Смекни!
smekni.com

Методические указания по работе с глоссарием (стр. 1 из 5)

Методические указания по работе с глоссарием

Данный глоссарий является справочным изданием, предназначенным в помощь студентам, изучающим курс Отечественной истории. Состоит из разделов. Самостоятельными, независимыми от последующих частей являются два первых раздела: История и методология исторической науки и Древняя история человечества. Этногенез восточных славян и их первобытное состояние. Раздел, посвященный Киевской Руси является базовым для изучения истории феодальной России. Каждый последующий раздел фиксирует новые термины и понятия, не упоминавшиеся в предыдущем разделе.

Глоссарий – не статичное пособие. Благодаря электронной форме он может постоянно пополняться и обновляться.

Сегодня в глоссарии созданы разделы:

Раздел I. История и методология исторической науки.

Раздел II. Древняя история человечества. Этногенез восточных славян и их первобытное состояние.

Раздел III. Образование государства у восточных славян. Киевская Русь. Феодальная раздробленность.

Раздел I

История и методология исторической науки

Антагонизм (греч.) - противодействие, вражда. Марксистская концепция трактует классовый антагонизм как непримиримое противоречие основных интересов социальных классов, которое проявляется в классовой борьбе (т.е. борьбе между классами, интересы которых непримиримо противоположны). Классовая борьба, существующая в трех формах: экономической, политической, идеологической, есть выражение конфликта между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, который завершается социальной революцией.
Антропология в англоязычных странах – это совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. Антропология фокусирует свое внимание, с одной стороны, на биологической и культурной дифференциации различных групп людей, с другой стороны, на тех интегративных чертах, которые позволяют представить человечество как единое целое. Антропологические дисциплины объединены рядом общих научных принципов и методологических подходов, среди которых особо выделяется "принцип холизма", ориентирующий на многоаспектный анализ изучаемых явлений. Как правило, к антропологии относят физическую антропологию, археологию, антропологическую лингвистику и культурную антропологию. В структуре антропологических дисциплин культурная антропология занимает центральное место, так как, главным образом, именно в ее рамках и ее представителями вырабатывались базовые теоретические положения, характерные для антропологии в целом. В отдельных случаях в качестве самостоятельной антропологической
Концепция ( от лат. conceptio – понимание, единый замысел, ведущая мысль) – система взглядов, выражающая определенный способ понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения. Концепция – это базовый способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания.
Этнография (от греч. ётЛшоз - племя, народ; §гарЬо - пишу) -общественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет этнографии составляют черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик. Главный источник этнографии - данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народа (стационарные и экспедиционные исследования, сбор коллекций и др.); используются также материалы анкетных опросов. Во взаимодействии с другими науками (археология, история) этнография воссоздаёт этническую историю, первобытнообщинный строй (по его пережиткам у современных народов). С искусствоведением и фольклористикой этнографию связывает проблематика народного творчества, с экономическими науками, социологией - исследование хозяйственной деятельности и социальной структуры, с языкознанием - проблема языкового родства, влияний и т. д. Данные географии используются при изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, при составлении этнографических карт. Миграции и численность народов исследуются совместно с демографией, этногенез - с антропологией. Этнография ставит и решает как познавательные, так и практические проблемы этнических аспектов перестройки быта, современных этнических процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.
Гипотеза (от греч. gipothesis – основание, предположение) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. В широком смысле это форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, форма развития науки.. Функционально оформляется как предварительное объяснение некоторого явления или группы явлений.
Термин (от лат. terminus – граница, предел) слово или словосочетание, употребляемое с оттенком специального научного значения.
Хронология (от хроно и ...логос) в широком смысле это последовательность исторических событий во времени. В узком смысле представляет собой науку об измерении времени. Историческая хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари разных народов и государств, которая помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
Классовое общество
Большая длительность – это категория новой исторической науки. В историческом изучении эпохи историк выделяет несколько пластов. Нижний уровень – событийный – традиционная история войн, переговоров, сражений, биографий – не представляет собой интереса для историка. Ф. Бродель писал, что события – «лишь пыль», «краткие вспышки», которые «порой озаряют другие пласты действительности». Но миг проходит, и «тьма побеждает», реальность прошлого остается столь же непонятной и столь же таинственной. Второй слой – конъюнктурный – может быть описан в понятиях процессов, происходящих в определенный, достаточно длительный, но доступный измерению промежуток времени. Например, движение цен, колебания спроса и предложения, торговая конъюнктура, социальные подвижки, совершенствование военной техники, противоборство экономических тенденций, состояние финансов. Этот слой, конечно, подлежит изучению историка, но не