Смекни!
smekni.com

культура древней руси (стр. 4 из 6)

Летописец не являлся беспристрастным описателем истории. Содержание летописи видоизменялось в зависимости от того в каком монастыре и при правлении какого князя она была написана. Хотя основные исторические реалии оставались неизменными, каждый автор вносил свои коррективы, изменял акценты и исправлял незначительные события в угоду времени и политической обстановке.

Характерна тесная связь литературных произведений с народным фольклором. Не смотря на то, что многие известные нам произведения того времени были написаны в стенах монастырей, тексты их изобилуют фольклорными выражениями, носящими явную языческую окраску. Наиболее известным примером может служить «Слово о полку Игореве». Здесь и обращение Ярославны к Солнцу, и сравнение автора с мифическим Бояном – внуком Велеса, и многое другое.

Несмотря на такой, вроде бы народный характер литературы, своим читателем авторы произведений видят не народ, а светскую и духовную верхушку общества. На это указывает используемый образный ряд и то что аргументация, приводимая автором понятна именно власть имущим.

Русская литература вплоть до XVII века не знает условных персонажей, все они – реально существовавшие исторические личности: князья, полководцы, епископы, митрополиты, святые отшельники и подвижники.

Русская литература носила поучающий характер. В каждом произведении содержалась мысль о том как должно жить человеку. Эта традиция продолжает существовать в нашей литературе вплоть до настоящего времени.

Появление письменности привело к возникновению книжной миниатюры, называемой «рукопись лицевая». Наиболее известные миниатюры принадлежат киевским мастерам. В изображении они следуют византийскому канону, но используют более яркие краски и обилие золота, благодаря чему миниатюра напоминает ювелирное изделие.

Города Киевской Руси, подобно европейским замкам ограждались рвами, валами и стенами. Стены делались каменные, кирпичные, земляные и деревянные, последние представляли собой тын из бревен, расположенных по земляному валу. Города располагались так, чтобы рельеф местности обеспечивал им естественную защиту, использовались, горы, реки, озера и даже болота. Обычно в городе было несколько линий укреплений: внутри кремль (детинец), обнесенный стеной, за ним на значительном удалении другая стена огораживала белый город, далее тыном и рвом был защищен посад.

Как каменные, так и деревянные стены городов не имели правильных очертаний. В каменных стенах делались зубцы, составляющие треть всей вышины. По протяжению всей стены возвышались башни: в каменных городах - каменные, в деревянных - деревянные. Но иногда случалось, что при деревянных городских стенах башни были каменные, как, например, в Ярославле. Кроме башен, в стенах делались разного рода уступы, скатные пристройки, выпячивающиеся наружу, с деревянными котами (катками), которые спускались на неприятеля во время осады, печоры (углубления внутри стены) и быки (укрепления на которых располагались дополнительные стены). Пространство стены между башнями называлось прясло. Прясла были различной длины в одном и том же городе, в Новгороде эта разница составляла от 46 до 150 сажен. Также различна была и толщина стен. По пряслам устраивались окна из которых метали в осаждающих камни и бои – узкие отверстия для стрельбы. В больших городах боев три: подошвенный, средний и верхний. Стены внутри имели лестницы и ходы из одной башни в другую.

В отличие от европейских городов, где дома строились компактно, стена к стене, русская городская застройка носила слободской характер. Возле домов располагались просторные дворы, где предписывалось, для предохранения от пожаров, варить кушания и печь хлебы в стороне от жилых строений. Дворы огораживали заборами и дом стоял не возле ворот, а посередине. Наиболее распространенными были деревянные, срубные жилища – избы.

Своеобразна храмовая архитектура того времени. Русские мастера взяв за основу византийскую крестово-купольную конструкцию, дополнили ее элементами русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Количество куполов имело символическое значение: три – троица, четыре – евангелисты, тринадцать – Иисус и двенадцать апостолов. Символична и форма купола-луковицы. Византийский купол изображает собою свод небесный, покрывающий землю. Готический шпиль – неудержимое стремление ввысь, а наша «луковица», воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам. Это завершение русского храма подобно языку пламени, увенчанному крестом и к кресту заостряющемуся. Со стороны русский храм подобен огромной свече, а многоглавые соборы – гигантским многосвечникам. Внутри древнерусского храма луковичные главы сохраняют традиционное значение купола. Внутренняя архитектура церкви выражает собой идеал мирообъемлющего храма, за пределами которого ничего нет; естественно, что тут купол выражает крайний и высший предел вселенной, небесную сферу ее завершающую, где царствует сам Бог. Иное дело – снаружи, там над храмом есть подлинный небесный свод, напоминающий, что высшее еще не достигнуто земным храмом; для достижения ему необходимо молитвенное горение, что и выражает купол-луковица

