В 1980 году Фредди сменил имидж - он сделал короткую стрижку и отрастил усы. После этого многие фэны начали присылать ему "подарки" - лак для ногтей и бритвенные лезвия.
13 июля 1985 года стало особенным днем для Queen и Фредди. В этот день состоялся концерт Live Aid - грандиозное шоу на стадионе Уэмбли, где присутствовало 72 тысячи зрителей. Концерт транслировало телевидение всего мира, т.е. его смотрело более миллиарда человек! Своим выступлением Queen обеспечили себе место в истории, а все обозреватели, журналисты, фэны и критики были единодушны, что группа стала гвоздем программы
24 ноября 1991 года Фредди умер у себя дома в Лондоне от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа. 20 апреля 1992 года на стадионе Уэмбли состоялся грандиозный концерт его памяти, в котором приняли участие многие рок-звезды. Но самым лучшим памятником для Фредди стал выпуск альбома Made In Heaven, завершенного тремя оставшимися членами группы. Альбом вышел 6 ноября 1995 года. На нем - самые последние песни, записанные Фредди.
Болин сначала отправился в Денвер, где стал участником банды "American standard", а затем перебрался в Цинциннатти, примкнув к местному блюзмену Лонни Маку. Вернувшись в Денвер, Томми собрал новый проект, "Ethereal Zephyr" (впоследствии просто "Zephyr"). Группа исполняла нечто вроде психоделического блюза и за свою недолгую карьеру успела выпустить пару альбомов. Как раз в "Zephyr" и состоялось знакомство Болина с наркотиками, впоследствии сыгравшими роковую роль в его судьбе.
В 1971 году Томми ушел в "Energy", группу, которая исповедовала джаз-рок-фьюжн в духе "Weather report" и "Mahavishnu orchestra". Этот коллектив не смог выпустить ни одного альбома, зато прославился как профессиональный сопровождающий состав, услугами которого пользовались Джон Ли Хукер, Чак Берри, Альберт Кинг и прочие. Летом 1973-го состоялся кратковременный реюнион "Zephyr", после чего Болин отправился в Нью-Йорк. Там он познакомился с бывшим участником "Mahavishnu orchestra" Билли Кобэмом и помог записать ему джаз-роковый альбом "Spectrum". Именно эта великолепная пластинка принесла молодому гитаристу популярность.
В августе 1973-го Томми был приглашен в "James Gang", в составе которых он записал два альбома. Однако обстановка в коллективе Болину не очень нравилась, и он вновь подался на вольные хлеба. В 1974 году гитарист сотрудничал с "Rainbow Canyon", "Dr. John", "Moxy", Альфонсом Моузоном (экс-"Weather report"), а также выпустил концертную пластинку со своим проектом "Tommy Bolin & Friends". Весной 1975-го Томми решил всерьез заняться сольной карьерой и начал готовить собственный альбом.
Однако вскоре ему пришлось отложить это занятие, поскольку неожиданно пришло предложение присоединиться к "Deep Purple". И все же гитаристу удалось завершить работу над "Teaser", причем его диск вышел почти одновременно с "Come taste the band". Фирма Болина сделала хитрый ход, прикрепив на его сольник стикер "гитарист Deep purple". Участникам команды это не понравилось, и отношение к Болину сильно ухудшилось. Даже Хьюз, нюхавший вместе с Томом кокаин, и тот, в конце концов, отвернулся от него. Если американские концерты "Deep purple" прошли более-менее удачно, то в Англии группу попросту освистали фанаты Блэкмора.
В итоге Болин был вынужден уйти из группы, и отправился обратно в Америку. Продолжая потреблять наркотики, Томми все же сумел записать свою вторую пластинку. Он гастролировал по Штатам со Стивом Мариоттом и Робином Трауэром, а в конце 1976-го выступал на разогреве у Джеффа Бека. 3 декабря Том отыграл очередной концерт, а на следующий день он был найден мертвым в номере отеля. Причиной смерти являлась передозировка наркотиков.
Хендрикс обладал талантом писать редкие по красоте песни и сочинять глубокие тексты к ним. Он умел сделать из концерта захватывающее зрелище, используя разнообразный арсенал приемов: от игры зубами, до эффектного крушения аппаратуры. Свое выступление на фестивале в Монтери (США, 1967) он завершил тем, что облил свою гитару бензином и поджег ее.
«Черный Элвис», – так его назвали британские газеты в 1967, имея в виду то, что у рок-н-ролла появился новый, чернокожий король. Хендрикс был метисом, в нем текла и афроамериканская, и индейская кровь.
