На севере – в Новгороде и Суздале получила развитие рельефная чеканка. Суть этого приема в выдавливании рисунка рельефом наружу. Новгородцы для массового производства использовали матрицы. Высокого уровня достигло сканное дело. Сканью или филигранью называли изделия из скрученной серебряной или золотой проволоки. Существовало два стиля скани. В одном случае скручена проволока была основой для создания объемных ажурных узоров, в другом – накладывалась на пластины. В том и в другом случае мастера применяли пайку.
Также большого мастерства достигла техника зерни. Мельчайшие серебряные или золотые зерна накладывались по рисунку на пластины и припаивались. Кроме этого русские мастера были хорошо знакомы с золочением и инкрустацией золотом и серебром по железу и меди с применением черни. Большого мастерства русские ювелиры достигли в изготовлении инкрустаций с применением эмали. Первоначально она была выемчатая, затем на смену такому способу пришла эмаль перегородчатая – более экономичная.
Произведения ювелирного искусства древней Руси сочетают самые различные способы обработки, что требовало от ремесленников не только хорошей техники и художественного чутья, но и знания физических и химических свойств материала.
Особым видом мастерства было производство стеклянных изделий. Долгое время считалось, что изделия из стекла были исключительно привозные, пока не были обнаружены стеклодувные мастерские.
Самым же любимым и часто используемым материалом было дерево. Историк Рябцев Ю.С. называет период киевской Руси деревянным веком. Это не случайно, ведь в эту эпоху из дерева изготовлялось буквально все. Дома, укрепления, мебель, утварь, даже гвозди и мостовые.
Культура Владимиро-Суздальской Руси: белокаменное зодчество, иконопись, литература.
К XII веку Киевская Русь утеряла свои централизующие позиции. Одной из основных причин дробления единого государства на мелкие уделы была неудачная система наследования княжеских столов, причем не только великокняжеского, но и удельных княжеств. На Руси наследование шло по лествичному праву. То есть, наследовал не старший сын князя, а старший мужчина из княжеского рода. При этом учитывались не только близкие родственники, но так же двоюродные и даже троюродные. При этом удельные княжества так же распределялись по старшинству, что вызывало путаницу и очень часто приводило к военным столкновениям за княжеские престолы. Этим столкновениям способствовало не только наличие у каждого претендента своей дружины, но и общественное мнение, считавшее практику «искания столов» нормальной (смотри «Слово Даниила Заточника»).
Раздробленность Руси привела к появлению в единой прежде культуре местных особенностей, которые всячески подчеркивались. Создавались свои обычаи и традиции, возникали отличия в одежде. Единой оставалась лишь православная вера, да язык, несмотря на возникновение большого количества диалектов.
Таким образом, раздробленность, сказавшаяся негативно на политической жизни страны, привела к большему разнообразию в области культуры. Новые экономически самостоятельные княжества были вынуждены создавать новые торговые пути, что приводило к расширению международных связей и росту городов как ремесленных центров.
Возвышение Ростово-Суздальского княжества было вызвано удобным географическим положением. Оно находилось в центре русских земель и было защищено другими княжествами от всех возможных внешних врагов. Вместе с тем, наличие удобных путей через Валдайские переволоки позволяло вести активную торговлю со всеми соседними народами и другими русскими княжествами, что привело к мощному экономическому росту. Город Владимир был заложен в честь приезда отца Юрия Долгорукого - Владимира Мономаха.
Независимость Ростово-Суздальская земля обрела после смерти Мономаха в правление князя Юрия Долгорукого. Наибольшего расцвета город Владимир достиг при Андрее Боголюбском – сыне Юрия, стремившемся сделать город столицей земли русской в противовес Киеву. Как раз в это время княжество и было переименовано во Владимиро-Суздальское.
Подражая Киеву, во Владимире были построены золотые и серебряные ворота и заложен Успенский кафедральный собор.
Особенностью архитектурного стиля Владимиро-Суздальского княжества были его белокаменные храмы. Церкви, возводимые из обычного в той местности белого камня, не отличались монументальностью, напротив, поражали своим изяществом и удивительно гармонично вписывались в окружающей пейзаж. Камень обрабатывался таким образом, что казался светящимся изнутри. Примером такого зодчества может служить храм Покрова на Нерли.
