно-художественного своеобразие, дать глубокую историко-литературную интерпретацию образа Дон Кихота, выделив в нем вечное и социально-историческое. Необходимо объяснить смысл и функцию парности образов Дон Кихота и Санчо Пансы.

Театр испанского Возрождения представлен прежде всего творчеством великого драматурга Лопе де Вега. Студент должен познакомиться с основными этапами его творчества, разобраться в жанровой системе его драматургии, осмыслить поэтику народно-героической драмы и драмы «плаща и шпаги».

В список рекомендованной литературы включены художественные тексты, которые должен прочитать студент, учебники и учебные пособия, а также дополнительная научная литература, которая может использоваться для углубленного изучения курса. В заключение даны контрольные вопросы к экзамену.

Обязательные художественные тексты

1. Данте. Новая жизнь. Божественная комедия. Трактаты (по хрест.)

2. Петрарка. О презрении к миру (по хрест.) Сонеты.

3. Боккаччо. Фьяметта. Декамерон.

4. Боярдо. Влюбленный Роланд (по хрест.)

5. Ариосто. Неистовый Роланд (по хрест.)

6. Тассо. Освобожденный Иерусалим. (по хрест.)

7. Э.Роттердамский. Похвала глупости.

8. Брант С. Корабль дураков.

9. К.Маро. Лирика.

10. Наваррская М. Гептамерон (3-4 новеллы).

11. Вийон Ф. Лирика.

12. Ж.дю Белле. О защите и прославлении французского языка.

13. Ронсар. Лирика.

14. Л.Лабе. Лирика.

15. Монтень М. Опыты.

16. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

17. Жизнь Ласарильо с Тормеса.

18. Алеман. Приключения и жизнь Гусмана из Альфараче.

19. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна. Звезда Севильи. Собака на сене.

20. Сервантес. Дон Кихот. Назидательные новеллы (2-3 на выбор).

21. Чосер Д. Кентерберийские рассказы.

22. Т .Мор. Утопия.

23. Спенсер. Королева фей (по хрест).

24. Сидни Ф. Защита поэзии. Сонеты «Астрофил и Стелла».

25. Марло К. Трагическая история доктора Фауста.

26. Лили Д. Эвфуэс. (по хрест.)

27. Шекспир. Ричард III. Укрощение строптивой. Отелло. Король Лир. Гамлет. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь. Сон в летнюю ночь. Буря. Сонеты

Дополнительные художественные

тексты

1. Петрарка. Моя тайна. Письмо к потомкам. Старческие письма. Африка.

2. Боккаччо Амето. Фьезоланские нимфы.

3. Л.Валла Об истинном и ложном благе.

4. Жизнь Бенвенуто Челлини.

5. Б.Кастильоне. О придворном.

6. Н.Маккиавелли. Государь. История Флоренции.

7. М.Фичино. Комментарий на «Пир» Платона.

8. Страпарола. Приятные ночи.

9. М.Банделло Новеллы.

10. Э.Роттердамский. Оружие христианского воина. Лирика.

11. К.Марло . Мальтийский еврей.

12. Шекспир. Венецианский купец. Бесплодные усилия любви. Тимон Афинский. Антоний и Клеопатра. Кориолан.

Учебники и учебные пособия

История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение(под ред. В.Жирмунского).- М., 1987.

Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха

Возрождения./ Сост. Б.И.Пуришев. - М., 1947.

Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения/ Cост. Б.И.Пуришев. - М., - 1959 - Т. 1-2.

Дополнительная литература

Пуришев Б. Очерки немецкой литературы XV-XVII в.в. - М., 1955