Библиографическое описание составляют непосредственно по источнику. Для исследовательской работы используется алфавитный способ группировки литературных источников, то есть запись по алфавиту авторов и заглавий. Иностранные источники размещаются в соответствии с латинским алфавитом после перечня литературы на русском языке (см. Приложение VI).
1.5. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПРАВЛЕНИЯМ
Перепечатанный набело текст необходимо тщательно вычитать, на одной странице допускается не более пяти исправлений (но не в заголовках), которые выполняются от руки чернилами черного цвета.
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
2.1. РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЩИТЕ РАБОТЫ
Защита работы должна быть простой и четкой. При защите должна быть обоснована актуальность избранной темы исследования и необходимость разрешения выявленных противоречий. При освещении экспериментальной части работы необходимо отметить цели эксперимента, условия его проведения и полученные результаты. Участник должен отметить прикладной характер работы и представлять направление дальнейшего исследования.
Жюри учитывает следующие параметры:
· актуальность рассматриваемой проблемы;
· оригинальность и самостоятельность исследования;
· степень обоснованности теоретических положений исследования и их экспериментальное подтверждение, аргументированность выводов;
· логика изложения материала, четкая выдержанность структуры работы;
· стиль изложения и качество оформления работы;
· наиболее существенные результаты исследования, их теоретическое и практическое значение;
· отзыв научного руководителя.
2.2. ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Текст выступления учащегося должен быть рассчитан не более, чем на 10 минут. Учащийся должен тщательно отрепетировать выступление, научиться свободно оперировать теоретическим, практическим и иллюстративным материалом, а также укладываться в отведенное время – не более 10 минут.
О качестве исследовательской работы судят по содержанию выступления, поэтому текст его должен быть хорошо продуман.
Времени на выступление отводится мало, поэтому в целях его экономии необходимо избегать громоздких фраз. Сложные предложения надо заменить простыми, пространственных рассуждений, сравнений быть не должно.
Одновременно с текстом выступления готовится наглядный (иллюстративный) материал (графики, схемы, таблицы), продумывается вариант их демонстрации: на бумаге, с помощью мультимедийных средств и т. д.
Выступление начинается с обращения «Уважаемый председатель жюри! Уважаемые члены жюри! Уважаемые преподаватели, учащиеся!». Затем следует доклад, который условно можно разделить на три части: вводную, основную и заключительную.
В начале выступления должна быть обоснована актуальность избранной темы исследования и необходимость разрешения выявленных противоречий. Затем формулируется объект, предмет, цель и задачи исследования.
В основной части доклада излагаются результаты исследования. При освещении экспериментальной части работы необходимо отметить цели эксперимента, условия его проведения и полученные результаты. Речь необходимо сопровождать демонстрацией таблиц, схем, графиков и другого иллюстративного материала.
В заключительной части выступления излагаются основные результаты, формулируются выводы, отмечается выполнение поставленных задач. Так же необходимо отметить прикладной характер работы и представить направление дальнейшего исследования.
2.3. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ
Защита научно-исследовательских работ проводится на лицейском фестивале наук «Грани жизни» по секциям. На защите могут присутствовать не только члены жюри, но и преподаватели, не являющиеся руководителями работ, учащиеся других классов.
