Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «Зарубежная литература эпохи Возрождения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики( отделения отечественной и романо-германской филологии) росто (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению курса «Зарубежная литература эпохи Возрождения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики( отделения отечественной и романо-германской филологии)

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2005

Методические указания разработаны профессором кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики Забабуровой Н.В.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ.

Протокол № 5 от 23 мая 2005 года.

Ответственный за выпуск - Гайбарян О.Е.


Эпоха Возрождения в современной науке стала объектом оживленных дискуссий. В современных исследованиях усиливается тенденция рассматривать эпоху Возрождения как органическое завершение развития культуры Средневековья, как последний, третий, этап ее развития (XIV-XVI в.в.). Происшедший революционный переворот в духовной жизни не исключает глубокой преемственности между Ренессансом и Средневековьем(см., напр., полемическую работу Г.К. Косикова в кн.: Методологические проблемы филологических наук. - М.,1987 с.222-253).

Термин «Возрождение» означал применительно к данной эпохе прежде всего возврат к античной культурной традиции, ее новое творческое восприятие. Возрождение опиралось на философию «гуманизма». Гуманистами называли в эту эпоху ученых, литераторов, которых в первую очередь интересовала сфера гуманитарного (в нынешнем смысле) знания, т.е. свод наук, связанных с изучением человека, его естественной природы и духовной деятельности. Культивируя мудрость, знание, гуманисты связывали идеал человека не только с природной его красотой, но и с его образованностью и просвещенностью. Отсюда идея гармоничной универсальной личности, характерная для ренессансного гуманизма.

Возрождение прошло несколько этапов: раннее Возрождение (иногда употребляется термин Предвозрождение, или Треченто), зрелое, или Высокое, Возрождение, позднее Возрождение. Хронологические границы каждого периода в разных странах имеют специфику и не являются едиными.

Для понимания специфики Возрождения необходимо учитывать роль религиозно-политического движения Реформации, которое оказало существенное воздействие на общественную жизнь, особенно в северных европейских странах.

Литература Возрождения в Италии

Именно в Италии раньше всего формируется и достигает расцвета Возрождение, оказавшее огромное воздействие на культуру других стран. В Италии складываются классические формы Ренессанса, особое внимание следует уделить специфике развития итальянского гуманизма, где решающую роль играет античное наследие и раньше всего оформляются философско-этические и эстетические идеи гуманизма. Итальянское Возрождение проходит несколько этапов. Раннее Возрождение связано с теоретическим и художественным наследием Данте. Студент должен познакомиться с книгой Данте «Новая жизнь», заключающей важнейшую для понимания дантовского творчества эстетическую и психологическую проблематику. Необходимо представить содержание политических идей Данте, для чего нужно познакомиться с основными идеями его трактатов «Монархия», «Пир», а также «О народном красноречии». Главное внимание студент должен уделить «Божественной комедии» - выдающемуся памятнику европейской культуры. Нужно разобраться в художественном новаторстве Данте, которое проявилось во всех основных параметрах его великого произведения: в проблематике, концепции героя, жанре, композиции. Студенту необходимо прочесть 1-ю часть поэмы «Ад» и иметь общее представление о «Чистилище» и «Рае». Важно четко представить себе структуру дантовского мироздания(глубоко и детально данный аспект раскрыт в книге А.Л. Доброхотова «Данте Алигьери» . - М., 1990).

Франческо Петрарка принадлежит другой эпохе в истории итальянского гуманизма. Вместе с Д. Боккаччо он создал основы гуманистической культуры в Италии, которая достигает в их творчестве полной завершенности.

Деятельность Петрарки должна быть изучена студентом во всем ее масштабе - как ученого-гуманиста, общественного деятеля и поэта. Особенно следует обратить внимание на специфику поэтического творчества Петрарки, на созданную им концепцию человека, которая определила и изображение любовного чувства в его знаменитых «Сонетах». Изучая «Сонеты», следует остановиться на внутренней противоречивости лирического героя и драматизме его переживаний, на образе возлюбленной поэта. Необходимо проследить внутренний лирический сюжет поэтической книги Петрарки.

Творчество Д. Боккаччо, второго выдающегося гуманиста итальянского Возрождения, также заслуживает внимания. Наравне со знаменитыми новеллами студент должен изучить и ранние романы Боккаччо, уделив особое внимание психологическому роману «Фьяметта» и пасторали «Амето» , где утверждались новые гуманистические идеалы автора. В центре изучения должен быть знаменитый «Декамерон» Боккаччо. Студент должен уметь объяснить его название, структуру, определить круг основных проблем, глубинную связь с народной традицией, с жанрами городской литературы, с куртуазными сюжетами и идеями. Заслуживает внимания анализ образов рассказчиков, воплощающих гуманистическую утопию автора.

