Смекни!
smekni.com

Методические указания к курсу лекций, семинаров и практических занятий ( в трех частях) (стр. 3 из 4)

18.Дипилонская амфора с изображением погребальной процессии.

19. Курос из Аттики.

20 Курос из Мелоса.

20. Мосхофор.

21. Кора с афинского акрополя.

22. Антенор. Кора.

22.Экзекий. Килик с Дионисом.

23. Мастер Ахилла. Игра Ахилла и Аякса в кости.

Лекция 4.

Искусство Древней Греции эпохи классики.

Эволюция классической греческой скульптуры от ранней к поздней классике. Идеал человека и гражданина в скульптуре Древней Греции эпохи высокой классики. Иконография и типология греческой скульптуры классического периода. Идеальное и индивидуальное в греческой классической скульптуре. Древнегреческий храм классической поры и образ мира эллинов V века до н.э. Конструкция и декорация храмов V века до н.э. Правила построения архитектурного ансамбля в V в.до н.э. Греческая вазопись краснофигурного стиля. Отражение эллинских представлений о мере и гармонии в искусстве и архитектуре V в.до н.э .

Список памятников:

1.Храм Посейдона в Пестуме

2.*Архитектурный ансамбль афинского акрополя.(Парфенон; Эрехтейон; Храм Ники Аптерос;Пропилеи).

3. Гефестейон.

4. Театр Диониса в Афинах.

5. *Скульптура западного фронтона храма Зевса в Олимпии.

6. Статуя дельфийского возницы.

7. Статуя Пеплофлоры.

8. *Трон Людовизи. Рождение Афродиты.

9. Мастерская Фидия. Мойры с восточного фронтона Парфенона.

10 *Мастерская Фидия. Панафинейская процессия (рельеф целлы Парфенона)

11.*Ника, развязывающая сандалию (рельеф баллюстрады храма Ники Аптерос.)

12. Посейдон с мыса Артемисион.

13.*Мирон .Дискобол.

14.*Поликлет.Дорифор.

15. Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом.

16. Пракситель. Афродита Книдская.

17.*Скопас. Менада; Амазономахия (рельеф галикарнасского мавзолея.)

18. Надгробие Филостраты.

20. *Стелла Гегессо.

21. Пелика с ласточкой.

22. Мастер Ниобид . Аттический краснофигурный кратер.

Лекция 5.

Искусство стран восточного средиземноморья в эпоху эллинизма.

Изменение культурно-исторической ситуации в IV в. до н.э. и изменение картины мира эллинов после завоеваний Александра Македонского. Роль греческих и древневосточных начал в эллинистической художественной культуре. Основные направления развития эллинистического изобразительного искусства: драматическое, лирическое, бытовой жанр. Новые средства художественной выразительности: динамика формы, подчеркнутые аффекты, преувеличенная объемность тел, интерес к проработке поверхности и деталей. Конкретизация и индивидуализация изображений. Проблема массового искусства и репродуцирования произведений искусства. Специфика архитектуры эпохи эллинизма

Список памятников:

1.Статуя крылатой Ники с острова Самофракия.

2. Титаномахия. Рельеф цоколя алтаря Зевса в Пергаме.

3. Белдьведерский торс.

4. Скульптурная группа Лаокоон.

5. Скульптурная группа галл , убивающий себя и жену.

6. Казнь Марсия.

7. Агесандр. Венера Мелосская.

8. Аполлон Бельведерский.

9. Кулачный боец.

10.Голова кулачного бойца.

11. Старуха с кувшином вина. Терракотовая статуэтка из Танагры.

12. Ваза в виде сфинкса из Фанагории.

13. Фаросский маяк. (Реконструкция).

14. Колоннада Пергама.

15. Храм Афродиты в Эфесе.

Литература к лекциям №№3,4,5:

Блаватская,Т.В.Ахейская Греция./Т.В. Блаватская -- М.:Наука,1966.– 287с.

Блаватский, В.Д. Античная расписная керамика./В.Д. Блаватский.- М.:Искусство, 1953. – 507 с.

