Смекни!
smekni.com

Методические указания к курсу лекций, семинаров и практических занятий ( в трех частях) (стр. 2 из 4)

Фаворский В.А. Об искусстве, о книге , о гравюре./В.А. Фаворский -- М.:Искусство, 1986.- 307 с.

Семинар. 5.

Средства художественной выразительности в скульптуре. Основные элементы пластической формы.

1. Материалы в скульптуре, их творческое использование.

2. Техники в скульптуре: лепка, литье , высекание.

3. Образ человека в скульптуре. Способы пластической передачи позы и движений живого тела.

4. Рельеф и его художественные особенности. Типы рельефа.

5. Скульптура и архитектура. Различные виды связи скульптуры и архитектуры в истории искусства.

Литература:

Аркин, Д.Е. Образы скульптуры./Д.Е.Аркин.-- М.:Искусство, 1961.- 147 с.

Бринкман, А.Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы./А.Э.Бринкман.-- М.:Искусство, 1935. – 321 с.

Голубкина, А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. //А.А. Каменский . Анна Голубкина. Личность.Эпоха. Скульптура. -- М.: Изобразительное искусство, 1990. -- с. 443-461. ISBN 5-85200-025-6, 460 c.

Нейман, М.О. О скульптуре.//Творчество.1936, №2. – М.: Советский художник, 1936.—с. 23-39.

Он же, Л.М. Скульптура./ Л.М.Нейман. -- М.: Изобразительное искусство, 1957—266 с.

Семинар 6.

Средства художественной выразительности в архитектуре.

Вопросы:

1. Основные категории архитектурной формы (масса, пространство, ритм)

2. Архитектурная композиция и ее элементы.

3. Конструкция и декорация в архитектуре.

4. Архитектурный ансамбль.

Литература:

Аркин, Д.Е. Образы архитектуры./ Д.Е.Аркин .-- М.: Искусство,1941.—253с.

Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм. / Р. Арнхейм. --М.: Прогресс,1984. – 198 с.

Бринкман, А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения./ А.Э. Бринкман.--М.:Искусство, 1935 – 257с.

Он же, Площадь и монумент как проблема художественной формы./А.Э.Бринкман.-- М.:Искусство, 1935. – 321 с.

Гутнов, А.Э. Мир архитектуры. / М.:Молодая Гвардия,1985. – 351 с.

Гутнов.А.Э.,ГлазычевВ.Г. Мир архитектуры. /А.Э.Гутнов,В.Г. Глазычев. -- М. .:Молодая Гвардия,1990.—351 c.—ISBN 5-235-00487-6.

История архитектуры в избранных отрывках. -- М.:Наука,--1935.- 422 с.

Семинар 7.

Типология, конструкция и символика основных архитектурных форм.

Вопросы:

1. Стоечно-балочная конструкция. Понятие о классическом ордере.

2. Арка, свод. Основные типы сводов( полуциркульный , сомкнутый, крестовый.)

3. Купольные и псевдокупольные сооружения в архитектуре. Основные элементы купольных построек.

4. Символика архитектурных форм.

5. Типология архитектурных форм.

Литература:См. Литературу к семинару№6

Практическое занятие 1.

Описание и анализ памятников живописи1.

1. Тициан. Любовь земная и небесная.

2. Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа.

3. Робер Кампен. Благовещение(Алтарь Мероде)

4. Стефано да Верона .Мадонна с куропаткой.

5. Богоматерь Владимирская.

6. К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня.

Литература: См. Литературу к семинару№3.

Практическое занятие 2.

Описание и анализ памятников графического искусства.

1. Франсуа Клуэ. Детский портрет Маргариты Французской.

2. Альбрехт Дюрер. Четыре всадника.

3. Альбрехт Дюрер. Меланхолия.

4. Питер Брейгель Старший. Художник и знаток.

5. Рембрант . Христос в Эммаусе(офорт).