исчерпывает его интереса к познанию прошлого. Верхний слой исторической реальности – вот главное! Вот к чему должны быть приложены исследовательские усилия историка – и только историка, ибо представители любой другой науки здесь бессильны. Структуры, собственно, и есть тот мир, где разворачивается «история людей в их тесной связи с землей, которая держит их на себе и питает». Это географическая среда, горы, равнины, острова, складки рельефа местности, торговые пути, существующие с незапамятных времен, традиционные занятия людей. Это – «геоистория», нечто «более значительное, чем история отдельных обществ и даже цивилизаций». Внимание историка приковано к структурам почти неподвижным, находящимся вне времени, или, точнее, во времени, кажущемся застывшим. Во времени «большой длительности», говоря словами Ф. Броделя и его последователей. Только «большие длительности» позволяют видеть историю как «панораму всего человечества» с развертывающейся на ней «игрой цивилизаций». 2. «Большая длительность» позволяет, по убеждению историков, видеть в цивилизации нечто большее, чем преходящий комплекс культурно-исторических или социопсихологических особенностей народов и регионов. Это то, что «не умирает и не рождается», что почти неподвижно, что жизнеспособнее всех других реальностей истории. Именно поэтому историк должен помнить о специфике течения и измерения времени: реальность прошлого, сумма взаимодействующих структур, систем и слоев живет в разных потоках времени – стремительных изменений и почти незаметного движения. Последнее дает ключ к пониманию прошлого на основе постоянства и непрерывности его развития.
Вызов и Ответ – это основная категория цивилизационного подхода. Она являет собой механизм смены цивилизаций: Общество находится в покое, потом появляется творческий импульс – вызов (чем глубже покой, тем острее импульс.), и тогда вступает в действие принцип Вызов – Ответ. Некое общество, некая культура, некий народ живут более или менее спокойно, и это может привести даже к частичной деградации. Но тут-то они получают "Вызов" (идейный, материальный, военный, наконец), что приводит к консолидации и цивилизационному "Ответу". "Ответ", как и "Вызов", может быть любым, в т.ч. и военным, но во всех случаях он приводит к консолидации народа и социальному движению. Виды вызова: Природный Со стороны окружения (соседи) . Демография. Иногда вызов проявляется в форме давления соседнего этноса. Может быть внутренний вызов, например, ущемление этнических права. Вызов бывает настолько сильным, что у цивилизации хватает сил лишь на сопротивления, но не на преобразования. Вызовы могут сочетаться, накладываться один на другой. Иногда цивилизация приспосабливается, и Тойнби считает, что выживают, прежде всего, высоконравственные (религиозные) народы.
Гегель – Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831), немецкий философ, создавший теорию диалектики.Основная категория – развитие как характеристика деятельности Абсолюта (мирового духа). История – это "прогресс духа в сознании свободы", который проявляется через дух отдельных народов. Через идеализм в Европе распространились идеи национализма, деятельно стала изучаться национальная старина и стало господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно, в таком порядке естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. С этой точки зрения главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.
Геродот – основоположник исторической науки. В первой половине V в. до н.э. он написал свое сочинение «История», посвященное греко-персидским войнам (500—449 гг. до н.э.).
Исторический источник – это любые остатки прошлого. Любой источник является продуктом социальной деятельности людей. Любой источник субъективен, ибо отражает прошлое в форме личных, субъективных образов. Но вместе с тем он представляет собой форму отражения объективного мира, эпох, стран и народов в их реальном историческом бытии. В этом смысле исторические источники могут рассматриваться как основа познания исторической действительности, дающая возможность реконструировать события и явления социальной жизни прошлого. Все исторические источники можно разделить на 6 групп: 1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.). 2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.). Все вещественные источники принято называть артефактами. 3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов. 4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.) 5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д. 6. Кинофотодокументы.
Исторический факт – это объективно существующий факт действительности, находящиеся в определенных пространственно-временных рамках (событие, процесс, явление как таковые).
Историческое самосознание – совокупность идей, взглядов, традиций, чувств, переживаний, которые выражают отношение народа (его представителя) к историческим явлениям общественной жизни: представления об истории государств и народов, исторических деятелей, войнах, катаклизмах и т.д. Но историческое сознание – это не просто память: память оперирует исчезнувшим, а историческое сознание, опираясь на опыт прошлого, позволяет оценивать настоящее и планировать будущее.
История – это одна из важнейших форм самопознания людей. сам термин многозначен, что определяется его происхождением. Первоначальное значение слова «история» (от греческого histor – лицо, разбирающее юридические споры) может быть передано широким понятием «исследования», «разыскания». В широком смысле это комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. С.Ф. Платонов: История есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.
Клио – покровительница истории, одна из муз древне­греческой мифологии, которая изображалась молодою жен­щиной с одухотворенным лицом и свитком папируса или пергаментом в руках.