Крестово–купольной формы храм прямоугольный в плане, четырьмя или более столбами его интерьер делится на продольные части – нефы. Четыре центральных столба соединены арками, поддерживающие барабан купола. Все центральное пространство храма в плане образует крест. В восточной части интерьера, в апсиде, полукружьями выступающей на внешней стороне, размещаются алтарные помещения. Здесь совершается богослужение и находится главная святыня – престол. Поперечное пространство в западной части храма называется притвором. В этой же западной части располагались хоры. Отличительной чертой храма домонгольского периода является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами на прясла.

Такова Десятинная церковь построенная при князе Владимире, таков и знаменитый Софийский собор возведенный при Ярославе Мудром. Софийский собор в Киеве стал центром русской митрополии. Своей монументальностью и богатством внутреннего убранства он символизировал могущество великого киевского князя. Многоцветная мозаика украшала центральный купол и арки собора, его стены были расписаны фресками, изображавшими не только религиозные, но и бытовые сюжеты, в том числе и Ярослава Мудрого с семьей. Изображение тогда в соответствии с каноном было лишено перспективы: князь и его семья изображены на одной линии, более значимые фигуры изображались более крупными.

Искусствоведы выделяют новгородскую традицию в храмовом зодчестве, храмы этой территории более строгие, массивные, с четко очерченными формами. Возможно строителям приходилось считаться с особенностями местного строительного материала.

Характерно то, что новгородская практичность нашла свое отражение и в отношении храмов. К XII веку их на территории Новгорода насчитывалось 69. Большинство из этих храмов использовалось не для торжественных обрядов, а для ведения повседневных служб и как складские помещения.

. Строительство крупных архитектурных сооружений сопровождалось развитием монументальной (фресковой) живописи и мозаики.

Так же широкое распространение в древней Руси получила станковая живопись – иконопись. Иконы писались на дереве – сухих в течение нескольких лет выдержанных досках. На деревянную основу наклеивался холст и накладывался слой мела, по которому писалось красками. Первые иконы были византийского происхождения. Долгое время они являлись каноном для последующих русских икон. Пример: икона Владимирская Богоматерь, послужившая основой для иконографического стиля «Умиление». Византийскому стилю присуща холодность и отвлеченность ликов.

Русские мастера унаследовали византийский канон об истонченности тел, неподвижности фигур на иконах, крестообразном расположении рук и благословляющем сложении перстов. Что символизировало победу духа над плотью и было необходимо для того, чтобы оттенить выражение глаз и взгляд лика. Но византийскую холодность и отчужденность на русской иконе заменила теплота живого чувства.

Иная художественная манера отличала Новгородскую и Псковскую иконопись. Суровость, аскетизм и непреклонность иконописных ликов производят большее впечатление из-за своей реалистичности. Иконы изображают близкие к реальности лица, лишенные схематичности и условности, присущей Византийской и Киевской школе.

Единой чертой таких несхожих стилей иконописи как Киевский и Новгородский и вообще отличительной чертой русской иконографии является подчиненность иконы внутренней структуре храма. Кроме того стоит отметить то, что в самой иконе была заложена архитектурная идея, выраженная во внутренней симметрии расположения фигур на доске вокруг одной центральной. Все это выражало русскую идею соборности, подчиненности частного целому.

К началу Монгольского вторжения на Руси существовало более 300 крупных городов – центров ремесел и культуры. Изделия русских ремесленников были настолько хороши, что ими даже велась торговля. К примеру, висячие замки с ключом затейливого рисунка находили сбыт в соседних странах. Там их называли русскими замками.

XI – XIII век является расцветом ювелирного искусства. Бронзовые, медные и серебряные украшения высоко ценились в русских землях. Цветные металлы импортировали из соседних стран, а русские мастера создавали из них высокохудожественные произведения. Основным техническим приемом ювелиров того времени являлось литье. Особой формой литья являлось литье по восковой модели. Приготовленная восковая модель, часто сложной формы с мелкими деталями, обкладывалась сырой глиной, глина обжигалась на огне. Воск вытекал, металл заливался в глиняную форму, которая после застывания разбивалась. Отсюда этот способ литья получил название «потерянной форы». Подобные изделия не могли носить массовый характер и отличались отсутствием литейного шва.