6. Клод Лоррен. Дерево и руины (рисунок пером и кистью).

Литература: См. Литературу к семинару№4.

Практическое занятие 3.

Описание и анализ памятников скульптуры.

1. Поликлет. Дорифор.

2. Микельанджело. Скованный раб.

3. Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна.

4. Титаномахия.(Рельеф пергамского алтаря).

5. Рождение Венеры (трон Людовизи).

6. Зодчий Хесира.

Литература: См. Литературу к семинару№5.

Практическое занятие 4.

Описание и анализ памятников архитектуры.

1. Храм Ники Аптерос.

2. Собор Нотр Дам в Реймсе.

3. Храм Покрова на Нерли.

4. Ансамбль Афинского акрополя.

5. Зимний дворец в Петербурге.

6. Собор Св. Петра и площадь Св.Петра в Риме.

Литература: См. Литературу к семинару№6.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА.

Лекция 1.

Искусство первобытной эпохи.

Периодизация первобытного искусства. История его открытия. Древнейшие виды изобразительного искусства. Связь первобытного искусства с верованиями и менталитетом первобытной культуры.

Искусство верхнего палеолита, эволюция первобытной живописи от палеолита к неолиту. Традиции примитивизма в современном искусстве.

Список памятников:

1.*Изображение бизонов. Роспись потолка пещеры Альтамира.1(общий вид; изображение бизона; изображение лани).

2.Роспись пещеры Ляско. (изображение лошади из Осевой галлереи; изображение зубра.)

3. Изображение мамонта из пещеры Пеш-Мерль.

4. Олени. Рельеф из Лортэ.

5. Скульптурное изображение медведя из пещеры Мадлен.

6. *«Венера» из Виллендорфа.

7.*Сражение лучников ( Морелла ла Вейя).

8. Сценка с изображением домашних животных и людей. Тассили Анжер.

9. Бегущий лучник. Тассили Анжер.

10. *Сцена охоты. Тассили Анжер .

Литература:

Древнейшие формы изобразительного творчества.. // Ранние формы искусства.-- М.:Наука , 1972.—121 – 200 с.

Древние цивилизации./ Под ред. Г.М. Бонгард-Левина.-- М.: Мысль,1989.- 479 с.--ISBN 5-244-00274-0.

Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление./Л. Леви-Брюль - М.: Наука, 1930.

Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. /В.Б. Мириманов.-М.- Dresden: Искусство,1973.Малая история искусства.–301 с.

Недошивин, Г.А. Опыт искусства архаических эпох в художественной культуре XX.// Советское искусствознание, вып. 20, М.:Советский художник, 1986 – с. 57- 81.

Тайлор, Э.Б. Первобытная культура./Э.Б. Тайлор.-- М.: Наука,1989.– 295 с.

Фрезер, Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии.//Д.Д, Фрезер.-- М.:Мысль, 1983. – 573 с.

Лекция 2.

Искусство Древнего Востока.

Типология искусства Древнего Востока. Общие особенности художественного мышления древневосточных деспотий.Периодизация искусства Древнего Египта. Типология архитектуры Древнего Египта. Заупокойные сооружения Древнего царства. Храмы Нового царства: пространственная композиция, художественный образ, символика

Древнеегипетский скульптурный портрет эпохи Древнего царства и . представления древних Египтян о человеке, его душе, смерти и бессмертии. Рельеф и живопись Древнего царства. Канон в искусстве Древнего Египта и проблема эволюции египетского искусства от Древнего к Новому царству. Характеристика Тель эль Амарнского периода. Искусство времени иноземных завоеваний Египта. Фаюмский портрет.

Список памятников:

1.*Палетка фараона Нармера.

Пирамида фораона Джосера (Джера) в Саккара.

2.*Комплекс пирамид в Гизе.

3.*Рельеф с изображением зодчего Хесира их гробницы в Саккара.

4.Портрет фараона Ментухотепа.

5.*Статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Из гробницы в Медиуме.

