В то же время, нельзя сбрасывать со счетов и политический вес претендентов на пакет акций. В этом отношении у близкого к Владимиру Путину Леониду Рейману возможностей больше, хотя и «Альфа» обладает мощными лоббистскими связями. С этой точки зрения альянс «Альфы» с «Системой» представляется жизнеспособным проектом.
По итогам 2005 года результаты МТС оказались значительно хуже, чем у «Вымпелкома». Так, в конце 2004 года МТС опережала главного конкурента на 600 тыс. абонентов, но к июлю 2005 года отрыв сократился в 10 раз. Несмотря на принимаемые меры, МТС удалось восстановить отрыв от «Вымпелкома», в основном за счет искусственного увеличения абонентской базы, но это не помогло. Кроме того, проведенная МТС смена биллинга сопровождалась массовыми сбоями, у некоторых абонентов со счета ошибочно были списаны деньги, что привело к уходу абонентов, но, если верить статистике, отток составляет около 0%, что еще раз подтверждает тезис об искусственном увеличении абонентской базы.
К неудачам МТС можно отнести и проигрышную по сравнению с «Вымпелкомом» рекламную кампанию «Билайна», и неожиданный отказ от раскрученного брэнда «Джинс», в который было вложено много сил и средств.
В результате это привело к ухудшению показателей и затем – к частичной смене руководства компании. Еще осенью в МТС появилось три новых топ–менеджера: первым вице–президентом стал Эрик Франке (до этого возглавлял украинскую «дочку» МТС), вице–президентом по продажам и абонентскому обслуживанию – Михаил Шамолин (ранее работал в украинской «Интерпайп»), а замруководителя блока маркетинга – Гжегож Эж (прежде – топ–менеджер польского GSM–оператора Era).
Кадровые изменения коснулись и самой АФК «Система»: Владимир Евтушенков в январе сложил себя полномочия президента компании, предложив на свое место Александра Гончарука. Сам Евтушенков станет председателем совета директоров.
Справка
Александр Гончарук работает в «Системе» с 1992 году, куда пришел из Главного штаба ВМФ. В 1993 году он возглавил страховую компанию «Лидер», а в 1995 году – стал руководителем блока телекоммуникаций. В 1996 году вошел в состав совета директоров АФК. Летом 2003 года возглавил зеленоградский «Концерн «Научный центр», превратив его в корпорацию «Ситроникс». Доля высокотехнологичного направления в выручке АФК за 9 месяцев 2005 года превысила 12% – этот бизнес занял второе место после телекоммуникационного (79%), а по темпам роста выручки «Ситроникс» занимает первое место среди дочерних компаний АФК.
Выход на международные рынки капитала, сделки с западными активами и перестановки в высшем руководстве – все вместе это говорит о намерении «Системы» стать телекоммуникационной компанией международного масштаба. Однако, по мнению аналитиков, для этого компании приложить огромные усилия, в особенности в направлении развития корпоративной культуры, которая в России кардинально отличается от западных стандартов.
«Комстар» стал еще одной российской компании, которая провела IPO на Лондонской фондовой бирже. «Комстар–ОТС» разместил на бирже 139 млн. акций дополнительной эмиссии и 7,5 млн. акций, принадлежащих дочерней компании АФК «Система» Ecu Guest Holding (35% акций «Комстара»).
Справка
«Комстар – Объединенные телесистемы» («Комстар–ОТС») – второй после Golden Telecom альтернативный оператор фиксированной связи Москвы. Компании принадлежит 55,62% акций «Московской городской телефонной сети» (МГТС), 100% акций «МТУ–Интела», 99% акций «МТУ–Информа» и 100% акций «Телмоса».
Акционеры «Комстара» – АФК «Система» (54,58%), подконтрольные «Системе» ЗАО «Объединенные телесистемы» (20,59%) и ECU GEST Holding (4,13%), а также МГТС (4,13%) и подконтрольное ей ЗАО «Объединенные телесистемы МГТС» (16,57%).
Объем привлеченных средств составил 1,06 млрд. долл., что является вторым результатом среди всех российских компаний после АФК «Система» (1,56 млрд. долл.).
Размещение акций прошло удачно, несмотря на то, что в январе, почти накануне размещения, Счетная палата заинтересовалась планируемой продажей МГТС своей недвижимости. Этой недвижимостью являются площади, высвобождаемые из–за перевода сети с аналоговых АТС на цифровые, занимающие меньше места. Всего в 2006 году должны подготовить к продаже 12 зданий, а в целом модернизируемые АТС занимают в Москве 225 зданий. По мнению аудиторов СП, такая распродажа может привести к «обесцениванию пакета акций МГТС, принадлежащего «Связьинвесту», и в конечном счете снижению стоимости активов самого «Связьинвеста».
Надо отметить, что Счетная палата проверяла «Связьинвест» в 2003–2004 годах: у аудиторов СП возникли сомнения в правах АФК «Система» на 56% акций МГТС. АФК получила контроль над оператором в течение 1994–1998 гг., а аудитор Владислав Игнатов, проверявший «Связьинвест» вместе с Михаилом Бесхмельницыным, пришел к выводу, что при приватизации был нарушен закон, и доля государства в уставном капитале МГТС снизилась с 39% до 23,3%. Срок давности события уже истек, поэтому доказать эти выводы в суде невозможно.