В конце XII века строительством Спасской церкви Ефрасиньего монастыря в Полоцке, была открыта новая страница русского храмового зодчества. Она характеризуется созданием башнеобразных храмов динамичных, устремленных вверх пропорций, отличающихся повышенной в сравнении с Византийской декоративностью и нарядностью. Конструктивной основой этого стиля является введение системы ступенчато повышающихся арок. Процесс этот начался одновременно в нескольких южно-русских городах. Примером этих храмов может служить церковь Параскевы Пятницы в Чернигове и Архангела Михаила в Смоленске.
Зародившись в иных княжествах наибольшее выражение этот стиль получил во Владимиро-Суздальской земле, поскольку именно там в это время велось масштабное храмовое строительство. Примером может служить Дмитриевский собор во Владимире. Владимиро-Суздальский стиль отличался обилием фасадных скульптурных украшений и резной декоративной пластикой.
В данный период времени у Владимиро-Суздальских изографов суровость взгляда на иконах сменяется грустью и задумчивостью. К началу XIII века складывается русская концепция христианских образов. На смену образу святых, взирающих осуждающе на этот греховный мир, приходит образ небесного заступника всепрощающего и скорбящего об участи человека. Особенно распространены в этот период изображения Богоматери Царицы Небесной, Христа-Богочеловека, Софии Премудрости Божьей и Архангела Михаила. Появляются иконописные изображения князей достойных святости.
В лучших творениях мастеров в ликах икон скорбь о человеке и радость просветления сливаются в органическое целое. Храм св. Иоанна Предтечи в Ярославле яркий тому пример. С одной стороны, Иоанн, как Предтеча Христов, олицетворяет собой идею отречения от мира: он готовит людей к восприятию нового смысла жизни проповедью покаяния, поста и всяческого воздержания; эта мысль передается в изображении его изможденным ликом с неестественно истонченными руками и ногами. С другой стороны, именно в этом изнурении плоти он находит в себе силу для радостного духовного подъема: в иконе это выражается его могучими прекрасными крыльями. И именно этот подъем к высшей радости изображается всей архитектурой храма, его пестрыми изразцами, красочными узорами его причудливых орнаментов с фантастическими прекрасными цветами. Цветы эти обвивают наружные колонны здания и уносятся вверх к его горящим золотым чешуйчатым луковицам.
В иконописных изображениях на темы «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Хвалите имя Господне» и «О Тебе радуется, обрадованная всякая тварь» появляется новый для иконописи момент: на иконе можно увидеть всю тварь поднебесную, славящей Господа, бегающих зверей, поющих птиц и даже рыб, плавающих в воде. Это наиболее полное воплощение вселенской соборности, где все живое собрано в едином храме: ангелы вверху, святые в средней части, у подножья животные и вокруг вьется райская растительность. Изображение животных столь же условно как и изображение людей. Ведь предметом служит тварь преображенная, почувствовавшая над собой высший закон, одухотворенная. Только в русской иконописной традиции был представлен такой сюжет.
Важным вкладом Владимиро-Суздальской земли в развитие русской литературы является «Слово о погибели земли Русской». Это первое литературное произведение открыто осудившее раздробленность. В нем противопоставляется идеальное время правления Владимира Мономаха, современной болезненной раздробленности. Произведение отличается патриотизмом и восхвалением земли русской.
Постоянные распри между удельными князьями привели к тому, что Русь оказалась не в силах противостоять серьезному противнику. Попытка князей объединиться для отпора врагу не имела успеха, поскольку у русских отсутствовало единое командование, не было доверия друг к другу и самый сильный в военном отношении Юрий Всеволодович не приехал, считая, что свою Владимиро-Суздальскую землю он сможет и сам защитить. Все выше перечисленное сделало неизбежным поражение на реке Калке.
Культура эпохи татаро-монгольского ига.
Два с половиной столетия находилась Русь под властью Орды. «Нет в истории средневековой Руси эпохи страшнее, чем трагическое тринадцатое столетие, - пишет В. Л. Янин. – Кривой татарской саблей надвое рассечено наше прошлое». Татаро-монгольское иго – тяжелый, переломный момент нашей истории и для потомков и для современников этих событий. Уже тогда, как и сейчас упоминая то или иное событие, говорили: это случилось до монгольского нашествия или после него.
Археологам при раскопках виден след завоевателей в резких изменениях предметов, окружающих человека тринадцатого столетия. Если в культурном слое встречаются изделия из стекла и шифера, ювелирные вещи, украшенные эмалью, сканью и зернью, - значит, это остатки домонгольского периода. Если всего этого нет, мы вошли в следующий исторический период. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Вместе с городами сгорело множество документов и книг. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее ремесло и сельское хозяйство, подорвало русскую культуру и сократило численность населения.