Ослабленная игом страна не смогла отстоять ряд западных и южных районов, присоединившихся к Литве или Польше. Нанесен был удар по торговым связям Руси с Западом.
Существенная часть национального дохода страны уходила в Орду в виде дани, что значительно затрудняло восстановление разрушенных городов и деревень.
Но несмотря на иго русский народ сохранил свою национальную самостоятельность. Произошло это потому что, в отличие от стран Средней Азии, монголо-татары не включили русские земли в состав Золотой Орды и не создали на них своей постоянно действующей администрации. А через некоторое время, периодически возникавшие антиордынские народные выступления вынудили ордынцев передать сбор дани русским князьям. Кроме того, монголо-татары были терпимы к любому вероисповеданию и не посягали на православную церковь, даже напротив – освободили русское духовенство от дани.
Монголо-татарское нашествие на Русь оказало большое влияние на Русь: в русскую речь вошло немало монгольских слов, появились монгольские элементы в одежде, в оружие и доспехах, были улучшены дороги, появилась ямская служба, почта. Но данное культурное воздействие в контексте с теми тяжелейшими последствиями ига, о которых написано выше, не имеет значения.
Существует, на мой взгляд, одно единственное положительное последствие ига – сплочение всей Русской земли против общего врага, ускорившее образование Русского централизованного государства. Становление Московской Руси во многом определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой.
В 1454 году после падения Константинополя, русская православная церковь обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства, «Святой Русью», на которую возложена миссия возрождения и распространения православия. Москву называют «Третьим Римом». В отличие от Запада, где общество в этот период все больше освобождается от влияния церкви, на Руси, наоборот, оно возрастает, оказывая большое воздействие как на жизнь государства, так и на повседневные дела людей. Общественным идеалом становится религиозное подвижничество (исихазм). Особенно примечательна в этой сфере деятельность Сергия Радонежского.
Одним из наиболее ярких проявлений умственной жизни средневековья является ересь. В конце четырнадцатого века в среде горожан и низшего духовенства возникла новгородско-псковская ересь стригольников. Суть ее заключалась в том, что еретики отвергали церковную иерархию и монастырское землевладение, выступая за «дешевую церковь и за предоставление мирянам права проповеди. Нет ничего удивительного в том, что ересь была подавлена.
Литературные произведения этого периода несут в себе идеи единства Руси и патриотизма. Таковы «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского» и произведение Софония Рязанца «Задонщина».
В четырнадцатом веке строительство сосредоточилось в двух районах: на северо-западе – в Новгороде и Пскове, и во Владимиро-Суздальской земле – в Москве и Твери.
В Новгороде сформировался новый тип церкви. Несколько вытянутый вверх четверик, одна апсида и завершение фасада в виде трехлопастной кривой придавали храму вертикальную устремленность и гармоничную целостность. Кладка из местного камня в сочетании с валуном и кирпичом позволяла делать силуэт постройки неповторимо пластичным. Лучшие храмы этого типа, богато декорированные, созданы во второй половине четырнадцатого века: церкви Федора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине.
Из-за географического положения в Пскове было значительно развито оборонное зодчество. В XIV веке возведены стены детинца и вблизи города построена крепость Изборск.
Псковские храмы того периода небольших размеров, их возводили из известняка и белили, чтоб не выветривался. В целях экономии церкви строили без фундамента. Их простой архитектурный облик оживляли симметричные крыльца, паперти, звонницы. Например церкви Василия на Горке и Георгия со Взвоза.
В Москве XIV века был построен белокаменный кремль и одновременно заложено несколько храмов.
В послекуликовский период в московском зодчестве оформился новый тип башнеобразного одноглавого храма, поднятого на высоком цоколе, с высоким барабаном и системой лестниц ведущих к перспективным порталам. Примером является Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря.
Московская иконопись и фресковая роспись XIV-XV века знаменита такими именами как Феофан Грек и Андрей Рублев. Особенностью стиля Феофана Грека было активное использование им красно-коричневой и желтой охры, а так же работа с бликами и затененными пространствами, создающая впечатление того, что святого освещает божественный свет. Иконостас Благовещенского собора с иконами работы Феофана Грека, Андрея Рублева и их учеников один из древнейших дошедших до нас высоких иконостасов. Собственноручно Андреем Рублевым расписан праздничный ряд, а Феофаном Греком деисусный
Высокий иконостас включает в себя пять основных рядов или чинов. Местный - с иконами особо почитаемыми в данной местности, обязательно включающий в себя икону в честь которой построен храм. Деисусный – основной ряд иконостаса в центре которого располагается икона Христа, по бокам от нее располагаются иконы Богоматери и Иоанна Предтечи. Далее симметрично располагаются иконы святых. Далее праздничный ряд – содержащий иконы посвященные церковным праздникам или событиями из жизни Христа. Следующий ряд – пророческий с иконами посвященными пророчествам и знамениям. В центре его обязательно располагается икона Богоматерь Знамение. Пятый ряд – праотеческий. Представляет ветхозаветную церковь. В центре располагается икона Троицы, а по бокам отцы церкви. Иногда вводится шестой дополнительный ряд с изображением Страстей Христовых.
