Из 4 башкирских полков, прибывших на фронт, была сформирована 1-я башкирская сводная дивизия, которая более 4 месяцев (с июня по октябрь 1919г.) героически сражалась против белогвардейских войск Деникина. Именно эта дивизия участвовала в ряде крупных боев под Харьковом, Полтавой, Бахмачом. В октябре части этой дивизии были преобразованы в 2 сводных полка и по указанию В. И. Ленина командированы для обороны Петрограда. Тепло проводили красных башкир бойцы и командиры 46-й стрелковой дивизии, которая бок о бок сражалась с башкирскими частями. В приказе командира дивизии, изданном в связи с проводами башкирских бойцов, говорилось: «Товарищи! Рабоче-крестьянская власть призывает вас на защиту Красного Питера. Счастливого пути вам. После 3-месячной борьбы 46-я дивизия не забудет своих боевых друзей - красных башкир...».
В конце августа 1919 г. под Петроград прибыла также отдельная башкирская стрелковая бригада, сформированная в г. Белебее. В Петрограде эта часть была преобразована в отдельную башкирскую кавалерийскую дивизию, а в связи с прибытием башкирских полков с Южного фронта была сформирована Башкирская группа войск численностью около 10 тыс. человек. Командиром этой группы был назначен X. Алишев, комиссаром - Г. Терегулов. Большое внимание уделялось в Башкирской группе боевой и политической подготовке. Там работала передвижная типография, где печатались на родном языке воззвания, листовки, брошюры и издавалась газета «Салават», которую редактировал писатель А. Г. Гисмати. Труппа башкирских артистов неоднократно выступала перед красноармейцами башкирских частей.
Участвуя в разгроме Юденича, башкирские войска в составе 7-й армии сражались за освобождение Гатчины, Ямбурга, Павловска. Особенно отличился башкирский полк, прибывший в Петроград с Южного фронта, который первым прорвался через оборону белых. Весь фронт узнал о подвиге красноармейца Гузаира Тухватуллина, который 26 октября вступил в единоборство с бронемашиной белых, заставил ее замолчать, а экипаж, во главе с полковником, взял в плен. За этот героизм Гузаир Тухватуллин был награжден орденом Красного Знамени. Героически сражался и 3-й башкирский кавалерийский полк, который за первые пять суток наступательных операций освободил 10 населенных пунктов. За отвагу, проявленную в боях за Пулковскую высоту, полку было вручено Красное знамя Реввоенсовета 7-й армии303.
О подвигах воинов из Башкирии тогда писала газета «Петроградская правда». В материалах собственного корреспондента, известного советского писателя Константина Федина отмечалось: «В опаснейший для столицы Советской республики момент отдельные части башкирских войск проявили столько выдержки, отваги, стойкости, что положение не только спасено, но опасность превратилась в победу». Воинская доблесть башкирских национальных частей была высоко оценена трудящимися колыбели революции. Башкирским частям было вручено Красное Знамя Петроградского Совета. Это знамя сейчас хранится в Национальном музее Республики Башкортостан.
В начале мая 1920 г. отдельная башкирская кавбригада Мусы Муртазина для участия в боях против Польши была переброшена на Юго-Западный фронт. Тогда же в эту бригаду влился башкирский кавалерийский полк, прибывший из Петрограда. В августе - сентябре сюда же из Башкортостана прибыли так называемые добровольческие отряды. Все башкирские части были включены в состав 12-й армии Юго-Западного фронта. Бригада прошла славный боевой путь от Днепра до Буга,
Башкирские войска под Петроградомучаствовала в освобождении многих населенных пунктов Украины. На польском фронте башкирская конница действовала в основном по тылам противника. Смелыми и неожиданными нападениями она наводила ужас на противника, и недаром башкирскую бригаду прозвали «дикой», «азиатской». Особенно отличилась бригада при форсировании Днепра в июне 1920 г. После успешной переправы башкирские конники с ходу овладели железнодорожной станцией и начали готовиться к окружению Ковеля - одного из крупнейших железнодорожных узлов Украины. В середине июля г. Ковель был освобожден воинами башкирской бригады. Но в августе 1920 г. отдельная кавбригада попала в окружение. В плен воины не сдались, а с боями вышли из кольца и соединились с частями 12-й армии. Героически проявил себя в боях за выход из окружения командир 27-го кавалерийского полка Г. А. Кучаев, который с призывом «Братья! Лучше смерть, чем позор плена!» с обнаженной шашкой бросился вперед, сумев увлечь за собой красных кавалеристов. Во всех этих сражениях незаурядным полководцем зарекомендовал себя командир отдельной кавбригады Муса Муртазин.
