Этногенез восточных славян и их первобытное состояние
Авары | – союз кочевых племен, которые китайские летописи называли терминами сяньби или вей, который в степях, примыкавших к границе Небесной империи, в Восточной Монголии и Западной Манчьжурии и покинутых гуннами. Наиболее влиятельными в союзе были племена объединения жуань-жуаней и киданей. В VI в. жуань-жуани начали продвигаться по следам гуннских племен на запад. В середине VI в. они напали на Кавказскую Албанию, вторглись в пределы Азербайджана и Армении, а оттуда пошил на север. В европейских источниках их называют аварами. Создан Аварский каганат, который к 50-м годам VI в. начинает экспансию на земли Северного Причерноморья и Приазовья, которые в V-VI вв. уже были колонизированы славянами. По мнению ряда исследователей, именно авары стали той силой, которая привела в движение славянские племена и вывела их на историческую арену. Начиная с середины VI в. славяне попадают в поле зрения западноевропейских хронистов и восточных (арабоязычных) авторов. Они вместе с Аварским каганатом начинают экспансию на Балканы. После того как в 795-796 гг. Аварский каганат пал под ударами франков, во главе которых стоял король Карл (буквально через несколько лет после этого он получил прозвище Великого), славяне стали самостоятельным этносом, осознавшим свое положение в мире. |
Антропогенез | – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. |
Балтославяне | – языковая общность, соответствующая общности людей, которая приблизительно в 2500–2000 гг. до н.э. отделилась от носителей германских языков и на огромной территории, включавшую южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы. На западе эту территорию ограничивали реки Днестр и Висла, на востоке – верховья Западной Двины и Оки. Южные территории, освоенные балтославянами, включали Верхнее Поднепровье. |
Бронзовый век | Исторический период – ранней металлической культуры – (III–II тыс. до н.э.) – использование меди и бронзы, производство из них орудий труда, устойчивый оседлый образ жизни, развитий кочевой образ жизни, производящая экономика. Форма социального общежития – первобытная община с патриархатом. |
Восточные славяне | – это протоэтнос, расселившийся к VI в. на территории от Онежского и Ладожского озер до низовий реки Прут, Днестр, Южный Буг, от Карпат до Оки и Волги. Собственно предками восточных славян можно считать население поселений пражско-корчаковской культуры и культуры длинных погребений (ареалы обитания – Верховья Днестра, Дунай и Псковско-Чудская область и о. Ильмень, соответственно) |
Гунны | – тюркоязычные кочевники хунну (хьюнну или сюнну). О столкновениях с ними, начиная с III в. до н.э. упоминают древнейшие китайские хроники, Для защиты была возведена Великая Китайская стена, начало строительства, которой относится ко времени правления прославившегося своей жестокостью императора Цинь Шихуанди (221-210 гг. до н.э.) Борьба с воинственными соседями, продолжавшаяся пять с половиной веков, закончилась победой Китая. Оттеснили … в Европу. На завершающей стадии этой борьбы, в II-IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хуну, местных угров и ираноязычных сарматов сформировалось новое этническое образование – племя гуннов. В 351 г. гунны были вынуждены уйти от границ Империи и двинуться на запад. Фактически гунны возглавили мощный союз тюркских, иранских и германских племен, двинувшийся на Европу. Это перемещение вызвало грандиозные по масштабам этнические процессы, получившие в исторической литературе название "великого переселения народов". В Европу гунны вторглись в 375 г. Для истории славян это вторжение принесло этническую изоляцию от европейских центров цивилизации. Распад гуннской империи произошел после смерти их вождя Атиллы в 453 г. |
Железный век | – исторический период железной культуры – (c конца II тыс. до н.э.) – освоение технологии выплавки железа из болотных и озерных руд, отделение от скотоводства земледелия, производство из них орудий труда, устойчивый оседлый образ жизни, развитий кочевой образ жизни, производящая экономика. Появление прибавочного продукта. Появление формы человеческого общежития – соседская община. |
Индоевропейская языковая семья | – сообщество языков, соответствующее большой культурной общности, проживавшей на территории современного Ирана и Малой Азии, Южной и Восточной Европы, Малой и Центральной Азии, Индостанского полуострова. Формируется приблизительно в IV тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. из нее выделяются праславяне. |