Заметно, что в трудный период монголо-татарского ига, русская духовная культура не остановила своего развития, несмотря на общий упадок в плане ремесел и культуры светской. В этом видна работа русской православной церкви, которая в этот период явила себя опорой русскому народу.
Заключение.
Четыре крупные периода в развитии русской культуры, охваченные в работе, неоднородны и неоднозначны по своему вкладу в развитие русского общества. Но каждый из них внес что-то свое, особое и неповторимое в ткань единой русской культуры, той что дала нам Пушкина и Лермонтова, Брюсова и Гумилева, Высоцкого и Гребенщикова и многих других талантливых русских людей.
В реферате показано, что ни один из этих пластов, как собственно и вся русская культура в целом не развивался в изоляции от предыдущего. Все естественно, подобно величавому дереву вырастало из почвы – наследия старины. Русская культура органично вбирала в себя элементы других культур, перерабатывала их и превращала в то неповторимое и цельное, что трудно назвать, но чем мы наследники ее гордимся.
Разумеется в столь незначительной работе невозможно отразить всего многообразия элементов, составляющих великое наследие древности, можно лишь указать на наиболее крупные события, свершения и наиболее значимые особенности.
Таким образом, в области материальной культуры с VI по XIII век наблюдается бурное развитие во всех областях культуры, прерванное вторжением монголо-татарских полчищ. За этот период в области градостроительства был пройден путь от полуземлянок до рубленных многоэтажных хором и белокаменных храмов.
На смену существовавшей издревле клинописи в X веке пришла и вошла в широкое употребление более удобная кириллица. Появление письменность привело к возникновению нового направления культуры – литературы, которая активно развивалась, создавая новые, собственно русские, жанры и темы.
Изобразительное искусство в русской культуре появилось исключительно благодаря православию и весь рассматриваемый период было представлено исключительно иконами и фресковой росписью храмов. Потому, что нельзя же считать живописью роспись по посуде и вышивку. Иконопись практически полностью избежала влияния языческих мотивов, за исключением образов Георгия Победоносца и Ильи Пророка.
Монгольское вторжение стало существенным ударом по русской культуре, главным образом материальной. Во время нашествия было разрушено большое количество городов, погибло или уведено в рабство множество людей, в том числе искусных ремесленников. Но несмотря на это продолжали строиться храмы, создаваться книги и писаться иконы.
В общем, развитие русской культуры не смогло остановить никакое потрясение.
Наиболее серьезным изменениям за весь рассмотренный период было подвержено русское мировоззрение. За сравнительно небольшое время наши предки прошли путь от порожденных безудержной народной фантазией языческих образов к наполненным высоким моральным содержанием канонам православной церкви. А затем через ереси и попытки церковных реформ к пониманию идеи единой страны – «Святой Руси», защитницы православия.
План:
1) Введение.
2) Культура восточных славян.
3) Культура Киевской Руси после принятия христианства (храмы, иконопись, литература, образование)
4) Культура Владимиро-Суздальской Руси: белокаменное зодчество, иконопись, литература.
5) Культура эпохи татаро-монгольского ига.
6) Заключение.
Библиографический список.
1) Библиотека мировой литературы для детей Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. – М., «Детская литература» 1989.
2) Быстрова А.Н. Культура мира (Основы культурологии): учебное пособие. – М., 2002.
3) Вейс Г. История цивилизации Т.II – М. «Эксмо-Пресс», 2000.
4) Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история (популярный очерк) - М. Мысль 1992.
5) Левкиевская Е. Мифы русского народа – М. Астрель АСТ Люкс. 2005
6) Князь Евгений Трубецкой Три очерка о русской иконе. - Новосибирск «Сибирь XXI век» 1991.
7) Культурология для технических вузов. /под редакцией М.В, Булатова-Топоркава. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2001.
8) Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. - М.Л., «Наука», 1966.
9) Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собраны Забылиным М. – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство. 1992.