Колпинский, Ю.Д. Искусство Эгейского мира и древней Греции./М.,1970.- 213 с.

Колинский Ю.А. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности./Ю.А. Колпинский.--М.:Прогресс,1977. – 198 с.

Пендлбери, Д. Археология Крита. / Д. Пендлбери.-М.:Наука,1950. – 217с.

Сидорова, Н.А. Искусство Эгейского мира./Н.А. Сидорова.- М.: Изобразительное искусство,1972.—373 с.

Соколов, Г.И. Искусство Древней Греции./ Г.И. Соколов.-- М.:Искусство,1980. – 219 с.

Античная скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина./Авт. Вступ. статьи Л.И. Акимова, А.К. Коровина..-- М.:Искусство,- 1988. – 112 с.

Античная расписная керамика из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина./Авт.-сост. Н.А. Сидорова, О.В. Тугушева, В. С. Забелина.-- М.:Искусство,1985.—197 с.

Виппер, Б.Р. Искусство Древней Греции./ Б.Р.Виппер, М.:Искусство, 1972.—380 с.

Он же, Скульптура Древней Греции. ./ Б.Р.Виппер, М.:Искусство, 1969.—327 с.

Колобова, В.М. Древний город Афины и его памятники./В.М. Колобова.--М.: Молодая гвардия, 1961. – 174 с.

Лосев, А.Ф.История античной эстетики./А.Ф.Лосев.--М.:Наука,1969.—673 с.

Ривкин,Б.И. Античное искусство/Б.И.Ривкин.- М.:Искусство, 1972.– 311 с.

Горбунова, К.С., Передольская А.А. Мастера греческих расписных ваз./ К.С Горбунова, А.А. Передольская-Л.: Искусство, 1961. – 397 с.

Тарн,В. Эллинистическая цивилизация. / В. Тарн.-- М.:Наука,1946.—547 с.

Шлюмберже, Д. Эллинизированный Восток. Греческое искусство и его наследники в несредиземноморской Азии./Д.Шлюмберже.-- М.:Искусство, 1985. – 331с.

Пичикян, И.Р. Первые открытия памятников искусства античной Бактрии.// Панорама искусства -5, М.:Советский художник,1982 .-- с.221-232.

Лекция 6.

Искусство Древнего Рима.

Древнеримская цивилизация: образ мышления, образ жизни , система ценностей. Греческое наследие и проблема своеобразия древнеримской художественной культуры. Этрусское наследие в римском изобразительном искусстве и архитектуре. Специфика римской художественной культуры. Типология древнеримской архитектуры. Центрические и купольные сооружения Рима. Их символика, конструктивные особенности и значение для дальнейшего развития европейской архитектуры. Особенности использования греческих ордеров в римской архитектуре «золотого века». Типология и иконография древнеримской скульптуры. Римский скульптурный портрет: художественные особенности и эволюция. Раннехристианское искусство. Список памятников:

1.*Арка Тита в Риме.

2. Арка Константина в Риме.

3. Колонна Траяна в Риме.

4.Храм Весты на Римском форуме.

5. Коллонада храма Юпитера Капитолийского на Римском форуме.

6. *Пантеон. Храм всех Богов в Риме.

7. *Амфитеатр Флавиев. Колизей.

8. *Базилика Максенция-Константина.

9. Акведук в Сеговии.

10. Статуя оратора. «Авл Метелл».

11.*Статуя Римлянина с портретами предков.

12. «Брут».

13. *Портретный бюст Гая Юлия Цезаря.

14. *Статуя Императора Августа из Прима Порто.

15. Портрет Ливии.

17. Портрет императора Коммода в образе Геракла.

16. Бюст Филиппа Аравитянина.

17.*Конная статуя Марка Аврелия на площади Капитолия в Риме.

18. *Голова колосса императора Константина.

19. Саркофаг Людовизи.

20.*Христос Добрый пастырь( катакомбы Рима, гробница Присциллы).

Литература:

Соколов Г.И, Искусство Этруссков./Г.И. Соколов.--М.:Искусство, 1988.—215c.