Иордан | – готский историк, секретарь полководца Базы, находившийся на службе у императора Восточной Римской империи. Его труд "О происхождении и деяниях гетов" содержит первые бесспорные сообщения о славянах как о самостоятельной этнической группе (использование этнонима «славяне») – первая половина VI в. |
Кирилл и Мефодий | – славянские просветители, создатели славянской письменности (60-е гг. IX в.). Важным показателем самосознания славян как этнического целого явилось формирование классического общеславянского языка. На его основе сложился литературный старославянский язык, единый для всех славянских народов. Вскоре вслед за переводами Священного Писания и богослужебных текстов появились первые собственно славянские литературные произведения. |
Ледниковый период | – оледенение территории Европы примерно 100 тыс. лет назад. |
Мезолит | – исторический период – средний каменный век (12–10 тыс. лет до н.э.). Технологии примитивные: каменные, деревянные, костяные орудия, собирательство, охота, рыболовство, обработка шкур диких животных, кочевой образ жизни, использование лука, стрел, присваивающая экономика. Форма социального общежития – первобытная община с матриархатом. |
Неолит | – исторический период – новый каменный век (10–4 тыс. до н.э.). Появление земледелия. Технологии примитивные: каменные, деревянные, костяные орудия, собирательство, охота, рыболовство, обработка шкур диких животных, приручение диких животных, гончарное производство, обработка дерева, шитье обуви, выделка шкур, производство тканей и др., кочевой и оседлый образ жизни, использование лука, стрел, появились орудия для обработки земли, присваивающая экономика. Форма социального общежития – первобытная община с патриархатом. |
Неолитическая революция | – термин Г. Чайда, означает переход от собирательства к земледелию, от присваивающей экономики к производящей (в Х тыс. до н.э.). Факторы, обусловившие переход к производящей экономики, – это глобальное потепление и демографический рост населения. В ареале обитания первобытного человека на Ближнем Востоке – прародине человечества – в связи с потеплением запасы природной пищи сократились (миграции животных в связи с засухой). Человеку пришлось культивировать злаки (просо, чечевицу, пшеницу, ячмень) и приручать животных (коров, быков, овец, коз и свиней). Переход к земледелию всегда было трудно объяснить, если учитывать, что, словами Марка Нейтана Коэна, "ведение сельского хозяйства, вероятно, обусловило увеличение доли труда на душу населения и ухудшение качества пищи". До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет собирательства, причем собирательство само по себе являлось более приятным занятием, чем земледелие. Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности так, как их к этому предназначила природа. Напротив, земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища. М.Коэн указывает на единственную причину революционного перехода человечества к земледелию: это был единственный способ заставить имеющиеся земли приносить урожай, достаточный для пропитания человеческого населения. Сознательное выращивание растений создало условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций в III тыс. до н.э. Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. Люди каменного века были неразрывно связаны с природой и зависимы от неё, поскольку потребляли только естественные продукты. В эпоху неолита возникает уже производящее хозяйство. Достижения в хозяйственной жизни – получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений – делали человека относительно независимым от окружающей природы. Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. В это время начинают строиться города. Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. Стали появляться армии и профессиональные воины. Началось социальное расслоение, разделение труда, формирование технологий и т.д. Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирование древних цивилизаций. |
Ностратичесая макросемья, | – это единая языковая общность всего населения мира, сформировавшаяся в верхнем палеолите на территории юго-восточной Азии. Но где-то 15 тыс. лет назад (XIII–XII тыс. до н.э.) в верхнем палеолите и начале мезолита активизируется расселение людей, этническая экспансия и начинается процесс изоляции групп друг от друга и, соответственно, распада этой макросемьи, т.е. их языки меняются и отличаются. |
Палеолит | – исторический период – древний каменный век (400–12 тыс. лет до н.э.). Технологии примитивные: каменные, деревянные, костяные орудия, собирательство, охота, кочевой образ жизни, присваивающая экономика. Форма социального общежития – первобытное стадо. |
