Смекни!
smekni.com

Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех факультетов (стр. 4 из 10)

В Вильнюсе, в православном монастыре, почитают святые мощи трех виленских мучеников: Антония, Евстафия и Иоанна, пост-радавших в 1347 году за православную веру, которые предпочли мучения и казнь отречению от этой веры. Частицы мощей трех виленских мучеников перенесены для поклонения в Минский собор св. Петра и Павла.

В Слуцком монастыре долгое время почивали в нетленном виде мощи праведной Софии Олелькович, княжны Слуцкой. В 30-х годах эти мощи были перевезены в музей атеизма в Минске, где они находились до фашистской оккупации. Сейчас мощи святой Софии Слуцкой доступны для поклонения в Минском кафедральном Святодуховом соборе.

И в наши дни не иссякают примеры святости – не так давно были явлены святые мощи Иоанна Кармянского.

Использование данного исторического материала позволит лучше понять процесс становления самобытной православной культуры на территории Беларуси и увидеть ее успешное развитие в средние века.

Католицизм – второе направление христианства, которое также распространялось на белорусских землях. Студентам надо обратить внимание на ту роль, которую занимало христианство и, в частности, католицизм в политической жизни в период становления Великого Княжества Литовского. Из истории Беларуси студенты должны помнить, как Миндовг (первый князь ВКЛ), согласно Густынской летописи, в 1246 г. в Новогрудке «прия веру Христову от Востока (это значит православную – Г.К.) со многими своими бояры». Однако это было время упорной борьбы населения белорусских земель с рыцарскими орденами. И Миндовг, как утверждается в исторической литературе, по политическим соображениям в 1253 г. вынужденно принимает католичество и королевскую корону от папы, но затем отрекается от латинства и наносит рыцарям сокрушительное поражение.

По другому выглядят действия одного из великих князей ВКЛ Ягайло, который, руководствуясь в значительной степени эгоистическими интересами, в 1386 г. вступил в брак с польской королевной Ядвигой, отошел от православия, принял католичество сам и стал отдавать ему предпочтение законодательно. С этого времени правовое положение католицизма на белорусских землях упрочилось, но одновременно осложнились отношения с приверженцами православия.

Краткий анализ студентами соперничества между православной и католической конфессиями в Великом Княжестве Литовском (XIII – первая половина XVI в.) необходим для понимания истории взаимоотношения между ними на территории нашей страны и многих последующих событий. Это касается Реформации и контрреформации и особенно Брестской церковной унии, ее сущности и влияния на религиозную и культурную жизнь белорусов.

Используя рекомендованную литературу, целесообразно остановиться на причинах появления на территории Беларуси ислама и иудаизма, охарактеризовать их взаимоотношение с христианскими конфессиями. Определенного внимания требует также вопрос о возникновении и распространении протестантских общин.

Очень важно заметить, что в отличие от многих западноевропейских стран, на территории ВКЛ, и белорусских землях в том числе, население избежало крупных межконфессиональных конфликтов, а имевшие место различной остроты противоречия не переросли в религиозные войны.

Характеристика современной конфессиональной картины в Беларуси может быть дана студентами на занятиях в форме доклада (реферата). Итогом его обсуждения и вопроса в целом должно стать заключение о значимой роли традиционных для Беларуси конфессий в кропотливой и разноплановой работе по формированию духовно и нравственно зрелой личности.

Знакомство с конфессиональной историей Беларуси создает основу для перехода к изучению второго вопроса.

При анализе учебного материала по второму вопросу следует исходить из признания того факта, что после Октябрьской революции 1917 г. религия и церковь оказались в принципиально новых социальных реалиях.

Общеизвестно, что новая власть, следуя марксистскому постулату «религия есть опиум народа», рассматривала религию как идейного и классового антагониста, а не как часть мировой и национальной культуры, носителя культурной традиции.

Для лучшего понимания данного тезиса студентам следует ознакомиться с содержанием декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918 г.). Обратите внимание, что зафиксированный в декрете принцип свободы совести, как показали последующие события, носил чисто декларативный характер и никогда на практике не был реализован. Провозглашенное в нем отделение церкви от государства превратилось в отделение религии от общества и политику государственного атеизма. На примерах положения религии, церкви и верующих в советский период истории Беларуси следует показать, каковы были масштабы и последствия разрушения храмов, преследования священнослужителей и рядовых верующих. Рекомендуется подумать также над вопросом, содействовало ли такое отношение советской власти к религии духовному и культурному прогрессу общества и нравственному становлению личности?