Марксистская концепция исторического процесса Историческая концепция, возникшая в первой половине XIX в. в рамках экономико-философского учения К. Маркса о материалистическом понимании мира. 1. Ключевое понятие марксистской историографии - категория общественно-экономической формации, которая понимается как общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи, то есть это исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер. 2. Структура формации определяется существованием базиса и надстройки. Базис представляет собой основу формации, определяет формационный тип. Базисом называют совокупность общественных отношений, характерных для того или иного способа производства: отношения собственности на средства производства, отношения, связанные непосредственно с самим производством, отношения, возникающие при распределении, обмене и потреблении произведенного продукта. Социальные отношения, выходящие за пределы экономических, относят к области надстроечных. Надстройка представляет собой совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных и иных взглядов, учреждений и отношений. 3. Характер базиса определяет тип надстройки, которая, в свою очередь, может оказывать обратное влияние на базис. Основа надстройки – Идеология (политическое сознание общества) подчиняет себе все сферы духовности — мораль и художественную культуру, право и религию, философию и научное познание. 4. Производственные отношения, характерные для данного базиса, являются частью способа производства - неразрывного единства производительных сил и производственных отношений. Если производственные отношения определяет тип социальных связей, возникающих в процессе производства, то производительные силы характеризуют отношения человека и общества к природе, приспособление которой к общественным потребностям составляет важнейшее содержание производства. 5. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений имеет характер определенного закона. Подвижно изменяющиеся производительные силы обгоняют относительно статичные производственные отношения. Их несоответствие приводит в конечном счете к конфликту, являющемуся объективной основой социальных революций. 6. Социальная революция представляет собой высшую форму классовой борьбы, обязательного атрибута обществ, основанных на частной собственности и социальном неравенстве классов. Ф. Энгельс называл теорию классовой борьбы и социальных революций «великим законом движения истории», «ключом к пониманию истории». 7. Исторический процесс есть не что иное, как процесс смены общественно-экономических формаций, общих для всех или многих народов. К. Маркс выделял пять формационных типов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, коммунистический. Сказанного, пожалуй, достаточно, чтобы выделить две важнейшие характеристики марксистского видения исторического процесса. Во-первых, это взгляд на общество как на сложную систему находящихся в непрерывном взаимодействии элементов, систему подвижную, закономерно развивающуюся в пространстве и времени (принцип системного анализа общества). Во-вторых, это обоснование возможности объяснения и анализа общества на основе детерминистского принципа «выведения» всей структуры социальных отношений из отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Ментальность – основная категория "новой исторической науки". Понятие «ментальности» появилось благодаря работам М. Блока и Л. Февра, но остается одним из наиболее расплывчатых терминов, плохо поддающихся жесткому определению. Французский историк Жорж Дюби определял ментальность так: «это система (именно система) в движении, являющаяся предметом истории, но при этом все ее элементы тесно связаны между собой; это система образов, представлений, которые в разных группах или стратах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей... Все взаимоотношения внутри общества столь же непосредственно и закономерно зависят от подобной системы представлений... как и от экономических факторов». Отечественный историк и философ А. Я. Гуревич считает, что ментальность мыслится как мир веры, символов, культурных образцов, устойчивых стереотипов восприятия, часто не осознанных полностью, потаенных от самих их носителей. Этот мир реален и объективен, он подчинен току времени «большой длительности». Это одна из тех устойчивых, непрерывных и малоподвижных структур, которая, наряду с окружающей природой, экономической и социальной организацией, составляет необходимую предпосылку исторической действительности. Введение категории ментальности позволило историкам осуществить казавшееся невозможным: увидеть мир прошлого глазами самой эпохи.
Научный исторический факт – это результат исторического знания, который отражает реальность прошлого, реконструирует факты прошлого на основе почерпнутой из источников информации, осмысленной, преображенной его сознанием. Структура исторического факта такова: Исторический факт как реальность прошлого как факт, событие; Исторический факт как реальность прошлого, отраженная в источниках как фиксация события Исторический факт как результат научной интерпретации реальности прошлого, отраженной в источниках как научный исторический факт, как знание
Новая историческая наука (социальная история, антропологически ориентированная история). Концепция исторического знания, возникшая в 20-30-е гг, XX в. как школа «Анналов». Временем победы «новой исторической науки» обычно называют 70-е гг. XX в. Л. Февр писал: «Экономической и социальной истории не существует. Существует история как таковая, во всей своей целостности, история, которая является социальной в силу самой своей природы». Поэтому события политической истории или дипломатических отношений, действия лидеров или конфликты государств, войны, восстания, сражения, казни сами по себе не являются объектом исторического познания. Прошлое, человечества должно исследоваться как целостность всей совокупности социальных отношений, формирующихся под воздействием множества факторов, влияющих на жизнь человека. Это факторы экономические, географические, климатические, демографические, духовные, социальнопсихологические. Все, что имеет отношение к человеку и его деятельности, подлежит изучению историка, ибо здесь заключены «источники жизни» общества. Ключевыми и наиболее известными из них признаны понятия «большой длительности» и «ментальности».
