Конрад Н. Запад и Восток. - М., 1966
Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М., 1961
Лосев А. Эстетика Возрождения . - М., 1978
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980
Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - М., 1962
Культура Возрождения и общество. - М., 1986
Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. - М., 1988
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. - М., 1977
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М., 1986
Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984
Баткин Л.М. Данте и его время. - М., 1968
Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. - М., 1968
Елина Н.Г. Данте. - М., 1965
Хлодовский Р.И. Декамерон: поэтика и стиль. - М., 1982
Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. - Л., 1979
Евнина Е.М. Франсуа Рабле. - М., 1948
Бахтин М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения . - М.. 1965
Виппер Ю.Е. Поэзия Плеяды. - М., 1976
Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация.
Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. - М., 1974
Морозов М.М. Статьи о Шекспире. - М., 1964
Пинский Л.Е. Шекспир. - М., 1971
Шведов Ю.Ф. Исторические хроники Шекспира. - М., 1964
Державин К.Н. Сервантес. - М., 1965
Менедес Пидаль Рамон. Избранные произведения. Испанская литература средних веков и Возрождения. - М., 1961.
Контрольные вопросы
1. Смысл и содержание термина «Возрождение». Роль античного наследия в эпоху Возрождения.
2. Хронологические рамки и внутренняя периодизация Возрождения в Западной Европе.
3. Гуманизм, его культурно-историческая почва, сущность. Концепция человека, главные этико-философские представления.
4. Сущность и значение Реформации в Европе. Влияние Реформации на европейскую культуру.
5. Периодизация итальянского Возрождения и особенности его развития.
6. Раннее творчество Данте. «Новая жизнь» и особенности гуманизма Данте.
7. Гуманистические идеи «Божественной комедии» Данте Основные проблемы произведения.
8. Жанровое своеобразие и особенности композиции «Божественной комедии» Данте.
9. Научная и литературная деятельность Петрарки.
10. Лирический сюжет сонетов Петрарки. Психологическая характеристика лирического героя.
11. Концепция любви в сонетах Петрарки.
12. Основные этапы жизни и творчества Боккаччо.
13. Психологический роман Боккаччо «Фьяметта»
14. Особенности жанра и композиции «Декамерона» Боккаччо
15. Гуманистическая проблематика «Декамерона» Боккаччо
16. Особенности итальянского гуманизма 1-й половины XV века(«гражданский гуманизм»).
17. Формирование Высокого Возрождения в Италии Особенности гуманистической мысли 2-й половины XV века.
18. Эволюция литературных жанров в Италии XV-XVI в.в. «Рыцарский эпос» и его жанровые модификации.
19. Идеи Реформации в Германии и Нидерландах
20. «Корабль дураков» Бранта. Сатирический пафос книги.
21. Общая характеристика мировоззрения и творчества Эразма Роттердамского.
22. Особенности сатиры в «Похвале глупости» Э.Роттердамского.
23. Отражение гуманистических идей в «Похвале глупости» Э.Роттердамского.
24. Общая характеристика французского Возрождения и его периодизация.
25. Творчество Ф.Вийона и предвозрожденческие тенденции его поэзии.
26. Раннее французское Возрождение. Творчество К.Маро.
27. «Гептамерон» М.Наваррской. Проблематика и художественное своеобразие.
28. Социальная сатира в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
29. Воплощение гуманистических идеалов в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
30. Особенности смеховой культуры в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» М .Бахтин о романе Рабле.
31. Общая характеристика творчества поэтов Плеяды и их эстетическая программа.
32. Поэзия Ж.дю Белле.
33. Творчество Луизы Лабе.
34. Эволюция творчества П.Ронсара.
35. Особенности любовной лирики П.Ронсара и характеристика основных сонетных циклов поэта.
36. Позднее французское Возрождение. Творчество М.Монтеня и идейно-художественное своеобразие его «Опытов».
37. Общая характеристика испанского Возрождения и его периодизация.
38. Этапы развития испанского романа эпохи Возрождения и его основные жанры.
39. Особенности испанского плутовского романа XVI - начала XVII вв.
40. Творческий путь Сервантеса и характеристика жанровой системы писателя. «Назидательные новеллы».
41. Замысел «Дон Кихота» Сервантеса и его литературные истоки. Жанровое своеобразие романа.
42. Соотношение вечного и социально-исторического в образе Дон Кихота, эволюция героя в романе.
43. Отражение испанской действительности в романе «Дон Кихот».
44. Смысл и функция парных образов в романе Сервантеса «Дон Кихот».
45. Творческий путь Лопе де Вега. Жанровая система его драматургии.
46. Народно-героическая драма Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна». Специфика конфликта и этапы его развития. Система персонажей.
47. Гуманистическая проблематика комедии Лопе де Вега «Собака на сене» и ее жанровое своеобразие.
48. Проблематика и жанровое своеобразие драмы Лопе де Вега «Звезда Севильи».
49. Особенности развития и периодизация английского Возрождения.
50. Особенности жанра и композиции «Кентерберийских рассказов Д.Чосера.
51. Образы рассказчиков в «Кентерберийских рассказах» Д.Чосера.
52. Характеристика раннего английского Возрождения. «Утопия» Т.Мора как выражение гуманистических идей. Жанровое своеобразие романа.
53. Английская поэзия Возрождения. Эстетические взгляды Ф.Сидни и общая характеристика его поэтического творчества.
54. Развитие английского театра в XVI веке.
55. Старшие современники Шекспира. Творчество К.Марло.
56. Художественно-философская интерпретация фаустовской темы в «Трагической истории доктора Фауста».
57. Шекспировский вопрос. Периодизация творчества Шекспира.
58. Жанр исторической хроники в творчестве Шекспира. «Ричард Ш»
59. Типы комических конфликтов в комедиях Шекспира.
60. Женские образы в комедиях Шекспира.
61. Особенности конфликта и своеобразие психологизма в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
62. Характер и развитие трагического конфликта в «Гамлете» Шекспира.
63. Объективный и субъективный смысл трагедии Гамлета. Проблема «гамлетизма».
64. Смысл трагического конфликта в «Отелло» Шекспира.
65. Отелло и Яго в трагедии Шекспира.
66. Универсальный характер трагического конфликта в «Короле Лире»
67. Психологическая эволюция короля Лира в трагедии Шекспира.
68. Общая характеристика третьего периода творчества Шекспира.
69. Художественно-философские идеи трагикомедии Шекспира «Буря».
70. Тема любви и дружбы в шекспировских сонетах.
71. Особенности лирического героя в сонетах Шекспира. Тема творчества в сонетах.