Баптизм (греч. «погружаю в воду») – одна из разновидностей протестантизма, возникшая в начале XVII века.
Благодать – в христианском вероучении – божественная милость, даруемая человеку.
Брахма – одно из лиц божественной троицы (тримурти) в индуизме. Считается высшим творческим началом.
Брахманизм – религия древних индийцев, явившаяся дальней- шим развитием ведической религии. В священную литературу входят Веды и обширные комментарии к ним, составленные в VIII – VI вв. до н.э.
Будда (санскр. «просветленный истиной, умудренный») – в буддизме – лицо, достигшее абсолютного совершенства и способное указать другим путь к спасению.
Буддизм – одна из мировых религий, возникшая в Индии в середине I тысячелетия до н.э.
Ведическая религия – религиозные верования и обрядность значительной части населения Индии, сложившиеся во II – начале I тысячелетия до н.э. и получившие письменное оформление в сборниках священных текстов – Ведах.
Грузинская православная церковь – одна из автокефальных православных церквей. Основана в IV в. В 484 г. освободилась от подчинения антиохийскому патриарху.
Гугеноты – протестанты, сторонники кальвинизма во Франции в ХVI – ХVIII вв.
Даосизм – одна из религий древнего Китая, идейным истоком которой явилось философское учение, приписываемое мудрецу Лао-дзы, жившему в VI в. до н.э.
Джайнизм – религия, возникшая в Индии в VI в. до н.э. одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй.
Дзэн, дзэн-буддизм – одна из разновидностей буддизма. Берет начало в Китае в чань-буддизме.
Евангельские христиане, евангелисты – последователи родственной баптизму протестантской секты. Отличаются от баптистов обращением лишь к евангельским (новозаветным) текстам, более широким толкованием учения о предопределении.
Индуизм – религия, наиболее широко распространенная в настоящее время в Индии. Возник в VI – IV вв. до н.э., представляет собой, по существу, реформированный брахманизм.
Ислам – одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале VIІ в. Вероучение изложено в Коране.
Иудаизм – религия, распространенная, главным образом, среди евреев.
Кальвинизм – разновидность протестантизма, основателем которой был Ж. Кальвин. Кальвинизм возник в период Реформации и отвечал требованиям зарождавшейся буржуазии.
Квакеры – протестантская секта, возникшая в Англии в ХVII в.
Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция и его последователей, превратившееся на рубеже новой эры в религию.
Ламаизм – одно из основных направлений буддизма, сложившееся в средневековом Тибете в результате проникновения махаяны и тантризма и смешения их с религией тибетцев бон-по (видом шаманизма).
Лютеранство – одно из главных направлений протестантизма, сложившееся в ходе Реформации в Германии в ХVI в.
Модернизм религиозный – один из способов приспособления религии к новым условиям ее существования.
Монашество (греч. «живущий уединенно») – религиозная корпорация, члены которой принципом жизни и деятельности объявляют обособление от мира.
Монотеизм (греч. «единственный, единый» и теос «бог») – религиозное представление и учение о едином боге, единобожие.
Нагорная проповедь – проповедь, произнесенная Иисусом Христом, в которой изложены основные этические идеи раннего христианства. Центральная часть Нагорной проповеди – заповеди блаженства, которые определяют обязанности христианина.
Обновленцы – сторонники движения в русской православной церкви, выступавшие с программой ее перестройки и приспособления к изменившимся в результате Октябрьской революции социально-экономическим условиям.
Отделение церкви от государства – принцип, провозглашенный 23 января 1918 г. Декретом СНК «об отделении церкви от государства и школы от церкви». В декрете нашли практическое отражение сформулированные В.И. Лениным основы отношения социалистического государства к церкви.
Политеизм – многобожие, вера во многих богов (в отличие от монотеизма – единобожия).
Поместный собор – съезд духовенства (чаще епископов) самостоятельной (автокефальной) христианской церкви, периодически созываемый для решения вопросов вероучения, культа, церковного устройства и пр. В некоторых церквах, например, в русской православной церкви, к участию в Поместном соборе привлекается не только епископат, но и представители низшего духовенства и мирян.
Право каноническое, каноника – церковно-правовые нормы, постановления и предписания, регулирующие внутреннее устройство и жизнь христианских церквей. Построено на канонах, принятых решениями соборов.
