Смекни!
smekni.com

Перспективы деятельности некоторых российских компаний (стр. 9 из 15)

Итого, «ГидроОГК» может понадобиться около 43 млн. долл., получить которые компания рассчитывает из разных источников, в том числе из средств инвестиционного фонда. Перспективы привлечения иностранных инвесторов без принятия решения на государственном уровне практически не возможно, поэтому компании приходится рассчитывать на свои силы и заемные средства. В первом полугодии «ГидроОГК» намерена выпустить облигационный заем на 5 млрд. руб., средства от которого пойдут на строительство Богучанской ГЭС. А до конца 2006 года компания планирует выйти на международный рынок заимствований. В итоге к 2010 году «ГидроОГК» планирует выйти на годовой объем инвестиций в 4 млрд. долл.

По мнению аналитиков, акцент на строительство новых мощностей может не оправдать себя в условиях изношенности существующих мощностей. Уже почти более половины имеющегося сегодня оборудования ГЭС находится в аварийном состоянии. Так, по данным МЧС, в прошлом году на гидростанциях произошло 300 аварий, что в 2–2,5 раза больше, чем в среднем в мире. А на двух ГЭС – Гизельдонской и Баксанской – турбины не менялись с 1934 и 1936 гг. соответственно. Т.е. нужно помнить, что новое строительство – это хорошо, но не стоит забывать о безопасности и надежности гидросооружений.

ОАО «СУАЛ-ХОЛДИНГ»

В середине февраля 2006 года Владимир Путин подписал указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации, в которую должны войти как военное, так и гражданское авиастроение.

На первом этапе, который должен продлиться не дольше 3–4 месяцев, планируется объединить предприятия, пакеты акций которых принадлежат государству и частным структурам. Среди них – АХК «Сухой», ОАО «Туполев», Комсомольское–на–Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина (КнААПО), МАК «Ильюшин», Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова, внешнеэкономическое объединение «Авиаэкспорт», а также две лизинговые компании – Финансовая лизинговая компания и «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК). Во всех этих предприятиях государство имеет свою долю, которая варьируется от 100% (АХК «Сухой») до 15% в «Авиаэкспорте».

Основной задачей ОАК станет создание принципиально нового проекта в авиастроении, который позволит к 2015 году серьезно увеличить производство как в гражданском, так и в военном авиастроении.

Этот новый проект представляет большой интерес для российских металлургических компаний, прежде всего – алюминиевых. Стоит напомнить, что СУАЛ достаточно давно заявлял о своих планах стать серьезным игроком на авто и авиа–промышленном рынках. Были предприняты конкретные шаги – компания купила Соликамский магниевый завод, обеспечивающий потребности в изготовлении пригодного для авиа–промышленности «легкого алюминия» – дюраля. Владелец СУАЛа Виктор Вексельберг также заявлял о намерении создать с государством совместный холдинг на базе «ВСМПО–АВИСМа» в случае установления над ним контроля (к чему уже прислушался «Рособоронэкспорт»). Теперь у СУАЛа может появиться еще одна точка соприкосновения с государственными интересами, так как компания в том числе занимается производством авиационного алюминия. У компании уже есть ряд проектов с иностранными партнерами в этой области. Так, в середине февраля было подписано соглашение между Airbus и компанией СУАЛ–Холдинг о поставках авиационного алюминия. В результате «СУАЛ» получил долгосрочного внешнего партнера. Если теперь СУАЛу удастся стать еще и поставщиком алюминия для нового концерна, то компания сможет укрепить себя в качестве стратегического партнера государства.

Однако во многом перспективы СУАЛа сильно зависят от способности компании расширить производство. Учитывая масштабность проектов, реализуемых компанией (например, «Коми–Алюминий), принципиально важно привлечение стратегического инвестора, что сделать не удается уже в течение длительного времени. В результате, складывается ситуация, которая может привести к стратегическому альянсу между двумя крупнейшими алюминиевыми компаниями России: СУАЛом и «Русским алюминием».

По статистике, эти две компании контролируют практически все производство алюминия России. Если «СУАЛ» станет партнером ОАК, это будет дополнительным преимуществом Виктора Вексельберга на переговорах с Олегом Дерипаской по вопросу создания такого партнерства, которое, по некоторой информации, получило поддержку в Кремле. В результате, стоимость объединенной компании может составить около 15 млрд. долл., она будет производить около 11 млн. тонн бокситов, более 6 млн. тонн глинозема и более 3 млн. тонн первичного алюминия.

В принципе, это слияние будет выгодно обеим сторонам. Так, «Русал», по имеющимся данным, давно вынашивал планы по поглощению конкурента, и переговоры об этом даже велись в 2005 году, но стороны не устроила цена сделки. А СУАЛу необходимы дополнительные средства на реализацию его проектов по строительству глиноземных и алюминиевых комплексов, а кроме того в сложившейся ситуации (неоднократно отмечалось, что позиции «Реновы» и «Альфа–групп» серьезно пошатнулись, что проявилось, например, в ситуации с Ковыктинским проектом) Вексельбергу нужно государственная поддержка, в том числе в титановой области. А лоббистские возможности Олега Дерипаски широко известны.

