· Общество и государство в древности и средние века. М., 1986.
· Рыбаков Б.А. Начальные века русской истории. М., 1987.
· Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1983.
Тема №3.
· Византия и сопредельный мир. Свердловск, 1990.
· Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начала ХХ века. М., 1995.
· История культуры Древней Руси. Т.1, 2, М., 1948, 1951.
· История России с древнейших времен до наших дней. Пособие для поступающих в вузы. Под ред. М.Н. Зуева, 1996.
· Крывенов И.А. История религий. Т.1, 2. М., 1976.
· Лихачев Д.С. Культура русского народа Х – ХVII вв. М.-Л., 1961.
· Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1981.
Тема №4.
· Гофф Ж.М. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
· История культуры Древней Руси. Т.1-2. М., 1948- 1951.
· История России с древнейших времен до 1861 года. М., 1997.
· Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XV вв. М., 1984.
· Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980.
· Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975.
· Фаннел Дж. Кризис средневековой Руси (1200-1304 гг.). М., 1989.
· Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.
Тема №5.
· Мунчаев Ш.Л., Устинов В.М. История России: учебник для студентов вузов. М., 1997.
· Пашуто В.Т. Древнерусское наследие и историческая судьба восточного славянства. М., 1982.
Тема №6.
· Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. М., 1991.
· Бородин С.П. Дмитрий Донской. М., 1982.
· Заналеев А.Ф., Овчиников Е.А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991.
· Скрынников Р.Г. История российская IX-XVII вв. М..1997 .
Тема №7.
· Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер.Л., 1981.
· Каменский А. Под сенью Екатрины.М, 1993.
· Руссо Ж. Педагогические сочинения. Т.1,2. М., 1981.
· Тальмен И. Россия в период реформ Петра I. М., 1973.
Тема №8.
· Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.,2007.
· Троицкий Н.А. Александр и Наполеон. М., 1994.
ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН В РОССИИ (ПРИЛОЖЕНИЕ )
Крепостное право — зависимость крестьянина от феодала или феодального государства в личном, земельном, имущественном, административно-юридическом отношениях, основанная на прикреплении крестьян к земле феодала или феодального государства. Крепостное право в России складывалось постепенно, в результате целого ряда мероприятий государственных органов, по мере развития феодальных отношений. Вначале крестьянин, селившийся на земле феодала, мог по своему желанию уйти от него, но постепенно происходило сокращение права ухода крестьян от своего феодала.
По «Судебнику» 1497 г. Ивана III в общегосударственном масштабе был введен Юрьев день (26 ноября). Срок выхода от феодала ограничивался двумя неделями: неделей до и неделей после Юрьева дня. При этом устанавливалась плата за «пожилое», т. е. плата за проживание на земле феодала; фактически же «пожилое» — это компенсация феодалу за потерю рабочих рук. «Судебник», принятый при Иване IV в 1550 г., подтвердил право перехода крестьян только в течение двух недель: недели до и недели после Юрьева дня, — увеличив размеры «пожилого», что еще более затрудняло переход.
В конце XVI в. правительство, учитывая интересы феодалов, приняло ряд постановлений, ведших к дальнейшему закрепощению крестьян. В 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» — годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день (от слова «заповедь» — запрет). До сих пор не совсем ясно, вводились ли заповедные годы на территории всей России или в отдельных землях, неясна также периодичность их введения.
Усилению зависимости крестьянина от феодала способствовало составление писцовых книг, проводившееся в 80–90-е гг. XVI в. К 1592 г. все население страны было включено в специальные книги. Это делало возможным точно установить принадлежность крестьянина тому или иному феодалу. Как полагает ряд историков, именно тогда, в 1592 г. (или в 1593 г.), был издан царский указ о запрещении крестьянских переходов, что означало фактическое введение крепостного права на Руси. Однако следует отметить, что текст данного указа до сих пор не найден и о его существовании можно судить лишь по косвенным данным. Поэтому многие историки полагают, что фактическое закрепощение крестьян в конце XVI в. было установлено не в результате одного указа, а вследствие последовательного издания целой серии указов, направленных на ограничение, а затем и на практический запрет свободного перехода крестьян от одного феодала к другому.
В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Вводились так называемые «урочные лета» — срок, в течение которого государство брало на себя функции по розыску беглых. По указу 1597 г. срок сыска беглых определялся в пять лет.
В 1601–1602 гг. был временно разрешен ограниченный переход крестьян. В 1607 г. при царе Василии Шуйском срок сыска беглых устанавливался в 15 лет. Те, кто принимал беглых крестьян, подвергались штрафу в пользу государства и выплачивали компенсацию старому владельцу. После Смутного времени начала XVII в. правительство приступило к переписи населения. Новые писцовые книги 1624–1628 гг. позволили точно зафиксировать принадлежность крестьян определенным феодалам. В 1642 г. был вновь введен десятилетний сыск беглых.
В 1649 г. правительство по «Соборному Уложению» царя Алексея Михайловича отменило Юрьев день, установив бессрочный сыск беглых крестьян. Это означало окончательное юридическое оформление системы крепостного права в России.