Общественно-экономическая формация – ключевое понятие марксистской историографии – общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи, то есть это исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер.
Объект исторической науки – это человеческое общество во всем многообразии его прошлого, в его развитии и изменении. Общество, ибо история, наряду с социологией, философией, этикой, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе. Общество прошлого, ибо история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим. Общество во всем многообразии его прошлого, ибо история ищет не только, а может быть, и не столько повторения, типичности в прошедших эпохах и событиях, но – уникальности, единичности, неповторимости. Человеческое общество, ибо история есть наука о человеке, исследующая прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат человеческой деятельности, человеческой субъективности. Общество прошлого в его развитии и изменении,
Периодизация – деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями природы и общества. В исторической науке – это форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. На каких бы мировоззренческих позициях не находились историки, все они используют категорию – "историческое время". В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. А история как процесс – это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию. Первую попытку периодизации всемирной истории сделали историки-гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего – упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение. Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного. Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк А. Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели. В марксистской историко-материалистической концепции принято строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций, которые последовательно сменяют друг друга; первобытнообщинности, рабовладения, феодализма, капитализма и современности.
Страта (-ы)
Теория конвергенции – конвергенция – «сближение», «схождение», концепция исторического процесса, возникшая во второй половине ХХ в. Авторы Дж. Гэлбрейт, Р. Арон и др. считали, что объективная логика развития производительных сил и интернационализация всей жизни будут неумолимо вести к появлению общих признаков и черт между капиталистическими и тогда еще «социалистическими» странами. В итоге в обеих группах стран с различными экономическими и социальными системами утвердится смешанная социально-экономическая система, основанная на «научно-технологическом» способе производства и позволяющая создать «общество изобилия».
Теория постиндустриального общества Американский экономист и социолог Уильям Ростоу выдвинул в 1960 году концепцию «стадий экономического роста». С точки зрения ученого, в истории человечества можно выделить пять стадий. Первая - это «традиционное» общество (все социальные организмы вплоть до капитализма), основанное на сельском хозяйстве и низкой производительности труда. Вторая - «переходное» общество, или «ранний» капитализм. Третья стадия - это «период сдвига», совпадающий с формированием индустриальной (промышленной) цивилизации. Четвертая представляет собой «период зрелости», когда возникли высокоразвитые промышленные страны мира. И, наконец, пятая стадия - это, по определению Ростоу, «эра высокого уровня массового потребления». Ростоу подчеркнул, что прогресс общества в прошлом, настоящем и будущем определялся и будет определяться логикой развития знания, производительных сил и техники. По убеждению ученого, весь мир неуклонно движется к состоянию «единого индустриального общества», образцом чего являются США. Добавлено постиндустриальное общество.
Типология – это научный метод, основа которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Цель метода – сравнительное изучение существующих признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией – это тип, классификация, систематика.
Фукидид – греческий историк (вторая половина V в.) в течение двадцати лет занимался сбором материала для своего исторического труда «Истории» в 8 книгах, рассказывающего об истории Пелопоннесской войны 431— 404 гг. (изложение доведено до осени 411 г.).
Хронология
Цивилизационный подход – концепция исторического развития человечества, возникшая в первой половине ХХ в. На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Главное отличие цивилизационного подхода – отсутствие решающей детерминации (основы) в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества "снизу", выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории "сверху", т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми, принимается во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в реальной деятельности людей, провозглашается право каждого народа на собственный социально-исторический эксперимент, на реализацию своей культурной программы.
Цивилизация – основная категория цивилдизационного подхода. В настоящее время в целом, цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия "культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям достойную их социально-экономическую организацию общественной жизни, относительно высокий уровень потребления комфорта. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством. Исторические особенности народов как целостных социальных общностей позволяют говорить об их цивилизационных различиях.

Раздел II