Процедура защиты проходит следующим образом:
При определении итоговых результатов фестиваля учитывается качество выступления учащегося на защите, уровень его теоретической и практической подготовки, соответствие содержания и оформления работы всем предъявляемым требованиям, отзыв научного руководителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №1
ЛИЦЕЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ НАУК «ПОЗНАНИЕ МИРА»
СЕКЦИЯ ТОЧНЫХ НАУК
МАТЕМАТИКА
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ПЛОСКОСТИ
ФИГУРАМИ РАЗЛИЧНОГО ВИДА,
СВЯЗАННОГО С НЕОБХОДИМОСТЬ СОСТАВЛЕНИЯ
ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА
Автор:
Соломонова Елена Михайловна
г. Павловский Посад
МОУ Лицей №1, 11 класс
Руководитель:
Алексеева Елена Евгеньевна
учитель математики МОУ Лицей №1
первой квалификационной категории
тел. моб. 8-910-431-81-61
e-mail: alekseeva.ok@mail.ru
сайт: http://www.matmir.narod.ru/
МОУ Лицей №1
142500 Моск. обл., г. Павловский Посад,
ул. Сенная, д. 42
тел./факс. 8(49643) 2-32-27
тел. 8(49643) 2-14-68
Павловский Посад
2009 – 2010 учебный год
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Исследование заполнения плоскости фигурами различного вида,
связанного с необходимостью составления геометрического орнамента
Автор: Соломонова Елена Михайловна
Россия, Московская область, г. Павловский Посад, МОУ Лицей №1, 11 класс
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена рассмотрению заполнения плоскости фигурами различного вида.
Была поставлена следующая цель: исследовать заполнение плоскости фигурами различного вида, связанного с необходимостью составления геометрического орнамента.
На первом этапе была изучена научная литература по данной теме. Для проведения данного исследования осуществлен подбор энциклопедической и учебной литературы разных годов издания и разных авторов.
Вторым этапом данной работы было рассмотрение истории возникновения орнамента. Отмечено, что возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита.
На третьем этапе исследования определены виды орнаментов. Выделены основные классификационные признаки орнамента - происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы объединены в десять групп.
На четвертом этапе исследовано составление геометрического орнамента.
На пятом этапе выполнена практическая работа по составлению орнамента.
Материал данной работы можно рекомендовать к использованию на уроках математики или на занятиях школьного математического кружка в качестве дополнительного материала с целью появления заинтересованности к учебному предмету и пробуждения желания к изучению математики у учеников, а также для расширения их кругозора.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Исследование заполнения плоскости фигурами различного вида,
связанного с необходимостью составления геометрического орнамента
Автор: Соломонова Елена Михайловна
Россия, Московская область, г. Павловский Посад, МОУ Лицей №1, 11 класс
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……………….………….. 5
Научно-исследовательская часть………………………………………….............................................8
Глава 1. Орнамент ………………………………………………………………..……………..…. 8
1.1. Определение орнамента …………………………………………….…………..…...…… .8
1.2. История возникновения орнамента ……………………………………………………….8
1.3. Виды орнаментов……………………………………………………………………………9
Глава 2. Геометрический орнамент - паркет …………………..………………………….………11
2.1. Правильный паркет …………………………………………...………………….. ….……11
2.2. Расширение способов составления правильного паркета из правильных многоугольников……….…………………………………………………………………….12
2.3. «Неправильный паркет»…………………………………………… …………………..…. 14
Глава 3. Заполнение плоскости фигурами сложного вида ……………………………………….15
Практическая часть…………………………………………………………...........................................16
Заключение………………………………………………………………………………………….……17
Список использованной литературы…….…………………………………….….. …………….……..18
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Исследование заполнения плоскости фигурами различного вида,
связанного с необходимостью составления геометрического орнамента
Автор: Соломонова Елена Михайловна
Россия, Московская область, г. Павловский Посад, МОУ Лицей №1, 11 класс
ВВЕДЕНИЕ
Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики.
Герман Вейль
На Руси люди старались украсить терема, церкви. Они придумывали удивительные замысловатые орнаменты, в основном цветочные. В современном мире человек также украшает свой быт. Орнаменты в виде лент (БОРДЮРЫ) применяют маляры и художники при оформлении комнат, зданий. Кроме линейных орнаментов (бордюров) существуют плоские орнаменты, заполняющие лист бумаги (плоскость) без промежутков. Такие орнаменты называют ПАРКЕТАМИ. Это такие же паркеты, как в наших квартирах, как орнаменты на линолеуме, как рисунки на обоях.