2) БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ
Белое дело — антибольшевистское движение в годы Гражданской войны в России (1917-1920 гг.).
В результате свершившегося в России большевистского переворота в российском обществе произошел раскол. Итогом его стала ожесточенная борьба между родившейся в феврале 1918 г. Красной Армией и всеми антибольшевистскими силами старой России. Белый цвет стал символом принадлежности к защитникам старого порядка.
Со стороны белых Гражданская война, как они считали, была священной борьбой с большевизмом за возвращение традиционной России. На протяжении всех лет войны Белое движение стремилось воссоздать властные и силовые структуры, восстановить существовавшие до Октября 1917 г. в стране социальные и экономические отношения.
Идейную программу Белого движения разработали известные общественные деятели В. В. Шульгин, М. С. Лембич, П. Б. Струве, Н. Н. Львов. Главное положение программы — борьба с «Совдепией» за «единую и неделимую Россию». Вокруг этого лозунга объединились приверженцы разных политических сил — от республиканцев до монархистов. Лидеры Белого движения рассчитывали на политическую, военную и материальную помощь стран Антанты.
Первые антибольшевистские организации — Военная лига, Республиканский центр, Союз офицеров армии и флота и др. — возникли в России в конце апреле-мае 1917 г. Организация их стала следствием радикальных воззваний и действий Петроградского и других советов, в которых часть политических, общественных и военных деятелей увидели угрозу развала армии и большевизации страны. После неудачного выступления генерала Л. Г. Корнилова в августе 1917 г. сторонники установления в стране военной диктатуры оказались в изоляции. Они вновь активизировались после Октябрьской революции 1917 г. Во время боев в Москве (октябрь-ноябрь 1917 г.) отряды офицеров и студентов под командованием полковника К. И. Рябцева впервые начали именоваться «Белой гвардией».
Новый этап в истории Белого движения связан с созданием и деятельностью т. н. «Алексеевской организации», созданной бывшим Главковерхом генералом М. В. Алексеевым 15.11.1917 г. в Новочеркасске. Она стала ядром формировавшейся на Дону белой Добровольческой армии. В декабре 1917 г. в Новочеркасске Донской Гражданский Совет (руководители: М. В. Алексеев, Л. Г. Корнилов, А. М. Каледин) принял «Политическую программу» (так называемую «Конституцию Корнилова»), составителем которой был журналист Мечислав Лембич. Этот документ определил основные принципы Белого движения: приверженность гражданским свободам, созыв Учредительного собрания для выработки конституции, уничтожение классовых привилегий, восстановление свободы промышленности и торговли, прав собственности, денационализация банков, формирование Добровольческой армии, дальнейшее участие в 1-й мировой войне на стороне Антанты и т. п. Участвовавшие в Белом движении монархисты (Ф. А. Келлер, П. Н. Врангель и др.) вынуждены были мириться с либеральными положениями программы, согласившись с компромиссным заявлением о «непредрешенности» государственного строя России до окончательной победы над красными.
Эмиссары Донского Гражданского Совета были направлены в Нижний Новгород, Казань, Самару, Царицын, Астрахань, Минеральные Воды, в Сибирь и на Дальний Восток, способствуя консолидации антибольшевистских сил на платформе Белого движения. В ноябре 1918 г. после свержения левоцентристской Уфимской директории Белое движение возобладало в антибольшевистском лагере.
Идеи и принципы Белого движения разделяли Верховный правитель России адмирал А. В. Колчак, генерал А. И. Деникин (главнокомандующий Вооруженными силами Юга России), генерал Н. Н. Юденич (с июля 1919 г. командующий Северо-Западной армией), генерал П. Р. Бермондт-Авалов (командующий Западной армией), П. Н. Врангель. В годы Гражданской войны на позициях Белого движения стояли: М. Г. Дроздовский (герой первого этапа вооруженной борьбы), С. Д. Меркулов (глава Приамурского Временного правительства), генерал М. К. Дитерихс («воевода» созданной на территории Приморья в 1922 г. «земской рати»); лидеры казаков А. И. Дутов, Г. М. Семенов, А. П. Богаевскии, Р. Ф. Унгерн фон Штернберг и др., а также организации, действовавшие на территории Советской России, — «Союз спасения Родины и свободы» Б. В. Савинкова, «Национальный центр», повстанческая «Армия возрождения России» генерала М. А. Фостикова и др.
Белое движение переживало в разные моменты и взлеты и падения. На первом этапе, лишенное серьезной социальной поддержки и финансирования, оно вынуждено было вести подпольно-партизанскую борьбу. Следующий период (март-ноябрь 1918 г.) характерен подъемом широкомасштабной вооруженной борьбы под лозунгами эсеров. Этому способствовало изменение в соотношении социальных сил внутри страны. Унизительный Брестский мир, «чрезвычайщина» в продовольственных делах вызвали у колеблющейся части военных, интеллигенции, обывателей, а главным образом у крестьянской массы, решительный протест против Советов. На этом этапе борьбы против большевизма Белое движение преобладало на Дону и в Сибири. Именно включившееся в борьбу против большевиков донское и кубанское казачество во многом решило на этом этапе судьбу Донской и Добровольческой армий. В районе Новониколаевска (Новосибирск) была сформирована Сибирская армия Временного Сибирского правительства.