Следующий этап в развитии итальянского гуманизма – кватроченто (конец XIV- первая половина XV вв.). В это время с появлением новых культурных центров при феодальных дворах и в крупных городах (Флоренция, Феррара) гуманистическое движение в Италии приобретает во многом ученый, а порою и придворно-элитарный характер. В эту эпоху активно развиваются этическая и философская мысль ( Фичино, Лоренцо Валла, Джанноццо Манетти, Пикко делла Мирандола). В литературе преимущественное распространение получают жанры пасторали («Аркадия» Саннодзаро), героико -рыцарской поэмы («Влюбленный Роланд» Боярдо) и пародирующей последнюю герои-комической поэмы(«Большой Морганте» Л.Пульчи). В них можно обнаружить черты маньеризма - стиля, которым отмечена поздняя ренессансная литература.

На следующем этапе, в литературе чинквеченто (конец XV - XVI столетие), указанные черты получают дальнейшее развитие. Героико-рыцарская поэма достигает своего расцвета в творчестве Ариосто, автора «Неистового Роланда».

Эволюция итальянского гуманизма, его политических и этических идей нашла своеобразное воплощение в творчестве Н. Макиавелли, автора книги «Государь», оказавшей глубокое воздействие на последующую европейскую культуру.

К концу XVI века с усилением религиозной и феодальной реакции усиливается кризис гуманистических идей в Италии, который нашел выражение в творчестве последнего поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо, автора поэмы «Освобожденный Иерусалим». С последними двумя этапами в развитии итальянского Возрождения студенту рекомендуется познакомиться обзорно, а с соответствующими текстами - по хрестоматии.

Эволюция итальянского гуманизма, его политических и этических идей нашла своеобразное воплощение в творчестве Н. Макиавелли, автора книги «Государь», оказавшей глубокое воздействие на последующую европейскую культуру.

Литература Реформации в Германии и Нидерландах

Особенности Реформации как религиозного и общественного движения во многом определяют специфику развития гуманизма в северных странах Европы. Формирование этих идей начинается в Германии и Нидерландах в конце XV- начале XVI века, в обстановке богословских споров, которые расшатывали основы схоластики. В литературе преимущественное развитие получают сатирические и дидактические жанры, соответствующие назревшей общественной потребности.

Студенту следует познакомиться с творчеством выдающихся деятелей немецкой Реформации - У. Фон Гуттена, С.Бранта, М.Лютера, Т.Мюнцера, Г. Сакса.

Особое внимание следует уделить выдающемуся мыслителю и художнику Нидерландов - Эразму Роттердамскому, творчество которого в наибольшей мере свободно от прямого морализирования и узкопартийных пристрастий. Студент должен внимательно изучить прославленное произведение Э.Роттердамского «Похвала глупости» - художественно-философский трактат, где автор рассматривает систему современных общественных отношений. Следует раскрыть особенности иронии писателя.

Литература Возрождения во Франции

В развитии французского Возрождения выделяются три основных этапа. Зарождение гуманистического миросозерцания можно проследить уже во французской культуре XV века. Особенно ярко переход от средневекового к возрожденческому взгляду на жизнь выразился в поэзии Ф.Вийона, отразившей кризис авторитарных идей и предрассудков, принцип свободомыслия и индивидуального самоопределения человека.

На рубеже XV-XVI в.в. начинается активное распространение гуманистических идей во Франции, во многом под влиянием итальянской культуры. Создаются многочисленные ученые кружки гуманистов, из которых наиболее значимым являлся кружок Маргариты Наваррской. В рамках первого этапа студент должен иметь представление о творчестве выдающегося французского поэта Клемана Маро, создавшего особый стиль, насыщенный смелым эпикуреизмом, интересом к воспроизведению чувственно-телесной стороны мира. Необходимо также ознакомиться с «Гептамероном» Маргариты Наваррской, отразившим гуманистическую концепцию человека и своеобразие мировоззрения писательницы.

Второй этап в развитии французского Возрождения( вторая треть XVI века) ознаменован расцветом гуманистической культуры. Крупнейшим писателем этого периода является Франсуа Рабле, автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Этот роман должен быть внимательно прочитан студентом. Следует обратить внимание на особенности жанра романа, разобраться в сложной гуманистической проблематике произведения, сочетающей сатирическое обличение действительности с гуманистической утопией, уяснить природу «смеховой культуры», воплощенной в романе Рабле. Необходимо постичь идейно-художественное единство книги, имеющей прихотливую композицию, определить функции каждого персонажа.