Смекни!
smekni.com

Алчинова Алевтина Николаевна (стр. 4 из 15)

В этих условиях Верховный совет Антанты решил использовать 45-тысячный Чехословацкий корпус, находившийся (по согласова­нию с Москвой) в его подчинении. Он состоял из пленных солдат-славян австро-венгерской армии и следовал по железной дороге во Владивосток для последующей переброски во Францию.

Согласно договору, заключенному 26 марта 1918 г. с совет­ским правительством, чехословацкие легионеры должны были продвигаться «не как боевые подразделения, а как группа граж­дан, располагающая оружием, чтобы отражать вооруженные на­падения контрреволюционеров». Однако во время продвижения участились их конфликты с местными властями. Поскольку бое­вого оружия у чехов и словаков было больше, чем предусматри­валось соглашением, власти решили его конфисковать. 26 мая в Челябинске конфликты переросли в настоящие сражения, и ле­гионеры заняли город. Их вооруженное выступление было тут же поддержано военными миссиями Антанты в России и анти­большевистскими силами. В результате в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке — везде, где находились эшело­ны с чехословацкими легионерами,— была свергнута советская власть. Одновременно во многих центральных губерниях России крестьяне, недовольные продовольственной политикой большеви­ков, подняли бунт (по официальным данным, только крупных ан­тисоветских крестьянских восстаний было не менее 130).

Социалистические партии (главным образом, правые эсеры), опираясь на десанты интервентов, Чехословацкий корпус и кре­стьянские повстанческие отряды, образовали ряд правительств: Комитет членов Учредительного собрания в Самаре, Верховное управление Северной области в Архангельске, Западно-Сибир­ский комиссариат в Новониколаевске (ныне Новосибирск), Вре­менное сибирское правительство в Томске, Закаспийское временное правительство в Ашхабаде и др. В своей деятельности он пытались дать «демократическую альтернативу» как большевистской диктатуре, так и буржуазно-монархической контрреволюции. Их программы включали требования созыва Учредительного собра­ния, восстановления политических прав всех без исключения граж­дан, свободы торговли и отказа от жесткой государственной регла­ментации хозяйственной деятельности крестьян с сохранением ряда важных положений советского Декрета о земле, налажива­ния «социального партнерства» рабочих и капиталистов при де­национализации промышленных предприятий и т. д.

3) АНАРХИЗМ

(от греч. an — отрица­ние и arhia — власть) — социальное учение, выступающее за создание об­щества без государственного аппара­та, который будет заменен общест­венным самоуправлением.

Впервые в целостном виде анархи­ческое учение изложил в середине 19 в. французский мыслитель Пьер Жозеф Прудон. Ему принадлежат ос­новные положения анархизма — лик­видация централизованной государ­ственной бюрократии и замена ее фе­дерацией автономных регионов, в ко­торые входят самоуправляющиеся объединения трудящихся и террито­риальные общины. Прудон стремил­ся к обществу солидарных равноправ­ных тружеников, которые самостоя­тельно распоряжаются средствами и продуктами своего труда.

Учениками «отца анархии» были и русские мыслители — А. И. Гер­цен, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. Благодаря их усилиям анархизм получил широкое распространение в России. Однако Бакунин придал анархизму радикальный, бунтовской оттенок, а Кропоткин совместил его с коммунизмом («все принадлежит всем»).

К началу революции 1905-1907 гг., которая стала «пробой сил» российского анархизма, анархо-коммунизм возобладал в анархистском движении, хотя сохранили некото­рое влияние идеи бакунинского кол­лективизма (предприятия принадле­жат своим коллективам, а не всему обществу) и анархо-индивидуализма (борьбы за абсолютную свободу личности, которую проповедовал со­временник Прудона М. Штирнер). Часть анархистов настаивала на необходимости организовать рабочий класс в профсоюзы (синдикаты), ко­торые возьмут производство в свои руки и вытеснят капитал и государ­ство (анархо-синдикализм). Другие лидеры выступали за более широкий спектр средств борьбы: восстания, террористические акты, создание земледельческих коммун.