Формально подчиняясь демократическим правительствам, стремившимся возродить Учредительное собрание, белые части неуклонно гили к военной диктатуре.
Очередной этап (ноябрь 1918 г. — март 1919 г.) был знаменателен решительной поддержкой Белого движения странами Антанты. И хоть эта помощь не соответствовала масштабам борьбы, она все же сыграла свою роль в консолидации белых сил, которые к этому периоду полностью подчинялись военным диктатурам Колчака в Омске и Деникина в Екатеринодаре, где действовали созданные по дореволюционным образцам государственные аппараты.
Заключительный период Гражданской войны (март 1919 г. — март 1920 г.) был временем наибольшего размаха вооруженной борьбы, которая сначала принесла успех Белому движению, а затем предопределила его разгром. Оставаясь чуждыми большевизму, к осени 1919 г. крестьяне выбрали советскую власть как меньшее из зол, гарантирующее, по крайней мере, право на землю. Именно это и предопределило скорое крушение Белого движения как на Восточном, так и на Южном фронтах. Последней попыткой белых победить Советы была экономическая реформа правительства Врангеля в Крыму. Но ей было не суждено сбыться. Разоренные войной крестьяне и казаки уже не верили в прочность врангелевской власти и отказались помогать белым частям. Это наряду с полководческим искусством и мужеством сторонников советской власти довершило в ноябре 1920 г. гибель Белого движения на юге России. Оставшиеся участники его были обречены на вечную эмиграцию.
После поражения белых войск и эвакуации их остатков за пределы России идеологию и традиции Белого движения сохранили белоэмигрантские организации, общества и союзы, созданные на территории ряда зарубежных стран. На протяжении многих лет сохранялись и отдельные белогвардейские вооруженные формирования. До 1924 г. русскую белую эмиграцию возглавлял Русский Совет генерала П. Н. Врангеля, затем Русский Общевоинский Союз (РОВС), во главе которого стояли последовательно генералы А. П. Кутепов, Е. К. Миллер, А. П. Архангельский. Впоследствии из-за политического размежевания лидеров эмиграции, особенно в предвоенные годы и во время 2-й мировой войны, единый центр Белого движения за границей распался. Последователи Белого движения сохранились в среде потомков русских эмигрантов до настоящего времени.
Идеология белого движения. Официально суть этой идеологии определялась ее творцами как «непредрешенчество». Вожди белого дела не «предрешали», т. е. не провозглашали заранее и формально не навязывали народу свою позицию по ключевым вопросам о будущей форме государственности России и ее социально-экономическом строе. Окончательное разрешение этих вопросов, по их публичным заверениям, оставалось после ликвидации советской власти за «соборной волей народа».
«Непредрешенчество», указывал позднее А. И. Деникин, было «результатом прямой необходимости». Оно давало различным антибольшевистским силам, участвовавшим в белом движении, «возможность сохранять плохой мир и идти одной дорогой, хотя и вперебой, подозрительно оглядываясь друг на друга, враждуя и тая в сердце — одни республику, другие монархию, одни Учредительное собрание, другие Земский собор, третьи «законопреемственность». Удобная и легковесная, ни к чему не обязывающая «непредрешенческая» кладь, надеялись белые вожди, не обременит армии на их пути к Москве, а «если там,— следует еще одно признание Деникина,— при разгрузке произошло бы столкновение разномыслящих элементов, даже кровавое, то оно было бы, во всяком случае, менее длительным и изнурительным для страны, чем большевистская неволя».
Однако удержаться вождям белого движения в рамках «непредрешения» никак не удавалось, ибо, по их собственным словам, «жизнь стихийным напором выбивала из этого русла, требуя немедленного разрешения таких коренных государственных вопросов, как национальный, аграрный и другие».
Практические действия белых правительств. Все белые правительства поспешили отменить большевистский Декрет о земле. Что же они предлагали крестьянам взамен?
В апреле 1919 г. правительство адмирала А. В. Колчака издало Декларацию о земле, где объявлялось о праве крестьян, обрабатывающих чужую землю, снять с нее урожай. Обещая затем наделить землей «безземельных и малоземельных крестьян», правительство выражало готовность «вознаградить прежних владельцев» и грозно предупреждало: - «Впредь никакие самовольные захваты ни казённых, ни общественных, ни частновладельческих земель допускаться не будут, и все нарушители чужих земельных прав будут предаваться суду». Эта колчаковская Декларация не давала ничего определенного ни крестьянам Сибири, не знавшим гнета помещика, ни хлеборобам других районов страны.