Смекни!
smekni.com

Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех факультетов (стр. 6 из 10)

Правослáвие – одно из 3-х основных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как восточная его ветвь после разделения Римской империи (395 г.) и оформившееся после разделения церквей (1054 г.). Получило расп-ространение, главным образом, в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

Престóльные праздники – праздники православной церкви, посвященные различным персонажам или событиям, в честь которых построен данный храм или его придел. Отсюда другое название – храмовые праздники.

Прихóд – низшая церковно-административная единица в хрис-тианстве, имеющая церковь с причтом и общину верующих.

Прозелúт (греч. «пришелец») – человек, принявший какую-либо новую веру.

Прозелетúзм – стремление обратить в свою веру лиц других исповеданий.

Протестантизм – одно из 3-х главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией.

Рамодáн (рамазáн) – 9-й месяц лунного мусульманского года, когда, согласно Корану и шариату, мусульмане обязаны соблюдать пост – уразу.

Сакрализáция (лат. «священный») – вовлечение в сферу религиозного санкционирования деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов.

Свобода совести – право граждан исповедовать любую религию, право менять её, отправлять религиозные культы или не исповедовать никакой.

Секуляризáция (лат. «мирской, светский») – процесс освобож-дения деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов от влияния религии.

Синагóга (греч. «собрание») – в иудаизме – молитвенный дом и община верующих.

Суккóт, кущи – иудейский праздник, связанный с исходом евреев из Египта.

Троица – 1) христианский догмат, утверждающий, что единый бог существует в трех лицах: бога-отца, бога-сына, бога-духа святого. Неподвластный для разума, этот догмат должен приниматься всеми христианами. Христианский догмат о троице окончательно утвержден на ІІ Константинопольском Вселенском соборе в 381 г.; 2) один из наиболее значительных христианских праздников, отмечаемый на 50-й день после Пасхи (его еще называют пятидесятницей). В его основе – повествование о сошествии святого духа на апостолов, приводимое в новозаветной книге «Деяние апостолов».

Униатство (греч. «союз») – ряд христианских вероисповеданий, которые заключили союз (унию) с католической церковью, подчинились власти папы римского, приняли догматы католицизма, сохранив при этом свою традиционную богослужебную и обрядовую практику. Существуют униатские церкви греческого, маронитского, армянского, коптского и др. обрядов.

Экуменúческое движение (греч. «вселенная») – движение за объединение христианских церквей.

Экзархáт (греч. «глава») – в православии – церковный округ, объединяющий несколько епархий и пользующийся определенной самостоятельностью. Экзархат возглавляется епископом – патриаршим экзархом, подчиненным патриарху.

Тема 3. БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Конфессиональная и культурологическая значимость Библии. История ее написания, состав и структура.

2. Место Библии в мировой культуре. Эстетическая ценность Библии, ее роль в художественном творчестве.

3. Нравственно-дидактическое содержание Библии. Нравственные задачи человека в христианской традиции.

Как и при изучении предыдущих тем, студентам надо максимально полно использовать те знания, которые они приобрели в школе по истории, литературе, географии, мировой художественной культуре, предмету «Человек. Общество. Государство».

Задача, которую студент должен реализовать при подготовке к занятиям: это не только приобретение новых знаний и информации, соответствующих требованиям вузовской программы. Необходимо также вырабатывать у себя умение систематизировать материал, почерпнутый из различных источников, сопоставлять, анализировать разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, подбирать аргументацию по обоснованию собственных суждений.

Естественно, что при подготовке к семинару по данной теме предполагается обращение к тексту Библии, как первоисточнику, и к религиоведческой литературе, в которой Священное писание рассматривается с внеконфессиональных позиций. Полезными при изучении темы могут быть: Библейская энциклопедия, энциклопедический и философский словари, книги З.Косидовского «Библейские сказания» и «Сказания евангелистов», М.Ленсу «Библия как памятник мировой культуры» и др. [см. рекомендованную литературу].

Основной методологической установкой при работе над темой является, с одной стороны, знакомство с Библией как Священным писанием, лежащим в основе догматики и богослужения христианства, а с другой – как спутника цивилизации и сотворца мировой и национальных культур.

Изучение первого вопроса будет более эффективным, если не забывать следующие положения:

1. Религиозные воззрения и заповеди первобытных верований пе-редавались изустно от поколения к поколению.