Нужно отметить, что ближайшее время будет благоприятным для слияния бизнесов. Аналитики прогнозируют, что цены на рынке будут оставаться стабильно высокими, рост цен на базовые металлы продолжится как в 2006, так и в 2007 году. Соответственно, объединенная компания сможет занять третье место в мире по производству первичного алюминия и второе–третье – по добыче бокситов.

Зависеть от стратегического партнера будет и судьба объединения активов СУАЛа с угольными активами Access Industries в Казахстане. Решение об объединении угольных и алюминиевых активов Леонардом Блаватником и Виктором Вексельбергом было принято еще в 2003 году, они должны были стать частью международной компании, которую партнеры планировали создать вместе с Fleming Family & Partners (FF&P). FF&P должна была внести в объединенную компанию никелевый проект на Кубе и танталовое месторождение в Мозамбике. А в апреле 2005 года гендиректор СУАЛа Брайан Гилбертсон, нанятый для превращения СУАла в глобальную компанию, заявил, что укрепление алюминиевого холдинга начнется с энергетики. Тогда Sual International договорился объединить активы с угольными предприятиями Access Industries. Access владеет одним из крупнейших в мире открытых угольных разрезов – «Богатырь» в Казахстане. Работающее на нем ТОО «Богатырь Аксес Комир» в 2005 году отгрузило потребителям 35,3 млн. тонн угля, в основном энергетического. СУАЛ также подписал предварительное соглашение о покупке у принадлежащих Вексельбергу «Комплексных энергетических систем» (КЭС) 28% акций территориальной генерирующей компании (ТГК–9), которая снабжает теплом и электричеством заводы СУАЛа в Уральском регионе.

Но затем в отношениях между СУАЛом и фондом FF&P начался кризис, во многом связанный с отказом последнего от участия в проекте «Коми–Алюминий». В результате сделка по объединению бизнесов с британцами так и не состоялась, а теперь под угрозой оказалась и сделка с Блаватником. С одной стороны, у СУАЛа приоритетным стало развитие алюминиевого направления – в течение 7–8 лет планируется построить два алюминиевых завода совокупной мощностью не менее 1 млн. тонн, а также пятую очередь ИркАЗа. При этом нельзя недооценивать роль энергетической составляющей в алюминиевом бизнесе. А учитывая поиск нового стратегического партнера, Вексельберг решил отложить объединение с Блаватником до консультаций с новым партнером.

Кроме «Русала», потенциальными партнерами СУАЛа могут стать Anglo American и Hydro. Anglo American также занимается углем – ее подразделение Anglo Coal добывает уголь в Южной Африке, Колумбии, Венесуэле и Австралии. Лишь Hydro до сих пор из энергоносителей интересовалась только углем и газом. К тому же есть и такие компании, как Rio Tinto и BHP Billiton, которые занимаются и углем, и алюминием, и другими цветными металлами. Так что объединение СУАЛа с угольными активами Access в будущем может все же состояться.

В то же время, «Ренова» начала переговоры о продаже приобретенных в 2005 году золотодобывающих активов в России и Казахстане. К ним относятся: «Корякгеолдобыча», которой принадлежат лицензии на разработку месторождений Агинское, Аметистовое, «Большой золотой» и Бараньевкий, и блокпакет акций казахского предприятия «Чаралтын» – ведущего производителя золота в республике. Из этих активов добыча сейчас ведется только на «Чаралтыне», производящем чуть более тонны золота в год на месторождении «Мизек», а также на камчатском Агинском. Сумма сделки может составить 200–500 млн. долл.

Покупателем выступает канадская компания Barrick Gold. Надо отметить, что эта компания довольно давно интересуется российскими активами. В 1996 году она открыла здесь геологоразведочное бюро, но не стала самостоятельно инвестировать в проекты, оказывала лишь консалтинговые услуги в разведке и геологии. Позднее Barrick купила долю 8,9% в ирландской Celtic Resources, владевшей на паритетных началах с АЛРОСА российской Южноверхоянской горной компанией, которой в свою очередь принадлежит лицензия на Нежданинское месторождение в Якутии. В перспективе Barrick рассчитывала выкупить полностью права на это месторождение, ведь оно занимает второе место после «Сухого Лога» в Иркутской области (запасы оцениваются в 1 тыс. тонн золота). Но Celtic не удалось сохранить контроль над своим пакетом: 30% были изъяты в качестве обеспечения долга, а 20% были недавно приобретены ЗАО «Полюс», ранее выкупившем долю АЛРОСА. Это оказало довольно негативное влияние на отчетность канадской компании, но позитивным моментом стало соглашение между «Полюсом» и Celtic о выкупе этих спорных 20% акций.