6.Статуя чиновника Каапера.(т.н. «сельский староста»).

7.Статуя писца (собрание Лувра).

8.Охота на гиппопотамов. ( рельеф из гробницы вельможи Ти в Саккара).

9. Принесение даров.(рельеф из гробницы в Саккара).

10.*Портретная статуя фараона Микерина с богинями.

11.Портрет фаранона Хефрена.

12.Храм царицы Хатшепсут. (Конструкция, декоративное убранство).

13.*Храм Амона-Ра в Луксоре.

14. Храм Амона-Ра Карнаке.

15. Скальный храм в Абу-Симбеле.

16.*Колоссы Рамзеса II из Абу Симбела.

17.Портрет Аменемхета Ш в образе сфинкса.

18.*Портретная статуя Эхнатона (Каирский музей)

19.*Рельеф поклонение Атону (Каирский музей)

20. *Портрет Нефертити.(Каирский музей)

21. Групповой портрет дочерей фараона Эхнатона.

22. *Золотая маска саркофага Тутанхамона.

23. Музыкантши. Фрагмент росписи гробницы Нахт в Фивах.

24.Свидание влюбленных. Рельеф XIV века до н.э.

25. Трон фараона Тутанхамона.

26.*Батальная сцена (роспись ларца из гробницы Тутанхамона).

27. *Плакальщицы (рельеф из Мемфиса).

28. *Умерший, Осирис и Анубис (погребальная пелена II века до н.э).

Литература:

Древние цивилизации./ Под ред. Г.М. Бонгард-Левина.-- М.: Мысль,1989.- 479 с.--ISBN 5-244-00274-0.

Искусство Древнего Востока.-- М.:Искусство, 1968. – 341 с.

Культура Древнего Египта. -- М.: Наука, 1976. – 407 с.

Матье, М.Э. Древнеегипетские мифы. /М.Э.Матье -- М.- Л.:Просвещение, 1956.-- 208 с.

Она же, Искусство Древнего Египта./М.Э.Матье.--М.:Искусство, 1985.—273 с.

Матье, М.Э. ; Афанасьева, В.К; Дьяконов, И.М.; Луконин, В.Г. Искусство Древнего Востока. //Памятники мирового искусства.—М.:Искусство, 1968.—390 с.

Афанасьева, В.К.; Луконин, В.Г.; Померанцева Н.А. Искусство Древнего Востока. //Малая история искусства. -- М.:Искусство,1976. – 321 с.

Лекция 3

Искусство Древней Греции(Крито-микенский период,эпоха архаики).

Периодизация Древнегреческого искусства. Изобразительное искусство крито-микенской эпохи. Художественная самобытность и связь с древневосточным наследием. Изображение человека в протогреческом искусстве. Расписная керамика «морского стиля». Архитектурный комплекс Критского дворца. Искусство Древней Греции эпохи архаики. Ордерная система в архитектуре. Иконография и художественные характеристики архаической скульптуры. Вазопись эпохи архаики.

Список памятников:

1.Расписной кувшин стиля «камарес» из старого дворца в Фесте.

2.*Ваза с осьминогом из Палекастро.

3.*Ритон в виде бычьей головы из Малого дворца в Кноссе.

4. *Лестничный зал в восточном крыле дворца в Кноссе.

5.Серебряный ритон в виде бычьей головы из Микен.

Статуэтка богини со змеями из Кносского дворца.

6.*Игры с быком. Фреска из Кносского дворца.

7.*Царь-жрец фреска из центрального вестибюля Кносского дворца.

8.Юноша с рыбами. Фреска с острова Тира.

9. *Боксирующие юноши . Фреска с острова Тира.

11 *«Парижанка» Фреска из Кносского дворца.

12.Дама с ожерельем. Фреска из Микен.

13.*«Львиные ворота» в Микенах.

15.*Золотая погребальная маска из Микен.

16. Герой и кентавр . (Статуэтка из Олимпиии)