После начала революции 1917 г. анархисты участвовали в советах, выступали на митингах под черным знаменем анархии, создавали свои вооруженные формирования, приоб­рели влияние в профсоюзах. В это время анархисты в Петрограде со­ставляли конкуренцию большеви­кам в борьбе за массы. Анархисты из­давали множество газет и журналов («Буревестник», «Труд и воля», «Анархия» и др.), активно участво­вали в июльских событиях. Боль­шинство анархистов поддержало Ок­тябрьский переворот, но вскоре столкнулось с противодействием но­вой власти и стало переходить в оппо­зицию большевистскому режиму. Часть анархистов сражалась на фронтах Гражданской войны против белых, время от времени вступая в союз с красными. Многотысячные военные формирования были созда­ны на Украине анархистом Н. Мах­но. В 1919 г. в ответ на расстрел груп­пы махновцев анархисты взорвали здание МК РКП(б). К концу Граж­данской войны большевикам удалось подавить основные очаги анархист­ского движения. Часть анархистов была расстреляна, часть — выслана из страны, остальные сосредоточи­лись на работе в земледельческих коммунах или отошли от политичес­кой деятельности. В середине 30-х гг. последние объединения «мирных анархистов» были ликвидированы. Во время перестройки в 1989-1991 гг. крупнейшая организация анархистов — Конфедерация анархо-синдикалистов — насчитывала тыся­чи членов. Но после победы над ком­мунистическим режимом это движе­ние пошло на спад.

Общенациональный масштаб вооруженная борьба приобрела лишь с середины 1918 г., когда ряд действий, с одной стороны, советской власти (неуклонно набиравшая силу кампания по «экс­проприации экспроприаторов», заключение «похабного», по выражению В. И. Ленина, Брестского мира, чрезвычайные дек­реты по организации хлебозаготовок), с другой стороны, ее противников (мятеж Чехословацкого корпуса) ввергли в брато­убийственную войну миллионы людей. Именно это время тради­ционно считается началом особого периода в истории Отечест­ва — периода гражданской войны, когда военный вопрос имел определяющее значение для судьбы советской власти и противо­стоящего ей блока антибольшевистских сил. Этот период завер­шился с ликвидацией в ноябре 1920 г. последнего белого фронта в европейской части России (в Крыму). В целом же из состояния гражданской войны страна вышла осенью 1922 г. после изгна­ния с территории российского Дальнего Востока остатков белых формирований и иностранных (японских) воинских частей.

Особенностью гражданской войны в России было ее тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией держав Ан­танты.

В основе военного вмешательства западных держав во внут­ренние дела России лежало стремление предотвратить располза­ние социалистической революции по всему миру, не допустить многомиллиардных потерь от проведенной советской властью на­ционализации имущества иностранных граждан и ее отказа выплачивать государствам-кредиторам долги. Определенные и до­статочно влиятельные круги Антанты вынашивали еще одну, не­гласную цель: по возможности ослабить Россию как своего будущего политического и экономического конкурента в послево­енном мире, раздробить ее, оторвав окраинные территории.

Первый шаг на этом пути был сделан уже в конце 1917 г. Союзники России по мировой войне, Англия и Франция, заключили 10 декабря секретное соглашение о разделе европейской части нашей страны на «зоны действия». Несколько позже была достигнута договоренность, что Сибирь и Дальний Восток являются «зонами действия» США и Японии. Генерал Д. Л. Хорват, один из руководителей белого движе­ния на востоке страны, хорошо знавший закулисную сторону интер­венции, позже в письме к бывшему Верховному Главнокомандующе­му русской армии Великому князю Николаю Николаевичу с горечью признавал: «Все наши бывшие союзники преследовали в борьбе с большевиками собственные эгоистические цели. Но никто не помо­гал России. Сильная, единая Россия никому, кроме русских, не нужна».

В периоде гражданской войны и интервенции достаточно чет­ко выделяются четыре этапа. Первый из них охватывает время с конца мая до ноября 1918 г., второй — с ноября 1918 г. по фев­раль 1919 г., третий — с марта 1919 г. до весны 1920 г. и четвер­тый — с весны по ноябрь 1920 г.

4) «ЗЕЛЕНЫЕ» Во время Граждан­ской войны существовали также "ЗЕЛЕНЫЕ" - отряды крестьян, которые скрывались в го­рах и лесах от мобилизации в армии белых и красных. В 1919 г. в Крыму и на Северном Кавказе «зеленые» со­здали сильные партизанские отря­ды, которые действовали против бе­лых. К 1920 г. они оказались под контролем коммунистов. Числен­ность «зеленых» на Северном Кавка­зе составляла около 15 тыс. бойцов. По мере ослабления деникинцев «красно-зеленые» (как их теперь стали называть) развернули наступ­ление на Черноморском побережье в районах Новороссийска, Туапсе. Адлера и Сочи. В марте 1920 г. «зеле­ные» влились в Красную Армию Черноморья. В других регионах страны «зеленые» были частью более широкого крестьянского движения, направленного преимущественно против большевистской диктатуры.