2. В процессе развития и усложнения социальной жизни людей, с появлением письменности, различные религиозные направления были закреплены в книгах (Веды, Тора, Танах, Авеста, Библия, Коран и другие).

Логика темы требует начать с этимологии слова «библия». Оно – греческого происхождения, термин «та библиа» означает множественное число от «библос» (книга).

Формулировка первого вопроса, как видим, акцентирует внимание студентов на двух подходах в определении значимости Библии – конфессиональном и культурологическом.

С точки зрения христианства, Библия – Божественное Откровение (Слово Божие), открывающее человеку истинное знание о боге, о человеке, о спасении. Откровение дано Богом через избранных лю- дей – пророков и апостолов – для возвращения истин, исповедание и исполнение которых необходимо для спасения каждого человека.

Письменно зафиксированное Божественное Откровение получило название Библия, которая хотя и писалась людьми, но соответствующие мысли и их правильное разумение внушал Бог. Иначе говоря, Библия есть богодухновенное слово божие, записанное с помощью человеческих слов и понятий. В этом состоит сущность Библии с конфессиональных, христианских позиций, где, как видим, акцент сделан на богодухновенности Библии как Откровения божиего.

Рекомендуем обратить внимание на следующий принципиально важный ключевой момент: представители разных религий вкладывают в понятие «Библия» разное содержание. Студентам следует подтвердить это положение анализом взглядов на сущность Библии, характерных для представителей различных конфессий.

Так, для представителей иудаизма Библия – это комплекс книг, которые были написаны еще до нашей эры и позднее были отобраны как священные из прочей литературы древнееврейскими учеными-богословами. Их тексты сохраняются на древнееврейском языке. Запомним: таких книг 39. Эти 39 книг и их древнееврейский текст иудаистами объявляются каноническими. Позднее они становятся таковыми и для христиан.

Однако необходимо уловить весьма существенную разницу: если для иудаизма этим и ограничивается вся Библия, то для христиан эти 39 книг составляют только каноническую часть ветхозаветной (древнейшей) части Библии. Для христиан, кроме Ветхого завета, в Библии обязателен и наиболее важен еще и Новый завет – комплекс из 27 специфически христианских книг, которые были написаны в І–ІІ вв. н.э. и дошли до нас на эллинистическом греческом языке. Новый завет категорически отвергается иудаистами.

В свою очередь, если все христиане абсолютно едины в отношении к Новому завету, то во взглядах на Ветхий завет у них есть расхождения. Поэтому необходимо выяснить, в чем сущность разногласий между самими христианами по отношению к Ветхому завету? Здесь не обойтись без понимания смысла богодухновенности Библии и ответа на вопрос: все ли христиане разделяют подобную точку зрения?

Дальнейший порядок рассмотрения вопроса требует дать характеристику места и времени действия в Библии, проанализировать проблему авторства библейских текстов. Полезно также пояснить, почему языками Библии являются древнееврейский, арамейский и греческий.

Так как Библия – это книги Священного писания Ветхого и Нового Завета, то, далее студентам предстоит освоить и быть готовым воспроизвести информацию об их происхождении. Сначала о книгах Ветхого Завета: времени появления, его авторах и структуре, которая включает Пятикнижие, книги исторические, учительские и книги пророков.

Аналогичный подход и к книгам Нового Завета: время создания, авторство, структура. Словарь терминов поможет выяснить, что означает слово «евангелие». Непосредственное знакомство с Библией позволит увидеть, что всех евангелий четыре. Отсюда термин – четвероевангелие. Студентам предстоит ответить на вопрос, почему первые три евангелия – от Матфея, от Марка и от Луки – называют синоптическими и раскрыть их содержание. Затем показать отличие четвертого – от Иоанна – от первых трех.

С культурологических (внеконфессиональных) позиций Библия рассматривается как памятник мировой культуры, а не как Откровение божие. Сложилась особая область знания – библеистика, которая занимается этим аспектом изучения Библии. В ее структуре свое место занимает библейская критика – интерпретация и оценка содержания Библии с внерелигиозных позиций.

Библейскую критику принято делить на рационалистическую и историческую. Первая восходит ко ІІ веку н.э. и связана с памфлетом «Правдивое слово» римского писателя Цельса. Рационалистическая библейская критика занимается установлением противоречий и разночтений, анализом мифических сказаний и библейской картины мира, смысла предписаний и поучений Библии. Представителями рационалистической критики были французские материалисты и просветители XVIII века: Ж. Мелье, Вольтер, Гольбах, Вольней, Марешаль.