По мнению аналитиков, привлечение внимания к дочерней структуре АФК могло негативно повлиять на размещение акций «Комстара» в Лондоне, хотя в проспекте IPO в разделе «Риски» указана возможность разбирательств с приватизацией МГТС. Кроме того, если и будет продана часть недвижимости, это существенно не повлияет на финансовые результаты МГТС и «Комстара».
Владельцы «Альфа–групп» уже в течение длительного времени постоянно находятся в центре внимания. В последнее время это внимание сосредоточено в большей мере на Михаиле Фридмане, имя которого часто упоминается вместе с именем Михаила Касьянова. Например, известный «борец за правду» Александр Хинштейн, положивший начало «дачному делу» (о незаконной продаже государственных дач «Сосновка-1» и «Сосновка–3») заявляет о том, что он разоблачил заговор с целью совершения государственного переворота в России, в котором принимают участие Касьянов и Фридман. Стоит отметить, что Арбитражный суд Москвы признал недействительным аукцион по продаже дачного участка «Сосновка–3» и обязал «Вэлтэкс» (афилированную с Фридманом) возвратить в госсобственность комплекс расположенных на этом участке зданий. В свою очередь ФГУП «ВПК–Инвест», которое в ноябре 2003 года провело приватизацию госдачи, должно вернуть компании «Вэлтэкс» 10,1 млн. руб. Таким образом, суд удовлетворил иск Росимущества, которое утверждало, что сделка по продаже «Сосновки–3» с аукциона «противоречит основам правопорядка и нравственности», поскольку проводилась с очевидными нарушениями. Кроме того, по мнению ряда аналитиков, преследование банка «Нефтяной» и его главы Игоря Линшица также связано с деятельностью Михаила Касьянова и, следовательно, нити тянутся и к Михаилу Фридману. Таким образом, подозрения, что власть в ближайшее время может начать наступление на «Альфа–групп», имеют под собой серьезные основания.
Важно обратить внимание и на слухи, которые постоянно циркулируют в бизнес–сообществе. Так, в последнее время все чаще стала появляться информация о продаже части бизнеса «Альфа–групп», в частности – «Альфа–банка». В такой ситуации вполне оправданны были бы подозрения о выводе капиталов владельцев «Альфы» из России (так как в 2005 году уже предпринимались некоторые действия в этом направлении (например, ВР раньше намеченных сроков выплатила деньги за 50% ТНК). В результате «Альфе» приходится отрицать эти факты.
По оценке Михаила Фридмана, стоимость «Альфа–банка» на данный момент составляет около 3,5 млрд. долл., и продать его за такие деньги в течение короткого времени не представляется возможным. По мнению аналитиков, реальная стоимость банка несколько ниже – около 2,5 млрд. долл., что, правда, также не позволяет быстро продать актив.
Другой способ продать бизнес – проведение IPO, однако в «Альфа–банке» отрицают и наличие таких планов. Во–первых, у банка есть внутренние ресурсы для инвестирования, во–вторых, доходность банка составляет около 20%, и владельцам нет смысла делиться прибылью с другими участниками рынка.
Между тем, стала известна структура акционерного капитала «Альфа–групп», которой принадлежит более 75% «Альфа–банка». Эта информация имеет тем большее значение, что «Альфа–групп» практически впервые в своей истории приоткрывает данные о своих владельцах.
Интересно, что данные озвучил именно МИхаипл Фридман. Судя по всему, он решил продемонстрировать открытость перед властями, так как атмосфера вокруг деятельности группы серьезно сгущается и в любой момент может стать негативной.
Итак, по имеющимся данным, Фридман – самый крупный акционер «Альфы», ему принадлежит более 40% акций. Одним из его партнеров является Герман Хан (исполнительный директор ТНК–ВР). Также известно, что доля акций есть у председателя совета директоров «Альфа–Эко» Алексея Кузьмичева. Затем осенью 2005 года стало известно, что эти три бизнесмена контролируют 77,07% Alfa Bank Hoolding Financial Limited (владеет Альфа–банком), причем ни у одного из них нет 50% акций или более. Из оставшихся акций около 14% «Альфа–банка» принадлежит Петру Авену (по некоторым данным, столько же ему принадлежит и в нефтяном, и телекоммуникационном бизнесах). По 4% принадлежит Алексу Кнастеру и Андрею Косогову, еще 1% – у Александра Толчинского, долгое время проработавших в «Альфе».
По мнению экспертов, раскрытие информации об «Альфе» вполне укладывается в появившуюся недавно тенденцию к повышению прозрачности бизнеса, в том числе банковского. Так, в 2004 году МДМ–банк заявил, что по 50% акций банка контролируют Андрей Мельниченко и Сергей Попов. Около 97% акций Росбанка владеют структуры «Интерроса» Владимира Потанина и Михаила Прохорова. Из крупнейших частных банков официально не раскрыли структуру собственности Межпромбанк и «Петрокоммерц».