Предание священное – в христианском богословии – религиозные положения, рассматриваемые как божественное откровение, пере-данное людям в устной форме, в отличие от Священного Писания – Библии.
Русская православная церковь – самая крупная автокефальная православная церковь. Православие на Руси вначале подчинялось константинопольскому патриарху, в 1448 г. была объявлена автокефалия.
Синтоизм, синто (японск. «путь богов») – религия, возникшая в Японии на основе первобытного культа природы, поклонения родовым и племенным божествам и различных колдовских обрядов.
Старообрядцы – совокупность религиозных групп и церквей, которые не приняли реформ, проведенных патриархом Никоном во вт. пол. XVII века.
Суннизм – ортодоксальное направление в исламе. Его пос-ледователи признают не только Коран, но и священное предание, состоящее из рассказов о деяниях Мухаммеда и его изречений. Суннизм был официальной религией арабского халифата.
Традиционализм – течение в богословии, выступающее против попыток пересмотра догматических, канонических, нравственных и социальных доктрин церкви применительно к новым общественно-историческим условиям.
Фундаментализм – в широком смысле этот термин употребляется применительно к тем религиозным направлениям, которые провозглашают неизменность догматики, настаивая на строгом и неукоснительном исполнении всех традиционных предписаний религии.
Церковь – объединение верующих на основе общности догматических представлений, обрядов, канонических принципов.
Шиизм – второе по числу последователей направление в исламе.
Экуменическое движение (греч. «вселенная») – возникшее в начале ХХ века в протестантизме движение за объединение христианских церквей. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Участниками экуменического движения являлись протестантские, старокатолические, большинство православных и другие церкви. В настоящее время к идеям экуменизма обращается и католическая церковь.
Язычество – термин богословского происхождения, применяемый по отношению к первобытным верованиям и политеизму.
Тема 2. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ
1. Традиционные конфессии на Беларуси: христианство, ислам, иудаизм – история и современность.
2. Положение религии, церкви и верующих после Октябрьской революции 1917 г. Религиозное возрождение в постсоветский период.
3. Законодательство Республики Беларусь о свободе вероиспо-веданий и деятельности религиозных организаций.
Исходя из методического принципа преемственности, при подготовке вопросов данной темы студенты должны опираться на свои знания по всемирной истории, истории Беларуси, философии, мировой художественной культуре и др.
Актуальность темы обусловлена тем, что в процессе жизни человек стремится постичь истинный смысл своего бытия, пытается найти высшую цель своей деятельности, которая поглощала бы, подчиняла бы себе другие текущие задачи. Он хочет найти такой смысл жизни, который избавил бы его от тупика перед смертью, соединил бы временное с вечным, конечное с бесконечным, стал бы своеобразным мостом между жизнью и смертью, помог бы разрешить извечные вопросы о душе, о Боге, о происхождении Вселенной, о загробной жизни. Таким образом, на протяжении веков люди ищут истину, которая была бы доступна их восприятию. Свои ответы на суть и загадки бытия дают и различные религии в конфессиональной истории Беларуси.
Приступая к изучению первого вопроса, необходимо отметить, что самой распространенной из традиционных конфессий на Беларуси является христианство.
Опираясь на школьные знания по истории христианизации восточных славян, студентам необходимо проанализировать, когда и как проходило принятие христианства на белорусских землях, а также причины, которые предопределили преимущественное распрост-ранение православия. При этом следует отметить роль крупнейших на то время белорусских городов Полоцка и Турова, в которых были созданы епископские кафедры. Оба города, как известно, стали признанными центрами христианства на белорусских землях и являются родиной знаменитых просветителей, чьи имена вошли в историю восточнославянской культуры и православной церкви. Необходимо раскрыть значение просветительской деятельности Е. Полоцкой, которая основала Преображенскую обитель в Полоцке и открыла при ней одну из первых женских школ у восточных славян. Вторая древнейшая епископская кафедра края – Туровская – связана с именем святителя Кирилла, знаменитого проповедника и писателя, «славянского Златоуста». Разъясните его роль в христианизации белорусских земель.
Также следует отметить выдающуюся роль в развитии и обогащении духовной жизни на белорусских землях таких видных церковных деятелей, писателей и мыслителей, как Климент Смолятич и Аврамий Смоленский. Их деятельность приходится на ХІІ – начало ХІІІ века, когда на земле смоленских кривичей шел процесс формирования будущей белорусской народности.