Перемены в религиозных процессах во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. нельзя понять вне политических, социальных и национально-культурных преобразований, которые произошли в СССР и Беларуси в это время. Именно они обусловили религиозное возрождение в республике в постсоветский период, когда религия перестала рассматриваться в образе врага. Она стала служить интересам социальной консолидации общества и нравственного прогресса.

Обдумайте ответ на вопрос, почему, несмотря на имевшие место гонения в прошлом, религия и церковь сохранили свое влияние и имеют длительную историческую перспективу в нашем обществе? Обратите особое внимание на то обстоятельство, что процессы религиозного возрождения не были однозначными: плюрализм современного общественного сознания привел к явлениям прозелитизма и нашествия неокультов. В связи с этим, подумайте, какие религиозные конфессии особенно активно заявили о себе в этом отношении на Беларуси и каковы, на ваш взгляд, последствия деятельности и меры предупреждения их деструктивного влияния на молодежь?

Заключительный третий вопрос семинарского занятия имеет исключительно важное значение. В нем, как видно из формулировки, рассматривается законодательное закрепление свободы совести в процессе трансформации белорусского общества. Студентам предстоит внимательно изучить и проанализировать Закон о свободе вероисповеданий и религиозных организациях, а также изменения и дополнения к Закону. По ряду статей и положений Закона придется делать самостоятельные выводы и обобщения с использованием изученного материала.

Подчеркнем, что законодательство Республики Беларусь основано на принципе свободы совести. Причем, и это очень важно, в законодательных актах осуществлен переход от декларации этого принципа – к конституционному императиву (см.: Конституция Республики Беларусь). При подготовке к занятиям надо внимательно изучить и отметить разделы и статьи действующего законодательства, которые гарантируют верующим в нашей стране не только теоретическое, но и практическое обеспечение принципа свободы совести, закрепляют соответствующее правовое положение религии и церкви в белорусском обществе.

Изучая содержание законодательства, студентам надо провести сравнительный анализ того, как решался вопрос относительно собственности религиозных объединений в декрете 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и как он рассматривается в разделе ІІІ ныне действующего Закона. Необходимо указать, во-первых, какие изменения произошли и, во-вторых, какое значение это имеет для церкви. Свою точку зрения каждый студент должен аргументировать, используя содержание законодательных актов.

Таким образом, изучение темы данного семинара должно помочь усвоить и осознать историческую традицию, которая состоит в том, что национально-культурный менталитет белорусского народа всегда содержал такие характерные черты национального характера, как толерантность и веротерпимость, а христианская религия занимала и занимает важное место в национально-консолидирующей системе духовных ценностей. Именно такая система ценностей и духовно-нравственный потенциал содержатся в исторически традиционных для Беларуси конфессиях, и прежде всего в христианстве.

Литература: [ 2,3,4,8,12,14,16,20,22,24,25,27,30,31,32,38,42,43,45,47].

Вопросы для самоконтроля

1. Какое из христианских направлений и когда появилось на бело-русских землях?

2. Когда и в связи с чем на территории Беларуси появились ислам и иудаизм?

3. Какая из христианских конфессий имеет на Беларуси сегодня наибольшее число приверженцев?

4. Когда на Беларуси появился католицизм и каково его совре-менное состояние?

5. Когда и в связи с чем появился протестантизм и его роль в современной религиозной жизни?

6. Кто такие униаты?

7. Когда и почему на белорусских землях появилась униатская (греко-католическая) церковь.

8. С какого и по какое время на территории Беларуси существовала униатская (греко-католическая) церковь.

9. Что означает принцип «отделения церкви от государства» и как он был воплощен в декрете СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства»?

10. В чем суть принципа «свободы вероисповедования» и в чем его отличие от принципа «свободы совести»?

11. Какие основные разделы содержит действующий в Беларуси Закон «О свободе вероисповеданий и деятельности религиозных организаций»?

12. Как в действующем законодательстве решен вопрос о собст-венности религиозных организаций, отчужденной по декрету 1918 года?