Он же, Искусство Древнего Рима./Г.И.Соколов.--М.:Искусство, 1971.—276 c.

Блаватский, В.Д. Архитектура Древнего Рима. /В.Д. Блаватский.--М.:Искусство , 1938. – 349 с.

Бритова, Н.; Лосева Н.М.; Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет . / Н.Н Бритова, Н.М.Лосева, Н.А.Сидорова. -- М. :Искусство, 1975.- 211с.

Вощинина, А.И. Очерки истории древнеримского искусства./ А.И. Вощинина.-- Л. :Искусство, 1947.—с.313.

Кобылина,М.М. Искусство Древнего Рима./ М.М. Кобылина.-- М.,1939.-234с.

Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Искусство Этрурии и Древней Италии. Очерки./ Н.М. Лосева, Н.А .Сидорова.-- М.:Искусство,1988. – 402 с.

Сидорова Н.А., Чубова А.П., Искусство римской Африки./ Н.А .Сидорова, А.П Чубова.-- М.:Искусство, 1979. – 279 с.

Помпеянские росписи. М.-Л.: Искусство, 1937.- 198 с.

Сергеенко М.Е. Помпеи./ Сергеенко М.Е. -- М.-Л. .: Искусство, 1946.

Лекция 7.

Искусство Западной Европы в V-XII вв.

Особенности культурно-исторических процессов в Западной Европе IV-V вв. Позднеантичная и «варварская» художественные традиции в искусстве и архитектуре V-VIII вв. Взаимодействие и взаимовлияние. Архитектура VI-VIII вв. Миниатюра и мозаики V-VIII вв. Каролингское Возрождение и проблема «малых возрождений» в средние века. Тенденции развития храмовой архитектуры IХ-XII вв. Конструкция , символика и эволюция романской архитектуры Франции и Германских земель. Романская скульптура Франции. Стилистические особенности, иконография. Романская миниатюра и монументальная живопись XI-XI: (общая характеристика художественного языка).

Список памятников:

1. Мавзолей Теодориха в Равенне.

2. Фибула в виде орла (Нюренберг, Германский национальный музей)

3. *Церковь Санте-Мария де Монте Наранко.

4. Баптистерий в Венаске.

5. *Келлсское Евангелие(миниатюры инициалов).

6. Символ евангелиста Марка (миниатюра Евангелия Дарроу.)

7. Изображения евангелистов(миниатюры Евангелия Эббо)

8. *Изображения евангелистов.(миниатюры Коронационного Евангелия)

9. *Христос на троне (миниатюра Евангелия Годескалька).

10. *Аахенская капелла.

11. Церковь. Св.Михаила в Хильдесхайме.

12. Базилика Сант-Амброджо в Милане.

13. Церковь Сен_Филибер в Турню.

14. *Архитектура паломнических церквей (Сен-Фуа в Конке, Сен-Сернен в Тулузе, Сант Яго де Компостелла)

15. Фасад церкви Св. Троицы в Кане.

16. Имперские соборы Германии ( Собор в Вормсе, *Собор в Шпайере).

17. Скульптура портала церкви Сен Пьер в Муассаке.

18. Скульптура портала церкви Сен. Мадлен в Везле.

19. *Скульптура тимпана церкви Сен-Лазар в Отене.

20. *Скульптура королевского портала собора в Шартре.

21.* Миниатюры Книги евангельских чтений Генриха II.

22. Миниатюры Апокалипсиса из Лиебаны.

23. Фрески апсиды церкви Санта-Мария в Тауле.

24. Роспись свода церкви Сен-Савен сюр Гартамп.

Лекция 8.

Искусство Западной Европы в XII-XIV вв.

Формирование готической архитектурной системы во Франции. Эволюция французской готики. Готический собор как образ мира. Символика, конструкция декорация больших готических соборов Франции. Особенности немецкой и итальянской готики. Поздняя готическая архитектура во Франции и Англии. Готическая скульптура Франции и Германии. Иконография, эволюция. Готическая миниатюра XIII-XIV вв. Общая характеристика.