В 1964 он переезжает в Нью-Йорк, где собирает группу «Джимми Джеймс энд зе Блю Флэймс» («Jimmy James and the Blue Flames»). Джими часто голодает, но не теряет уверенности в том, что он добьется успеха.
Однажды на концерт его группы приходит Чес Чендлер (Chas Chandler), музыкант английской группы «Энималз» («Animals»). Чендлер заинтересовывается манерой игры гитариста и предлагает ему ехать в Англию, где он сможет устроить Хендриксу выступления. Эти концерты потрясают искушенную лондонскую публику, среди которой присутствовали «Битлз» («Beatles»), «Ху» («The Who») и прочие знаменитости. Джефф Бэк (Jeff Beck), известный английский блюзовый гитарист выразился так: «После того, как появился Хендрикс и сделал то, что сделал, все мы стали выглядеть как компания библиотекарей».
Чендлер помогает Хендриксу организовать группу. В нее входят барабанщик Митч Митчелл (Mitch Mitchell) и гитарист Ноэл Реддинг (Noel Redding), который быстро переучивается на бас-гитариста. Группа получает название Опыт Джими Хендрикса (The Jimi Hendrix Experience) и моментально превращается в лабораторию новаторской музыки и нового звучания.
Необычным для рока того времени было тяжелое и плотное звучание его композиций. Во всех них, несомненно, присутствовал дух психоделии. Гитара Хендрикса звучала необузданно, непредсказуемо, при каждой возможности срываясь в импровизационный полет. Не сдерживал себя и барабанщик Митч Митчел, прекрасно соответствуя хендриксовской линии интуитивной игры. Это была музыка, которая раскрепощала и слушателей, и самих музыкантов. Группа непрерывно гастролирует, в 1968 выпускает второй альбом «Главная ось»: смелый, как любовь (Axis: Bold as Love), и через некоторое время двойной диск «Электрическая Страна Леди» (Electric Ladyland) – результат интенсивных поисков и экспериментальной работы в собственной студии Хендрикса, которая так и называлась «Электрик Ледилэнд».
Хендрикс был добрым и даже застенчивым человеком (считая, что у него нет голоса, он часто стеснялся петь, особенно в студии, где во время записи вокала прятался от присутствующих за занавеской). Но все же именно личные противоречия между Хендриксом и Чендлером привели в 1968 к распаду «Опытов». Хендрикс был «звездой», и вокруг него вилось много «друзей». Некоторые из них старались внушить ему, что черному музыканту нельзя сотрудничать с белыми людьми. Чендлер однажды просто покинул студию, устав от постоянной свиты Хендрикса.
Он организует новую группу, под названием «Electric Sky Church» («Электрическая Небесная Церковь», или другой вариант перевода «Церковь Электрического Неба»), с которой выступает на фестивале в Вудстоке (август 1969). В этом выступлении историки музыки отмечают, прежде всего, 10-минутное психоделическое исполнение Хендриксом гимна США.
Следующим этапом музыкального поиска Хендрикса стало создание «Band of Gypsys» («Цыганского оркестра»), совместно с барабанщиком Бадди Майлзом (Buddy Miles) и армейским товарищем Хендрикса Биллом Коксом (Bill Cox), который играл на бас-гитаре.
В музыке Хендрикса в этом проекте чувствуется сильное влияние фанка. Первый же концерт группы, состоявшийся в конце декабря 1969, вскоре был издан на диске под названием «Цыганский оркестр».
Но в 1970 Хендрикс снова меняет направление и работает над музыкой, которая ближе по звучанию к его ранним произведениям. С ним снова сотрудничает Митч Митчелл, пришедший на смену Майлзу, и в составе Хендрикс-Митчел-Кокс записывается пластинка «Крик любви» (Cry of Love), которая становится последней прижизненной его работой.
18 сентября 1970 Хендрикс погибает в результате несчастного случая. Причиной тому явились наркотики и алкоголь. Эта смерть оказалась одной из первых больших утрат рока конца 1960-х начала 1970-х.
Все существенные моменты биографий каждого из исполнителей я отобразила в сводной таблице, которую Вы можете изучить ниже. В ней отображена сравнительная характеристика по следующим вопросам:
- Как рано музыкант начал увлекаться музыкой?
- Начал заниматься музыкой по собственному желанию?
- Имел ли музыкальное образование?
- Какой вклад внес в развитие рок-музыки?
- Как повлияла «звездная» жизнь на музыканта?