За проявленный героизм 40 бойцов и командиров бригады были награждены орденом Красного Знамени. Среди них - командиры полков У. Гайнанов, Р. Шарипов, красноармейцы Г. Хакбердин, С. Мустафин. Дважды был удостоен ордена Красного Знамени командир бригады Муса Муртазин.
Таким образом, в годы Гражданской войны башкирские национальные части остались верными своим боевым традициям, героически сражались как против красных, так и против белогвардейцев и интервентов. К сожалению, многие участники этих боев, особенно командиры и комиссары, обвиненные в национализме, затем были репрессированы. К тому же большевистские власти, нарушив положения Соглашения о Башкирской автономии, в которых говорилось о сохранении национальных частей, после Гражданской войны полностью расформировали башкирские войска. Но, тем не менее, в боях за советскую власть они постигали боевую науку. В дальнейшем опыт создания национальных частей был использован в годы Великой Отечественной войны.
Башкирский корпус:
вымыслы и действительность
В зарубежной и отечественной историографии тема Гражданской войны в России 1917—1921гг. подверглась глубокому анализу. Неиссякаемость интереса к вопросам гражданской войны доказывают постоянные публикации соответствующих научных работ. Тем не менее, несмотря на накопленный огромный фактический материал, в изучении темы остались серьезные упущения.
Наряду с прочими важнейшими моментами истории войны, ждет своей научной трактовки вопрос о башкирских национальных войсках. В особой степени это касается периода 1918 года, когда в Белой армии был сформирован легендарный Башкирский корпус. Последний получил самые разные оценки, как очевидцев, так и последующих авторов, хотя ни один из них не провел специального исследования. Целью данной статьи является попытка освещения основных моментов истории Башкирского корпуса на основе архивных документов.
Возникновение корпуса непосредственно связано с организацией регулярных башкирских частей. В соответствии с мобилизационным планом А.-З. Валидова от 18 июня 1918 года, в течение нескольких месяцев на военную службу призывалось около 14 тысяч башкир из Пермской, Уфимской, Самарской и Оренбургской губерний. Из них предполагалось сформировать 7 пехотных, 2 кавалерийских полка и одну артиллерийскую бригаду. В 1919 году планировалось привлечь еще 6200 человек, а всего за 5 лет (1918— 1922) - 31000 человек. Положительно рассматривался вопрос о вхождении в башкирские войска казахских, мишарских и тептярских подразделений .
Главным органом формирования и управления башкирских вооруженных сил стал Башкирский Военный Совет (БВС), образованный в Челябинске в начале июня 1918 года. В его состав вошли 6 офицеров и 14 гражданских лиц, а руководство БВС осуществлял А.-З. Валидов, для которого военный вопрос на тот период времени стал первостепенным. Людскую базу для первых полков составили башкиры 1915—1918 годов призыва, а также боевики добровольческих партизанских отрядов, получивших уже некоторый боевой опыт. В июне-июле 1918 года было сформировано две военные части в Челябинске: 1-й пехотный полк под командованием поручика Х. Туймакаева и 2-й пехотный полк под командованием подпоручика Г. Габитова. 1-й полк был сразу же брошен на Уральский фронт, где красные войска, получив подкрепление в виде эстонского батальона, создали угрозу войскам белым. Башкирский полк принял активное участие в разгроме екатеринбургско-златоустовской группировки Красной Армии. Недаром именно башкирским солдатам было вручено от имени города Екатеринбурга почетное знамя.