Племя | – тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя; в узком смысле – группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Признаки: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, самосознание, самоназвание. Причем, племя может и не обладать территорией компактного проживания и не признаваться соседними племенами. Например, такого рода племенем можно признать хунну (гуннов). Центром кристаллизации нередко являлся один-единственный предводитель (или его потомки), считавшийся позже родоначальником всего племени. Нередко в основе генезиса племен лежит вера в происхождение от какого-либо божества (германские племена алеманов и лангобардов). Обычно племена создают легенду собственного этногенеза, повествующую, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. В период разложения первобытнообщинных отношений к признакам можно отнести самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. В процессе распада характерно образование территориально-племенных общностей – племенных союзов. Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных этнических общностей. Племенная организация сохраняется у некоторых народов и в современную эпоху. |
Праславяне | – это этническая общность, проживавшая на территории от Одера на западе до Карпат на Востоке Европы. |
Прокопий Кесарийский | – византийский историк, который после 562 г. являлся советником полководца Велизария. В труде "Война с готами" (VI в.) он упоминает о славянах. |
Рало | – примитивная деревянная соха с железным наконечником. |
Родовая община – | – форма человеческого общежития, объединение людей одного рода, по сути, большая патриархальная семья. Существовала в виде большого поселения (двора). Это отдельная хозяйственная единица с коллективной собственностью на землю, орудия и продукты труда. Производство и потребление внутри общины совместное. Хозяйствование на основе возрастного и полового разделения труда. Разложение у славян – в VI–VIII в. |
Славяне | – крупнейшая в Европе этническая общность, обособившаяся из индоевропейской общности в середине II тыс. до н.э. Первые исторические сведения о славянах, относятся к I–Ш вв. н.э. (венеды). С сер. VI в. наименование «склавены» неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко второй половине VII в. относятся первые упоминания о славянах у арабских авторов. В целом, данные археологии и языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы – на территории от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнего Поднестровья и до Среднего Поднепровья на востоке. Славяне – это, как германцы и балты, потомки скотоводческо-земледельческих племён культуры шнуровой керамики, расселившихся на рубеже III–II тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. Во П-IV вв. н. э., в результате движения на юг германских племён (готы, гепиды), целостность территории славян была нарушена, после чего славяне разделились на четыре группировки: Словене (археологическая культура Прага-Корчак – Верховья Днестра, Дунай; Анты (археологическая культура Прага-Пеньковка –Нижнее Подунавье–Северский Донец; Венеды (археологическая культура Сухово-Дзедзицкая – нижнее течение Вислы и Эльбы); Не отмеченная в иностранных источниках группа (археологическая культура длинных курганов – Псковско-Чудская область и о. Ильмень). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения славян, которые удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. |
Этногенез | – это процесс формирования этноса, его происхождение. |
Этнос | – это особый, исторически возникший вид социальной группировки людей, особая форма их коллективного существования, которая складывается естественным историческим путем и не зависит от воли входящих в нее людей. Она способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Обладает определенным внутренним устройством и особыми специфическими чертами, отличающими его от всех других подобных образований. Обязательным условием для формирования любого этноса являются общность территории и общность языка. Признаками этноса принято считать следующие явления: этническая территории – это территория, на которой складывается этнос, но она не есть то же, что территория проживания этноса; язык – границы распространения языка и границы этнической территории обычно совпадают; национальный характер – особые этнические и психологические черты; национальное самосознание – осознание членами этноса своей принадлежности к нему. |
Раздел III